Сценарий игровой познавательной программы «Безвредные советы» (2–4 класс)
Сценарий игровой познавательной программы «Безвредные советы»
Автор (составитель): Корягина Елена Николаевна, педагог дополнительного образования
Место и время проведения: лагерь дневного пребывания, 12.00ч.
Категория участников: учащиеся объединений
Возраст: учащиеся начальных классов.
Цель: формирование активной жизненной позиции в отношении проблем личной безопасности учащихся в различных ситуациях в процессе игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- углубить и закрепить знания учащихся о правилах поведения в различных жизненных ситуациях
Воспитательные:
- воспитывать выносливость, ловкость, умение действовать сообща, помогать друг другу;
- воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
Развивающие:
- развивать качества личности, необходимые для безопасного поведения в условиях существования в окружающей среде;
- развивать мышление, внимание, память, инстинкт самосохранения;
- развивать воображение детей.
Оформление: локации со знаками: «Лес», «Водоем», «Интернет».
Оборудование и реквизит: ноутбук, флеш-карта, микшерский пульт, микрофоны, колонки, карточки с заданиями, фломастеры, наборы цветных мелков, обручи, наборы конусов для эстафет.
Действующие лица: ведущий, члены жюри.
Методические рекомендации по проведению. Территория, где проводится мероприятие, разделена на участки, на ней размещены таблички с локациями, реквизит для проведения эстафет, столы для выполнения заданий. Перед началом мероприятия звучит музыка.
Ход мероприятия.
Фоном звучит музыка «Не ходите дети в Африку гулять» из м/ф «Доктор Айболит»,
сл. К.И.Чуковский, муз. Г.Фиртич
Ведущий. Добрый день, ребята. Тема нашего мероприятия «Безвредные советы». Что по-вашему мнению значит словосочетание «безвредные советы»?
Ответы детей
Ведущий. Совершенно верно. Безвредные советы – это полезные советы, о том как действовать в различных экстремальных ситуациях, которые вам могут дать другие люди или которые можно где-то прочитать. Ситуации могут быть разными: вы заблудились в лесу или незнакомом городе, дома возник бытовой пожар, на реке или водоеме кто-то начинает тонуть, незнакомец на улице или в сети ИНТЕРНЕТ вам предлагают подарок за небольшую услугу. Сегодня мы с вами проиграем несколько таких ситуаций. Сначала необходимо разделиться на команды и придумать название ваших команд.
Дети делятся на команды, выбирают капитанов и придумывают название командам.
Ведущий. Представляю членов нашего компетентного ЖЮРИ.
Идет представление членов жюри.
Ведущий. Члены жюри будут следить за выполнением заданий, оценивать конкурсы, и объявлять результаты. Команда, которая получит большее количество очков, будет объявлена победителем и получит главный приз программы. Для начала нашей программы прошу капитанов построить команды.
Капитаны команд выстраивают участников недалеко от первой локации.
Фоном звучит музыка «Песенка веселого туриста»,
сл. Сергей Михалков, муз. Евгений Жарковский
Локация №1 «Безопасность в лесу.
Ведущий. Ребята, посмотрите вокруг. Вы увидели какой-нибудь знак? (Знак «Лес») И что, по-вашему мнению, этот знак означает?
Ответы детей.
Ведущий. Правильно – лес, т.е. первые безвредные советы будут связаны с нахождением в лесу. Какая экстремальная ситуация может с вами случиться в лесу?
Ответы детей. Заблудился, укусил клещ, лесной пожар, дикие звери, съел ядовитые грибы или ягоды и т.д..
В лесу, на самом деле, не так страшно, как кажется. Главное «трезвость ума» и несколько хитростей, которые помогут вам выжить в экстремальной ситуации. Лето в разгаре, и многие не прочь провести время на природе в лесу. Любителям лесных путешествий стоит помнить, что в такой местности очень легко заблудиться. Давайте проиграем одну из ситуаций «Что делать, если заблудился в лесу». Даже при наличии карт, компасов и других средств для ориентирования на местности, все ровно есть риск запутаться и сбиться с намеченного пути. Что же нужно делать, когда оказываешься один на один с природой?!
Ответы детей
Ведущий. Предлагаю, в качестве разминки, вам пройти тест на знание основных правил безопасности и действий при нахождении в лесу.
Командам по очереди будут задаваться вопросы с вариантами ответов. Вам нужно выбрать правильный ответ среди предложенных. За каждый правильный ответ- получаете жетон.
Капитаны выстраивают команды полукругом. Ведущий проводит викторину, поочередно задавая вопросы участникам команд.
Тест «Что делать, если вы заблудились в лесу?»
1. Что нужно ПЕРВЫМ ДЕЛОМ сделать, если вы заблудились?
остановиться и прислушаться
идти на север
попытаться найти еду
идти дальше в том же направлении
просто развернуться на 180 градусов и идти назад
2. Какой номер телефона надо набрать, если есть сотовая связь
112
911
02
04
3. Если вы вышли к воде, то логичнее:
идти по течению
идти против течения
переправиться через реку
уходить от реки вглубь леса
4. Какая основная опасность подстерегает заблудившегося в первые минуты?
смерть от голода
дикие звери
холод
страх, паника
5. Если вы знаете, что вас точно будут искать примерно в этой местности то вы:
Начнете двигаться по кругу, постепенно удаляясь от места потери ориентиров.
Пойдете в каком-нибудь направлении, оставляя зарубки
Постараетесь найти поблизости источник воды и обустроите стоянку
Днем будете спать, а ночью идти на полярную звезду.
6. Если вы решите прочесать местность вокруг то:
Будете двигаться в наиболее вероятном направлении и устраивать новые стоянки.
Будете удаляться от места стоянки каждый раз в разные стороны, оставляя четкие следы (зарубки) и возвращаясь на место стоянки
Пойдете несколько часов по компасу на север, а вернетесь потом по направлению на юг.
7. Если вам встретились следующие ориентиры, то по каким вы пойдете?
Река
Линия электропередач
Столбики обозначающие квадраты в лесу
Звериная тропа
8. Как лучше подать сигнал бедствия из леса?
Выложить знаки аварийной ситуации на земле
Разжечь дымовой костер и выпускать дым клубами
Стучать палкой по деревьям
Пускать солнечные зайчики
Все ответы верные
Ведущий. Молодцы! Теперь вы знаете основные правила действий, если вы заблудитесь в лесу. Предлагаю закрепить полученные знания и поучаствовать в эстафете «Дорога домой».
Капитаны команд выстраивают команды для проведения эстафеты. Ведущий раздает реквизит.
ЭСТАФЕТА «Дорога домой»
Инструкция по проведению эстафеты
Дети выстраиваются в колонну на расстоянии вытянутой руки. Последний участник каждой команды бежит змейкой между детьми, добегает до отметки и встает лицом к команде. Второй участник с конца также бежит змейкой и встает впереди первого прибежавшего участника. Так повторяется до тех пор, пока вся команда не перебежит на другую сторону. Последний участник добегает до своего места и пишет крупно слово SOS. Побеждает та команда, которая выполнила первая все задания.
Ведущий. Отличная работа! Вы получили первую часть безвредных советов, которые помогут вам выжить в лесу.
Команды перемещаются на вторую локацию «Водоем».
Фоном звучит музыка «На крутом бережку», Песня из м/ф "Леопольд и Золотая рыбка"
сл. М. Пляцковский, муз Б. Савельев
Локация №2 «Безопасность на воде»
Ведущий. Ребята, предлагаю опять посмотреть вокруг. Что вы заметили? Что может означать этот знак?
Ответы детей.
Ведущий. Вы правильно отвечаете. Этот знак обозначает водоем. Сейчас, в летнюю жару, всем хочется быть ближе к воде. Однако стоит всем помнить правила безопасного поведения на воде. Для этого проверим ваши знания этих правил. Каждой команде по очереди задается вопрос. Правильный ответ – 1 жетон.
Викторина «Усвоил ли ты правила безопасного поведения на воде?»
1. Что дает для человеческого организма плавание?
Плавание закаляет организм, развивает мышцы, очищает и освежает тело, укрепляет сердечно-сосудистую систему.
2. Начиная с какой температуры воздуха и воды рекомендуется купаться?
Воздуха-20 градусов и более;
Воды -18 градусов и более.
3. В каких местах разрешается купание?
В специально оборудованных для этих целей местах.
4. В каких местах разрешается прыгать в воду?
Только в обследованных местах и оборудованных для этих целей.
5. При плавании в пруду Вы запутались в водорослях. Ваши действия?
Не, дергаться не делать резких движении. Лечь на спину и освободиться от растении. Отплыть на чистую воду.
6. Плавая по реке, Вы попали в водоворот. Ваши действия?
Не терять самообладания. Сделать глубокий вдох и нырнуть, т. к. на глубине сила водоворота слабее. Сделать сильный рывок в сторону по течению.
7. почему нельзя подплывать к близко проходящему моторному судну?
Судно винтами притягивает под себя воду, может затянуть под винты и пловца.
8. При купании на реке Вы попали в сильное течение. Ваши действия?
Попав в сильное течение, следует плыть по нему, стараясь приблизиться к берегу.
9. Плавая по водоему, Вы очень устали. Что необходимо сделать для отдыха?
Перевернуться на спину и легкими движениями рук и ног поддерживать себя на воде. Глубоко, спокойно и равномерно дышать.
10. При купании вода попала в дыхательные пути и Вы закашлялись. Что надо сделать?
Остановиться в воде, приподнять голову и откашляться.
11. Плавая в воде на глубоком месте, Вы почувствовали, что Ваши ноги свело судорогой. Что необходимо делать в таком случае?
При судороге икроножной мышцы – обхватить обеими руками стопу ноги и резко с силой притянуть к себе. При судороге мышц бедра – обхватить обеими руками ногу у лодыжки и согнув ее в колене, подтянуть назад к спине. Если судорога не прошла, повторить еще раз.
12. Что может произойти с ныряльщиком на глубине?
При нырянии на глубину может возникнуть сильное давление на барабанные перепонки в ушах и кровотечение из носа. Глубину ныряния надо ограничивать.
13. Какие спасательные средства на воде, применяемые летом, Вы знаете?
Спасательная лодка, спасательный жилет, спасательный круг, конец Александрова, спас. шары и т. д.
14. Почему нельзя плавать на бревнах, лежаках, камерах, надувных матрацах?
Даже хороший пловец может не рассчитать силы, доверив свою жизнь подручным средствам. Волны или порывистый ветер часто уносят от пловца эти подручные средства.
Ведущий. Молодцы, вы хорошо отвечали. Чтобы проверить как вы усвоили эти правила предлагаю поучаствовать в эстафете «Спасение утопающего».
Капитаны команд выстраивают команды для проведения эстафеты. Ведущий раздает реквизит.
Эстафета «Спасение утопающего».
Инструкция по проведению эстафеты
Участники команд выстраиваются в колонну на расстоянии вытянутой руки. Один участник встает на исходную точку с обручем, лицом к команде. По сигналу первый участник бежит с обручем и надевает его на второго участника команды. Вдвоем они бегут к исходной точке. Первый участник остается, а второй бежит с обручем за третьим участником. Так происходит до тех пор, пока вся команда не переместится на исходную точку. Побеждает та команда, которая быстрее построится на исходной точке.
Ведущий. Следующим этапом на локации «Безопасность на воде» объявляется творческий конкурс.
Капитаны команд выбирают карточки с заданиями.
Творческий конкурс. «Безопасный водоем»
Инструкция для проведения конкурса
Командам даются задания нарисовать запрещающие и разрешающие знаки: «Купание разрешено», «Купание запрещено», «Купание животных» и. т.д.
Капитаны команд представляют жюри рисунки на асфальте. Жюри оценивает работу каждой команды.
Ведущий. Молодцы, ребята. Надеюсь, что эти простые правила и советы смогут помочь вам и другим людям в трудной ситуации.
Команды перемещаются на третью локацию со знаком «Интернет»
Фоном звучит музыка «Интернет», Песня из м/ф «Фиксики»,
музыка и слова Георгия Васильева
Локация №3 «Безопасный ИНТЕРНЕТ»
Ведущий. Ребята, пока мы с вами повторяли правила безопасности на водоемах появился третий знак. Кто ответит, что это такое? Верно, этот знак обозначает Всемирную сеть или ИНТЕРНЕТ. По вашему мнению нужны ли какие-то советы при работе за компьютером и в сети ИНТЕРНЕТ?
Ответы детей
Ведущий. Конечно, нужны! Знаете ли вы, что в виртуальном мире или киберпространстве любого из нас подстерегает множество опасностей, о которых многие даже не подозревают? Путешествуя в сети, вы можете встретить не только друзей или бывших одноклассников, но и людей, которые, пользуясь вашим незнанием основных правил безопасной сетевой работы, могут осуществить несанкционированный (удаленный) доступ к вашему компьютеру для кражи или уничтожения информации с жесткого диска, исказить или разрушить данные и программы на вашем компьютере. А иногда пользователь и не подозревает, что может стать или уже стал жертвой компьютерных мошенников.
Ведущий. Ребята, начнем наше киберпутешествие с загадок. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Задание № 1 «Загадки»
1. Что за чудо-агрегат Может делать все подряд - Петь, играть, читать, считать, Самым лучшим другом стать? Ответ: компьютер | 2. На столе он перед нами, на него направлен взор, подчиняется программе, носит имя Ответ: монитор |
3. Не зверушка, не летаешь, а по коврику скользишь и курсором управляешь. Ты – компьютерная …. Ответ: мышь | 4. Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть! Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть. Очень тонкая натура. Имя ей …. Ответ: клавиатура |
5. Сохраняет все секреты «ящик» справа, возле ног, и слегка шумит при этом. Что за «зверь?»… Ответ: системный блок | 6. Есть такая сеть на свете Ею рыбу не поймать. В неё входят даже дети, Чтоб общаться иль играть. Информацию черпают, И чего здесь только нет! Как же сеть ту называют? Ну, конечно ж, … Ответ: интернет |
Ведущий. Вы отлично справились с загадками. Однако у нас есть важное послание для безопасной работы в сети Интернет. Но случилась беда! Кто-то разрезал листик с одним важным правилом безопасного поведения в сети Интернет. Вам нужно восстановить правильную последовательность строк по имеющимся подсказкам.
Капитаны команд получают задание для команды
Задание № 2 «Важное послание»
Восстановите последовательность строк, если известно следующее:
* самая первая строка в стихотворении – это строка, в которой встречается слово «если»;
* во второй строке стихотворения первое слово состоит из одной буквы;
* в третьей строке есть слово «не»;
* в четвёртой строке встречаются числа;
* в пятой строке всего 19 символов (не забывай, что пробел – это тоже символ);
* в шестой строке кто-то может плакать;
* седьмая строка содержит 3 слова, одно из которых состоит из трёх букв, второе – из шести, третье – из девяти;
* в последней строке два слова записаны прописными буквами.
Укажи вариант, в котором двумя словами сказано то, что ты прочитал?
а) надёжный пароль б) красивый пароль
в) лёгкий пароль г) всем понятый пароль
Команды сдают выполненные задания
Ведущий. Молодцы! Конечно вы догадались, что без надежного пароля ваш компьютер не защищен и уязвим, а вместе с ним и вся информация, которая хранится на различных носителях. Для проверки ваших знаний и того, как хорошо вы запоминаете нужные и полезные советы, рассмотреть ситуации, которые могут произойти с каждым и описать ваши действия.
Задание № 3 «Ситуации»
Ситуация №1
Ведущий. Ребята, сейчас вам нужно очень внимательно прослушать ситуацию, которая может произойти с каждым пользователем сети Интернет. Посоветуйтесь в группе, какие будут ваши действия в данной ситуации.
Вы получили электронное письмо.
«Дорогой друг! Мне нравятся твои комментарии. Видно, что ты умный и добрый человек. У меня к тебе есть интересное предложение. Давай встретимся сегодня в парке в 5 часов вечера. У меня в руках будет игрушечный медвежонок. До встречи! Никому не сообщай о встрече! Это наш маленький секрет» Как вы поступите?
ОТВЕТ (Никогда не соглашайся на подобные встречи! Многие люди, с которыми ты общаешься в Интернете, могут оказаться обманщиками!)
Ситуация № 2
«Ваш друг зашёл на незнакомый ему сайт. Вдруг на экране компьютера появились непонятные сообщения. Что вы посоветуете предпринять вашему другу?»
ОТВЕТ (Если что-то непонятно, всегда зовите на помощь взрослых!)
Ситуация № 3
Дима создал себе электронный ящик. Теперь он может обмениваться сообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес его электронной почты пришло сообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя. Как поступить Диме?
ОТВЕТ (Никогда не скачивай и не открывай письма от незнакомцев!)
Ситуация № 4
Вам на электронную почту стали приходить письма, содержащие оскорбления, грубости. Что ты будешь делать?
ОТВЕТ (Никогда не отвечайте на обзывания и ругательства! Расскажите обо всем взрослым и попросите заблокировать обидчика!)
Ситуация № 5
Новый друг Васи, с которым он познакомился вчера в Интернете, попросил срочно сообщить такую информацию: номер телефона, домашний адрес, кем работают родители Васи. Что должен сделать Вася в этом случае?
ОТВЕТ (Никогда не рассказывай в Интернете личную информацию о себе! Это должны знать только близкие тебе люди!)
Ситуация № 6
После посещения Интернета твой компьютер начал пищать и на рабочем столе появились неизвестные файлы. Почему?
ОТВЕТ (Твой компьютер заразился вирусом! Для того, что бы этого избежать, необходимо пользоваться программой-антивирусом!)
Задание №4
Ведущий. Ребята, предлагаю наше заключительное задание. Эстафета «Всемирная сеть». Что Главным является условием работы в ИНТЕРНЕТЕ? Конечно, безопасность.
Эстафета «Всемирная сеть»
Инструкция по проведению эстафеты
Участники команд выстраиваются в колонну на расстоянии вытянутой руки. Первый участник бежит до финиша и пишет первую букву, второй –вторую. В итоге должно появиться слово «БЕЗОПАСНОСТЬ». Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
После конкурсов команды выстраиваются для подведения итогов.
Ведущий. Ребята, вы все молодцы и отлично справились со всеми заданиями. Пусть все советы, которые вы получили помогут вам в трудных ситуациях. Предоставим слово жюри.
Подведение итогов
Жюри после подведения итогов объявляет победителя. Награждение участников команды-победителя.
Мероприятие заканчивается флеш-мобом.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание № 1 «Загадки»
1. Что за чудо-агрегат Может делать все подряд - Петь, играть, читать, считать, Самым лучшим другом стать? _________________ | 2. На столе он перед нами, на него направлен взор, подчиняется программе, носит имя _________________ |
3. Не зверушка, не летаешь, а по коврику скользишь и курсором управляешь. Ты – компьютерная …. _________________ | 4. Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть! Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть. Очень тонкая натура. Имя ей …. _________________ |
5. Сохраняет все секреты «ящик» справа, возле ног, и слегка шумит при этом. Что за «зверь?»… _________________________ | 6. Есть такая сеть на свете Ею рыбу не поймать. В неё входят даже дети, Чтоб общаться иль играть. Информацию черпают, И чего здесь только нет! Как же сеть ту называют? Ну, конечно ж, … _________________________ |
Задание №2 «Важное послание»
* самая первая строка в стихотворении – это строка, в которой встречается слово «если»;
* во второй строке стихотворения первое слово состоит из одной буквы;
* в третьей строке есть слово «не»;
* в четвёртой строке встречаются числа;
* в пятой строке всего 19 символов (не забывай, что пробел – это тоже символ);
* в шестой строке кто-то может плакать;
* седьмая строка содержит 3 слова, одно из которых состоит из трёх букв, второе – из шести, третье – из девяти;
* в последней строке два слова записаны прописными буквами.
Приложение 1
Приложение 2
Список литературы
Ильин А.А. Школа выживания в природных условиях – Изд-во «Эксмо», 2003г.
Электронный ресурс
Безмалый В.Ф. Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет. URL:http://www.ifap.ru/library/book331.pdf
Безопасность в лесу URL: https://my-safety.ru/bezopasnost-v-lesy/10-pravil-bezopasnosti-v-lesu-dlya-detey/
Безопасность детей в Интернете URL: http://www.microsoft.com/rus/childsafety
Интернетугрозы: троллинг и кибербуллинг. URL: http://internetua.com/internetugrozitrollingikiberbulling
Памятка ребенку: что делать если заблудился в лесу: https://www.pravmir.ru/chto-delat-esli-zabludilsya-v-lesu/
https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/klassnyichasbiezopasnoiepoviedieniienavodie