Материалы к уроку литературы в 6 классе «Повесть М. Пришвина "Кладовая солнца"»

8
7
Материал опубликован 18 February 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Первый урок по повести "Герои сказки-были" можно провести на основе презентации.

Дидактический материал
DOCX / 13.83 Кб

Картины художников, созвучные повести:
К.Васильев "Лесная готика"
К.Васильев "Лесная сказка"
Н.Ромадин "Затопленный лес"
Н.Ромадин "Лесное озеро"
И.Шишкин "Дебри"
И.Шишкин "Лесная глушь

Предварительный просмотр презентации

М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Стригачева Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Тюшинская СОШ» 2014г.

«Человеку надо вернуть себе детство, и тогда ему вернётся удивление, и с удивлением вернётся сказка» М.М. Пришвин

Реальная основа повествования Переславкий край, Усолье, дом, где в годы войны жил М.М.Пришвин

Митраша и Настя Выпишите цитаты, описывающие героев.

Настя. «золотая курочка на высоких ножках», веснушки, «как золотые монетки», носик «чистенький», «волосы … отливали золотом»

Митраша. «мужичок в мешочке», в «золотых веснушках», носик «чистенький, как у сестры». «Умненькие дружные ребята». -В каком значении в данных словосочетаниях употреблено слово «золотой»(см.словарь).

Расширяем кругозор

Расширяем кругозор Золотой –1. Сделанный из золота. 2. перен.Блестяще-жёлтый, цвета золота. 3. перен.Замечательный по своим достоинствам, прекрасный, очень хороший.

Нравятся ли герои писателю? А вам? После смерти родителей брат и сестра жили трудно, но дружно, вместе хозяйствовали, заботились друг о друге и «о живых существах» (домашних животных) Особенно дороги автору такие черты детей, как трудолюбие, неравнодушие к людям и общественным делам.

Антипыч и Травка Для чего Пришвин включает этих героев в повествование?

Сказка и быль Рассказ о жизни Насти и Митраши – это сказка или быль? Где сказка входит в их жизнь?

Сросшиеся деревья

Участие сил природы в споре детей

Вставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даёт понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказах и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, сказочный лес, где стонут и плачут деревья, где разговаривают звери и птицы. Вставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даёт понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказах и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, сказочный лес, где стонут и плачут деревья, где разговаривают звери и птицы. В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, Татьяна Николаевна!

0
19 February 2019

Спасибо за отзыв, Валентина Ивановна!

1
20 February 2019

Татьяна Николаевна! Очень интересный урок по произведению Пришвина "Кладовая солнца". Прекрасно подобран материал. Картины художников, как будто бы написаны к данному произведению - таинственны и сказочны. Музыка позволяет глубже воспринимать литературное произведение. Вы большая молодец, Татьяна Николаевна, что объединили в своём уроке по литературе и изобразительное искусство, и музыку!

0
25 February 2019

Марина Ивановна, благодарю за внимание и понимание. Честно говоря, я фанат использования межпредметных связей на уроке литературы и накопила значительный опыт работы в этом направлении. Мне кажется, нас, филологов, можно всё же разделить на учителей русского языка и учителей литературы. Я в первую очередь - учитель литературы, а литература - это искусство! Посмотрите другие мои материалы: там ещё много интересного. Буду рада, если они пригодятся не только мне.

1
25 February 2019

Литература, музыка и изобразительное искусство всегда взаимодополняют друг друга. Я, с моими дошколятами, в изобразительной деятельности, часто использую литературные произведения (недавно рисовали по былинам о богатырях, очень живописные получились рисунки).

0
27 February 2019

После каникул начинаем изучать. По нашей программе "Кладовая солнца" - в 5 классе. Спасибо за материалы, Татьяна Николаевна!

0
31 October 2019

К сожалению, по нашей программе это произведение изучается в рамках внеклассного чтения. А жаль! Поэтому рука не поднялась выкинуть его из программы, благо, что количество уроков даёт относительную свободу, можно побольше включить внеклассных произведений.

0
1 November 2019