Методические рекомендации «Инклюзивное образование»

2
0
Материал опубликован 18 October 2022

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование является моделью обучения, где каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность проходить обучение в общеобразовательных учреждениях.

Инклюзия отличается от интеграции, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остается неизменной. В инклюзивном образовании для детей с инвалидностью и ОВЗ создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, измененные методы оценки и др.

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.

При организации занятий необходимо придерживаться принципов индивидуального подхода, учитывая возможности каждого ребенка. Соблюдая его, можно организовывать не только индивидуальные, но и групповые занятия, с включением детей с ОВЗ, имеющих сохранный интеллект, в группы здоровых сверстников. Преимущества такой коррекции обусловлены взаимным развитием с обеих сторон.

Благодаря включению детей с ОВЗ в группу здоровых воспитанников, легче формируются навыки общения и игры, развиваются высшие психические функции. В свою очередь у детей с нормальным развитием закрепляются следующие качества: доброта, сочувствие, терпение, отзывчивость и т.п.

Дети с ОВЗ нуждаются в коррекционно-развивающей работе всех специалистов. Создаются специалистами индивидуальные программы развития, где отражены индивидуальные планы и система работы с каждым ребенком. Коррекция конкретного вида нарушения предполагает подбор актуальных методов и приемов работы с детьми.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) больше нуждаются в развитии мелкой моторики. Для проведения занятий можно применять песочную терапию, кинезиологию, арт-терапию и т.п. Для детей с РАС (расстройство аутистического спектра) необходимым будет развитие умений социального взаимодействия. Методы работы с данной категорией детей включают прикладной анализ поведения, коммуникативную систему обмена изображениями, программу TEACCH, холдинг-терапию и т.п. В занятия с детьми с ЗПР (задержкой психического развития) можно включать арт-терапию, конструирование, пальчиковую гимнастику, дидактические игры и т.п.

Кроме активной работы педагогов и специалистов необходима активная вовлеченность родителей в процесс обучения и воспитания детей. Для этого родителям нужно выполнять инструкции и рекомендации всех специалистов. Быть внимательными к своим детям, своевременно выполнять домашние задания по закреплению у детей пройденного материала.

Показателем качественной работы педагогов в инклюзивном образовании является постоянное развитие: обмен опытом с коллегами, изучение профессиональной литературы, регулярное повышение квалификации.

Таким образом успешная реализация инклюзивного образования возможна благодаря правильно созданным условиям образовательной организации, совместной работы педагогов, специалистов и родителей.

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.