Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых (о роли семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних)
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Роль семьи в профилактике правонарушений»
Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых (о роли семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних)
В.С.Легоцкая,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Ключевые слова: девиантное поведение, предпреступное поведение, противоправное поведение, преступное поведение, асоциальное поведение.
Вопрос о профилактике правонарушений среди подростков всегда начинается с поисков решения проблем, связанных с работой классного руководителя и семьи. Это не случайно. Именно семья играет важнейшую роль в профилактике противоправного поведения детей, именно семья является главным источником как положительного, так и отрицательного в каждом ребенке. Об этом свидетельствуют данные ряда научных исследований [2]. Судя по этим данным, каждый третий ребенок, совершивший правонарушение, сталкивался с асоциальным поведением родителей: систематическим пьянством, жестокими скандалами, ничем не прикрытым развратом, совершением самими взрослыми преступлений.
Однако следует отметить (и в этом убеждает педагогический опыт автора статьи), что не только недостаток внимания и любви со стороны родителей, но и чрезмерная опека являются неблагоприятными условиями семейного воспитания. Равнодушное отношение родителей и постоянная навязчивая родительская забота одинаково опасны.
Как же организовать классному руководителю работу по профилактике правонарушений среди подростков? Как объяснить родителям, что именно они являются причиной асоциального поведения их детей. Скажу сразу: речь идет о тех родителях, с которыми можно вести работу (с «вменяемыми родителями», как часто мы говорим в учительской среде). С теми, кто сам являет образец девиантного поведения, работать следует правоохранительным органам и органам опеки.
У современного классного руководителя приемов работы в этом направлении не так много. Родительское собрание, свободный разговор с родителями в присутствии ребенка или без него (по телефону, если надо сообщить о случившемся), записи в дневники (в нашей гимназии все еще ведут бумажные дневники).
На родительском собрании или в частной беседе родителям можно посоветовать следовать некоторым правилам в отношении с ребенком, если на него поступают жалобы от учителей или родителей его одноклассников.
1. Во всех ситуациях сохраняйте спокойствие, не переходите на крик, разбирайтесь в ситуации максимально объективно.
2. Постарайтесь сделать все возможное, чтобы ребенок доверял вам.
3. Продемонстрируйте ребенку, что вы хотите быть в курсе его проблем, что вы интересуетесь тем, что с ним происходит.
4. Современные дети – умелые манипуляторы, не позволяйте собой манипулировать. Твердо отклоняйте все намеки вашего ребенка на попытки побега из семьи, суицида и т.п.
5. Предоставьте ребенку возможность самому проанализировать и исправить свои ошибки.
6. Не оставляйте события без вашего внимания. Одной беседы может быть недостаточно. Проконтролируйте, как ребенок разрешил ситуацию (принес ли извинения, как складываются отношения с тем ребенком, которого он обидел).
На родительском собрании или в частных беседах с родителями следует говорить о примерах, иллюстрирующих превращение семьи в фактор, ломающий судьбы детей. Здесь же следует заметить, что семей, где сознательно прививают детям антиобщественные взгляды, единицы. Чаще всего родители или не умеют воспитывать своих детей, или не имеют возможности из-за занятости или других причин. Так, можно довести до сведения родителей следующую статистику: «В Брянской области с начала 2022 года подростки совершили 129 преступлений. Все они раскрыты. Число совершенных правонарушений несовершеннолетними за последние пять лет снизилось. С 308 по итогам 2017 года до 189 в 2021 году. Об этом сообщают в пресс-службе УМВД России по Брянской области» [3]. Кстати, именно в пресс-службе УМВД России по Брянской области можно найти информацию о том, какую профилактическую работу проводят полицейские и также информировать родителей (полицейские организуют тематические круглые столы, конференции и форумы).
Важно напоминать родителям о том, что преступления подростками очень часто совершаются по причине отсутствия должного надзора и контроля со стороны родителей. Пример: подросток 14 лет, изрядно выпив со своими друзьями, совершил кражу. На заседании комиссии по делам несовершеннолетних он раскаивался, но утверждал, что ничего не помнит после выпитого.
Интересным может быть материал, напечатанный в «Аргументы и факты. Брянск» -интервью с Виталием Мединским, начальником брянской воспитательной колонии. В частности, В.Мединский сказал: «Количество преступлений почти не меняется, зато меняется их характер. Они становятся более жестокими. Нередко подростки совершают их в сговоре, планируя каждый шаг. Причём на это способны как ребята из неблагополучных, неполных семей, где воспитанием ребёнка занимается только один из родителей, так и из благополучных. Особенно легко сегодняшние подростки идут на насилие. Для них уже не табу лишить кого-то жизни. За примером далеко ходить не нужно - прошлогодний случай на озере Орлик в Бежицком районе Брянска, где девушка жестоко расправилась со своей подругой, с которой они достаточно долго дружили» [1].
Особое внимание следует обратить внимание родителей на то, что трудные дети, проявляющие девиантное, предпреступное или противоправное поведение, вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители не интересуются внутренним миром своих детей, акцентируют внимание лишь на удовлетворении материальных потребностей. Многие подростки, совершившие правонарушения, воспитывались в неполных семьях, в семьях, находившихся в состоянии развода, в семьях с неблагополучными взаимоотношениями.
Таким образом, можем сделать вывод: что бы ни случилось с ребенком, родители должны проанализировать собственные ошибки. В этом заключаются доброта, любовь и порядочность в отношениях взрослых и детей – основа семейного воспитания. Об этом почаще следует напоминать родителям и их детям, ведь именно семья играет решающую роль в профилактике правонарушений среди подростков.
Использованная литература
1. Момот О. Переступить черту. На Брянщине растёт подростковая преступность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bryansk.aif.ru/society/perestupit_chertu_na_bryanshchine_rastyot_podrostkovaya_prestupnost (дата обращения: 30.10.2023).
2. Нешитая, О. Н. К вопросу о влиянии семьи как одной из основных причин преступности несовер-шеннолетних / О. Н. Нешитая, О. Н. Баженов. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8892/ (дата обращения: 30.10.2023).
3. Петрунина Н. В Брянской области с начала 2022 года подростки совершили 129 преступлений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bryansk.kp.ru/online/news/4771015/ (дата обращения: 30.10.2023).
Галина Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Тарасова Ирина Викторовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна