Материалы к уроку литературы в 6 классе «Повесть М. Пришвина "Кладовая солнца"»

8
7
Материал опубликован 18 February 2019 в группе

М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Стригачева Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Тюшинская СОШ» 2014г.

«Человеку надо вернуть себе детство, и тогда ему вернётся удивление, и с удивлением вернётся сказка» М.М. Пришвин

Реальная основа повествования Переславкий край, Усолье, дом, где в годы войны жил М.М.Пришвин

Митраша и Настя Выпишите цитаты, описывающие героев.

Настя. «золотая курочка на высоких ножках», веснушки, «как золотые монетки», носик «чистенький», «волосы … отливали золотом»

Митраша. «мужичок в мешочке», в «золотых веснушках», носик «чистенький, как у сестры». «Умненькие дружные ребята». -В каком значении в данных словосочетаниях употреблено слово «золотой»(см.словарь).

Расширяем кругозор

Расширяем кругозор Золотой –1. Сделанный из золота. 2. перен.Блестяще-жёлтый, цвета золота. 3. перен.Замечательный по своим достоинствам, прекрасный, очень хороший.

Нравятся ли герои писателю? А вам? После смерти родителей брат и сестра жили трудно, но дружно, вместе хозяйствовали, заботились друг о друге и «о живых существах» (домашних животных) Особенно дороги автору такие черты детей, как трудолюбие, неравнодушие к людям и общественным делам.

Антипыч и Травка Для чего Пришвин включает этих героев в повествование?

Сказка и быль Рассказ о жизни Насти и Митраши – это сказка или быль? Где сказка входит в их жизнь?

Сросшиеся деревья

Участие сил природы в споре детей

Вставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даёт понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказах и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, сказочный лес, где стонут и плачут деревья, где разговаривают звери и птицы. Вставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даёт понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказах и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, сказочный лес, где стонут и плачут деревья, где разговаривают звери и птицы. В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, Татьяна Николаевна!

19 February 2019

Спасибо за отзыв, Валентина Ивановна!

20 February 2019

Татьяна Николаевна! Очень интересный урок по произведению Пришвина "Кладовая солнца". Прекрасно подобран материал. Картины художников, как будто бы написаны к данному произведению - таинственны и сказочны. Музыка позволяет глубже воспринимать литературное произведение. Вы большая молодец, Татьяна Николаевна, что объединили в своём уроке по литературе и изобразительное искусство, и музыку!

25 February 2019

Марина Ивановна, благодарю за внимание и понимание. Честно говоря, я фанат использования межпредметных связей на уроке литературы и накопила значительный опыт работы в этом направлении. Мне кажется, нас, филологов, можно всё же разделить на учителей русского языка и учителей литературы. Я в первую очередь - учитель литературы, а литература - это искусство! Посмотрите другие мои материалы: там ещё много интересного. Буду рада, если они пригодятся не только мне.

25 February 2019

Литература, музыка и изобразительное искусство всегда взаимодополняют друг друга. Я, с моими дошколятами, в изобразительной деятельности, часто использую литературные произведения (недавно рисовали по былинам о богатырях, очень живописные получились рисунки).

27 February 2019

После каникул начинаем изучать. По нашей программе "Кладовая солнца" - в 5 классе. Спасибо за материалы, Татьяна Николаевна!

31 October 2019

К сожалению, по нашей программе это произведение изучается в рамках внеклассного чтения. А жаль! Поэтому рука не поднялась выкинуть его из программы, благо, что количество уроков даёт относительную свободу, можно побольше включить внеклассных произведений.

1 November 2019