12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шиляева Елена Геннадьевна4990
«Жить – это не значит дышать, это значит действовать». Жан-Жак Руссо
Россия, Кировская обл., Кирово-Чепецк

Шиляева Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ многопрофильного лицея г. Кирово-Чепецка

Модель урока литературы для 5 класса «Уроки стойкости и мудрости»
(По рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Дидактическая цель: способствовать достижению планируемых результатов в процессе закрепления и применения блока новой учебной информации средствами технологии «Конструктор задач» (Л. С. Илюшин) с применением ИКТ.

Тип урока: урок общеметодологической направленности (Л. Г. Петерсон).

Планируемые результаты:

а) предметные: знать содержание рассказа «Васюткино озеро»; уметь определять элементы сюжета в литературном произведении;

б) метапредметные:

  • регулятивные: уметь быстро включиться в деятельность, формулировать цели урока, контролировать и оценивать свои действия и результаты;

  • познавательные: уметь осуществлять смысловое чтение, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, комментировать художественный текст, устанавливать причинно-следственные связи;

  • коммуникативные: уметь строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, участвуя в коллективном обсуждении, формулировать собственное   мнение, выражать свои мысли в устной и письменной форме;

в) личностные: понимать настоящие жизненные ценности, значение знания и возможность его практического применения в жизни.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).

Формы организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: 1) презентация PowerPoint; 2) рабочие листы для обучающихся; 3) Коровина В. Я. и др. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2021. – С. 118 – 145.

Оборудование: 1) компьютер; 2) мультимедийный проектор.


Сценарий урока

1. Организация начала урока (3 минуты)

Учитель запускает презентацию (слайд № 1), приветствует обучающихся.

a1698852873.jpg

Читает высказывание М. И. Цветаевой (слайд № 2), предлагает на основе высказывания сформулировать цели урока (при необходимости корректирует ответы обучающихся):

  • понять смысл рассказа «Васюткино озеро»;
  • вступить в сотворчество с писателем через произведение.
l1698852927.jpg

Предлагает в течение нескольких секунд ознакомиться с рабочим листом (см. Приложение 1) и определить путь достижения целей урока (через выполнение заданий разного вида).


2. Актуализация знаний (5 минут)

Учитель предлагает перейти к «Литературоведческой странице» (слайд № 3) и самостоятельно выполнить в рабочих листах задание 1 («восстановите пропущенные слова, словосочетания или цитату в кратком пересказе произведения»).

j1698852953.jpg

Предлагает «по цепочке» проверить выполненное задание и исправить ошибки (по мере чтения осуществляет навигацию по щелчку).

w1698852966.jpg


3. Первичное закрепление (4 минуты)

Учитель предлагает самостоятельно выполнить задание 2 («определите элементы сюжета в рассказе «Васюткино озеро», указав напротив каждого из них номера соответствующих предложений из текста в задании 1», слайд № 4), проверить выполненное задание (слайд № 5) и исправить ошибки.

k1698853215.jpg
m1698853224.jpg
Предлагает объяснить смысл «Литературоведческой страницы»:
  • вспомнили и проверили знание содержания рассказа «Васюткино озеро»;
  • учились определять элементы сюжета в произведении.


4. Включение изученного в систему знаний (25 минут)

(10 минут)

Учитель предлагает перейти к «Биологической странице» (слайд № 6), говорит о разнообразии растительного и животного мира тайги и разумном отношении к нему.

b1698853249.jpg

Предлагает в группах выполнить задание 3 («работая в группах, восстановите пробелы в схеме (на отдельном листочке); при заполнении нижней части схемы используйте слова для справок», слайд № 7) и одной из групп прокомментировать получившуюся схему, а затем исправить ошибки в своих схемах (слайд № 8).

e1698853266.jpg
o1698853275.jpg

Даёт понятие классификации (распределение объектов в группы по определённым признакам), предлагает назвать эти «признаки»; поясняет, что паук не является насекомым, он относится к классу паукообразных.

Предлагает объяснить смысл «Биологической страницы»:

  • учились определять основания для классификации.


(5 минут)

Учитель предлагает перейти к «Туристской странице» (слайд № 9), ответить на вопросы, помещённые на слайде и в парах выполнить задание 4 («прочитайте памятку туристу; если Вам что-то непонятно, задайте вопросы; выучите памятку и расскажите её друг другу в парах», слайд № 10).

d1698853299.jpg
t1698853309.jpg


(10 минут)

Учитель предлагает перейти к «Духовной странице» (слайд № 11), выполнить задание 5 (1 ряд – «спорить с дедушкой – дело бесполезное…»; 2 ряд – «…всякая таёжная дорога начинается с затесей»; 3 ряд – «…велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное») и поделиться своими мыслями с одноклассниками.

В качестве домашнего задания можно предложить заполнить таблицу с оставшимися цитатами.

r1698853502.jpg
Предлагает выполнить задание 6 («из приведённых слов составьте предложение», слайд № 12) и проверить его выполнение (слайд № 13).
b1698853520.jpg
z1698853530.jpg

5. Рефлексия учебной деятельности (3 минуты)

Учитель предлагает перейти к «Личной странице» (слайд № 14) и выполнить задание 7 («оцените свои знания и умения по каждому блоку урока («странице»), отметив «галочками» те утверждения, с которыми Вы согласны»); завершает урок.

a1698853574.jpg


Методический комментарий

Построение урока в логике системно-деятельностного подхода предполагает последовательное выполнение учебных задач на рабочем листе. Результатом такой работы становится собственная «книга» обучающегося, в которой есть следующие страницы:

  • «Литературоведческая» (задания 1, 2);
  • «Биологическая» (задание 3);
  • «Туристская» (задание 4);
  • «Духовная» (задания 5, 6);
  • «Личная» (задание 7).

Переходя от страницы к странице, обучающиеся проводят рефлексию учебных действий и проходят путь от знания текста к постижению «уроков стойкости и мудрости».

Межпредметные связи данного урока литературы с биологией и ОБЖ предполагают освоение большого объёма учебного материала (за 40 – 45 минут обучающимся предлагается выполнить 7 заданий; при невозможности «уложиться» в отведённое для урока время задание 4 можно предложить выполнить дома).


Конспект урока_Васюткино озероPDF / 127.14 Кб
Приложение 1. Рабочий лист к урокуPDF / 400.53 Кб
Приложение 2. Схема для групповой работыPDF / 327.77 Кб
Презентация к уроку_Васюткино озероPPT / 14.25 Мб

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.