12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия35

Единство природы и человека в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Цели урока:

-показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;

-сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле;

-раскрыть иносказательность и символику языка произведения;

-пробудить в учащихся чувство переживания;

-воспитывать в детях чувство красоты, доброты;

-раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя. 

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация. 
 

Ход урока

-Каково настроение?

У поэта Евгения Баратынского есть такие строчки:

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел трепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье. (жизнь)

- Ребята, какому писателю можно посвятить эти строчки?

- Действительно эти строчки как будто бы написаны о М.М.Пришвине - лирике природы, художнике-мыслителе.

-какое произведение дома прочитали?

2. Кроссворд

-Разгадать кроссворд и составить слова, которые получились.

- Так о чем мы сегодня будем говорить? (О единстве человека и природы, попробуем понять, кто остаётся человеком и в трудной жизненной ситуации)

Запись даты и темы в тетрадь.

Эпиграфом, спутником нашего урока явл.: «Охранять природу – значит любить Родину» М.М. Пришвин.

Нашу исследовательскую работу я предлагаю начать с блиц – опроса.

БЛИЦ-ОПРОС:

В каком году написана сказка – быль « Кладовая солнца»? (1945г.)

Имена героев произведения ? ( Настя, Митраша)

Название болота , возле которого жили дети?( Блудово)

Топкое место в болоте? ( Слепая Елань)

Как вы поняли выражение « Осиротели двое детей» ( потеряли родителей)

Что случилось с родителями Насти и Митраши?

О какой Отечественной войне идёт здесь речь?

А что значит Отечественная?

Какое хозяйство досталось детям после родителей? ( изба пятистенная , корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен)

Почему автор называет это хозяйство «богатством» (война, но сохранено крестьянское хозяйство)

 

3.Д\з

д\б найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения.

Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит?

(О любви к природе, о том, что он относится к ней ласково, с уважением. Говорит об авторской любви к своим героя).

Примеры сравнений и олицетворений: как Золотая Курочка, как золотые монетки…; деревья стонали, выли…

Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения? (Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа)

-Еще какие из-выраз. Ср-ва встретили?

Перифраза, гипербола

4.Беседа о жанре

Ребята, скажите, что такое жанр? (форма произведения)

-Перечислите эти 3 рода. (эпос, лирика, драма)

-Какому из 3 родов принадлежит это произведение? (Эпос)

-Как автор сам определяет жанр произведения? Сказка – быль

-Что такое быль?

-А что мы называем сказкой?

5. Работа со словарем.

-А где можно посмотреть толкование слова?

Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

Задание: подберите синонимы: действительный - реальный,существующий, невоображаемый.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

-Что переплетается в этом произведении? (сказочное и реальное)

6. Работа в группах

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок», — говорит народная мудрость.

1 группа находит сказочные моменты в произведении.

2 группа – реальные моменты.

 

1)Сказочный зачин;

2) выбор пути;

 3) испытания;

 4) животные – герои-враги (ворон, ядовитая змея, сорока, волк Серый Помещик); 

5) герои-помощники (собака Травка)

1) действия;

 2) реальные персонажи; 3)повествователь-разведчик природных богатств.

Сказка

Быль

3 группа определяет функцию слияния реального и сказочного. Задание закончить предложение: «Сказка и реальность переплетаются в произведении. Автор хотел сказать, что ……..» где бы не находился человек, кем бы он ни был (большим или маленьким), с какой бы целью он не обратился к природе (добыть полезные ископаемых или набрать ягод) природа всегда будет ему помогать, кормить, а человек должен нести ответственность перед всем живым на земле. Эта мысль воплощается в главных героях произведения – Насте и Митраше.

 

4 группа – работает у карты

-К какому выводу пришла 3 группа?

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

- За какой ягодой собрались Настя и Митраша? (Клюква)

Отправимся и мы вслед за нашими героями

Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (гл4.)

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя.

Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

- Какие образные определния, изобра-выраз средства дают понять нам, что лес сказочен, заколдован? (Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют. Очень жалко и ель, и сосну)

-Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Как природа помогает понять настроение спорящих детей?

-Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”. Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

-А что происходит в природе после ссоры детей? (Тогда серая хмарь плотно надвинулась…)

-Как, по-вашему, автор относится к происходящему? (с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними. Но это не остановило наших героев, каждый из них пошёл своей тропой)

- А где еще природа приходит на помощь ребятам? (Елочки-старушки волновались и не хотели пропускать его, трава-белоус-неизменный спутник тропы)

-Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах? (Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу)

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем, 
Встанем, глубоко вздохнем. 
Дети по лесу гуляли, 
За природой наблюдали. 
Вверх на солнце посмотрели 
И их лучики согрели. 
Чудеса у нас на свете 
Стали карликами дети. 
А потом все дружно встали 
Великанами мы стали. 
Бабочки летали, 
Крыльями махали. 
Дружно хлопаем, 
Ногами топаем. 
Хорошо мы погуляли 
И немножечко устали.

Фрагмент

-А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова? 

(Автор хочет нам сказать, природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь)

-Как связаны природа и человек в произведении? Каким жизненным навыкам учит нас сказка-быль?

-В завершение разговора вдумайтесь в слова М. М. Пришвина, обращенные к юному поколению, то есть к вам: 
Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

- о чём же говорит писатель? О торфе?

Конечно же, нет. О людях, их душевном богатстве. «Кладовая солнца» - это добрые, любящие сердца людей, их душевное богатство. Обладая этой кладовой, сохраняя её в душе, человек становится счастливым и несёт это счастье другим. Человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь».

Рефлексия

Домашнее задание. 

Написать сочинение -размышление на тему «Охранять природу - значит охранять родину». 

Закончить предложение. «Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть …..

Выписать эпитеты к слову солнце.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: « ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Угадайте, какой предмет лежит в « Волшебном сундучке»

Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)

В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)

«Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб)

Зачем отправились ребята к лес?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Светлана Лушникова (Кузнецова), 04.12.17 в 16:03 1Ответить Пожаловаться
Я думаю,что это просто разработка урока. На тех. карту урока не похож. Где УУД?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.