Сценарий информационно-познавательной программы «Мода? Привычка? Жизнь?»
Сценарий информационно-познавательной программы
Автор: Цыбрук Надежда Жоржевна
педагог-организатор
1 квалификационной категории
МБОУ «Школа № 18» г.о. Балашиха
2023 г.
Внеклассное мероприятие
«Мода? Привычка? Жизнь?»
Цель: формирование у подрастающего поколения устойчивого негативного отношение к курению.
Задачи:
1. Выявить личное отношение к проблеме курения. Доказать необходимость вести здоровый образ жизни.
2. Познакомить учащихся с историей появления табака. Как ведется антитабачная программа в других странах.
Рассказать, продемонстрировать, используя видео материал, основанный на реальных событиях, пагубного влияния курения ВЕЙПов.
3. Воспитывать бережное отношение к своему организму, устойчивое негативное отношение к курению.
Оборудование: ПК, экран, проектор, листы А4, фломастеры, карандаши.
Наглядные пособия: презентация, видео материал.
Предварительная работа: небольшой доклад учащихся о влиянии курения на организм человека: нервная система, дыхательная система, сердечно-сосудистая система, пищеварительная система, репродуктивная система, покровная, опорно двигательная система, органы чувств.
Аудитория: 7- 8 класс
Форма проведения: информационно-познавательная беседа.
Ход мероприятия:
(Слайд № 1)
Учитель:
Не курите братцы, не курите!
Сигареты - модно? - это бред!
Кажется - невинная забава,
Ошибаетесь - смертельный вред!
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о самой актуальной проблеме среди молодежи, взрослого поколения, и даже детей. Это проблема огромная масштабная и вышла на международный уровень: курение сигарет, курительных смесей, электронных сигарет и др. В нашем веке очень сильно распространено курение среди молодежи. Это очень важно и мы с вами сегодня об этом поговорим.
Давайте мы с вами составим пирамиду «Жизненных ценностей»
(Ребята, называют жизненные ценности в порядке значимости).
1. Здоровье
2.Семья
3. Материальные блага.
4. Друзья.
5. Увлечение любимым делом.
4. Образование и т.д.
Учитель: Все вы правильно называете, но самое главное, конечно здоровье. Если его не будет, то и все эти ценности в жизни, которые вы назвали, просто будут отсутствовать в вашей жизни.
(Слайд № 2)
Учитель: Конечно, здоровье – это самый важный аспект в жизни человека. Человека можно назвать здоровым, когда он физически, психически и социально благополучен, а не только отсутствием болезней.
Вы согласитесь со мной, что здоровье человека складывается из многих составляющих компонентов, это: правильное питание, занятия спортом, увлечение любимым делом, отказ от вредных привычек и т.д.
Ребята, скажите, курить, модно или нет?
(Ответ ребят)
Учитель: Курение – это привычка или жизненная необходимость?
(Ответ ребят)
(Слайд № 3) «История появления табака»
Учитель:
История происхождения табака насчитывает не одно столетие. До шестнадцатого века растение произрастало только в Южной и Северной Америке. Первые изображение табака были найдены в древних храмах. Эти находки археологов датируются тысячным годом до нашей эры. В древнем мире растение использовалось шаманами и местными лекарями. Табаку приписывали целебные свойства, а листья применялись как болеутоляющее.
История возникновения табака в Старом Свете противоречива. Есть сведения, что первый европеец, который попробовал табачные листья, не оценил их и выкинул дар туземцев. Сам Христофор Колумб, может, и правда, совершенно не заинтересовался растением, но другие члены экспедиции точно стали свидетелями ритуального курения скрученных листьев, которые местные жители называли табака или тобаго. После возвращения на родину любителей курения инквизиция обвинила в связи с мистическими силами. Но семена и листья продолжали привозить в Европу. Историю табака в Старом Свете творили крупные государственные деятели. Так, посол Франции в Лиссабоне Жан Нико в 1561 году послал табак королеве Медичи. Растение считалось эффективным и безопасным средством от мигрени. От фамилии Нико произошло слово «никотин» - так называют основной компонент табака, самый ядовитый.
Постепенно курение стало проникать на территорию всей Европы.
(Слайд № 4)
Петр I , как стал царем и начал, как известно, вводить в России «европейские» порядки, в том числе и пропаганду курения. При Петре I в России появились первые табачные фабрики. Курение распространилось по всей стране. Тогда еще никто не знал, насколько опасна эта привычка.
Учитель: Я вам уже говорила, что курение влияет негативно на весь организм.
Сейчас ребята расскажут нам о влиянии курения на организм человека.
(Небольшие сообщения учащихся о влиянии курения на организм человека.
(Слайд № 5,6,7,8,9,10,11,12)
(Слайд № 13)
Учитель: Давайте посмотрим на слайд, и посмотрим, из чего же состоит сигарета.
(на экране демонстрируется слайд из чего состоит сигарета: что входит в ее состав)
Учиетль: Ребята, небольшая информационная минутка.
Свои способы борьбы с курением сегодня практически существуют в каждой стране мира Так, в Соединенных Штатах Америки свои антитабачные законы приняты едва ли не в каждом штате. В Нью-Йорке нельзя закурить сигарету в общественном месте или в служебном транспорте; курильщики могут свободно дымить только у себя дома, в личной машине или в специальных гостиничных номерах для курильщиков.
Италия: предпочитают проверенные методы борьбы с помощью штрафов: раскуренная в общественном месте сигарета может стоить итальянцу двести пятьдесят евро, а если поблизости окажется беременная женщина или ребенок, то штраф автоматически возрастет до полутысячи долларов.
Швеция: к проблеме курения решили подойти комплексно. В этой стране сигареты стоят едва ли не дороже, чем в прочих странах мира, а начальство выдает солидные премии тем сотрудникам, которым удалось бросить курить. И даже студент, который рассчитывает получать стипендию, для начала должен избавиться от вредной дымной привычки.
Польша: В городах со всех улиц убрали автоматы по продаже сигарет, чтобы подростки не могли купить себе пачку каждый раз, как только им захочется. К тому же здесь также вычитают потраченное на курение время из общей протяженности рабочего дня. Что не замедлит сказаться на заработной плате курильщика.
Турция: оригинальный способ борьбы с курением существует в Турции. Взрослым здесь запрещено курить, дабы не подавать плохой пример детям, а если турок нарушит антитабачное предписание, он вынужден будет отдать мешок муки или сахара бедным. В этой стране даже существует музей, где собраны советы тех людей, которым удалось побороть свою пагубную привычку.
Китай: мировой лидер по производству табачных изделий. Здесь же находятся самые большие в мире плантации табака.
Борьба с вредной привычкой происходит при помощи штрафов и поощрения тех, кто решил от нее отказаться. В некоторых крупных компаниях китайцам, которые не курят, дают премии, а для тех, кто зависим от вредной привычки, вводит санкции.
Кроме того, компартия Китая может отдать сотрудникам приказ об отказе от курения, и он будет выполнен. Но на паках с сигаретами, не пишут, что курение вредит вашему здоровью, в отличии от России.
(Слайд № 14-22)
Учитель: Сейчас ребята, мне бы хотелось провести викторину.
1. В XVIII веке в петербуржском свете было модно дамам нюхать табак. При этом любая уважающая себя дама всегда курила, брала табак левой рукой, и никогда – правой. Почему? (Правую руку давали для поцелуя, и она не должна была пахнуть табаком.)
2. Назовите содержимое люльки Тараса Бульбы. (Табак.)
3. Полное название какого пиджака переводится дословно с английского как «куртка, в которой курят»? (Смокинг.)
4. По-французски «носить лист» – портфель, «носить деньги» – портмоне. А как будет по-французски «носить сигары»? (Портсигар.)
5. Какое растение является родственником табака: капуста, лук или картофель? Почему? (Картофель, он тоже семейство паслёновых.)
6. Кого называют «курильщиками поневоле"?
А) тех, кто находится в обществе курящих
Б) тех, которых заставляют курить принудительно
В) тех, кто курит в тюрьме
7. Какие сигареты считаются безопасными?
А) сигареты с фильтром
Б) сигареты с низким содержанием никотина
В) нет
8. Когда отмечается всемирный день без табака?
31 марта
31 мая
31 августа
9. Что такое пассивное курение?
А) нахождение в помещении, где курят
Б) когда куришь за компанию
В) когда активно не затягиваешься сигаретой
Учитель: Спасибо вам за ваши ответы. Надеюсь, что кто-то узнал для себя что-то новое. Ребята, сейчас посмотрим с вами небольшое видео о курительных смесях, электронных сигаретах .
Видео № 1 «Чем опасен ВЕЙП»
(Слайд № 23)
Учитель: Ребята, у вас у каждого на парте лежит лист, фломастеры. Цветные карандаши, я предлагаю вам каждому создать рекламный плакат против курения, плакат за здоровый образ жизни. И мы с вами организуем выставку.
(Изготовление рекламных плакатов, выставка)
(Слайд № 24)
Учитель: Сегодняшнюю нашу встречу, мне бы хотелось закончить словами великого русского ученого-физиолога, академика, лауреат Нобелевской премии, Ивана Петровича Павлова «Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры.»
Спасибо, до свидания. Будьте здоровы!
Используемые источники
1. Отрывок из стихотворения Владимира Грибановского «Не курите братцы, не курите!
https://stihi.ru/2008/06/08/2571
2. История возникновения табака.
https://fb.ru/article/444104/istoriya-tabaka-proishojdenie-rasprostranenie-v-mire-interesnyie-faktyi
3. Информационная минутка «Как борются с курением в разных странах.
https://www.smol.kp.ru/daily/26192/3080759/
4. Видео № 1