Методические рекомендации по разработке современного занятия в дополнительном образовании

9
0
Материал опубликован 5 October 2018 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска

«Центр дополнительного образования «Лад»


 

Методические рекомендации

по разработке современного занятия в дополнительном образовании


 

для педагогов МБУДО ЦДО «Лад»



 

Составила: Кныш О.В., методист МБУДО ЦДО «Лад»

Новосибирск

Методические рекомендации по разработке современного занятия в дополнительном образовании предназначены для педагогов МБУДО «ЦДО «Лад» и могут использоваться в других учреждениях дополнительного образования.

Методические рекомендации содержат материалы, подготовленные с учетом современного подхода (в соответствии с ФГОС ООО) к дополнительному образованию детей. В методическом материале представлены основные требования к современному занятию, его структура, алгоритм разработки занятия, планирования, формы проведения, формирование универсальных учебных действий учащихся, рефлексивная деятельность и самоанализ занятия.


 

Методические рекомендации помогут:

- повысить результативность занятия;

- включить учащихся в творческую деятельность;

- организовать работу с молодыми педагогами;

- совершенствовать методическую деятельность  педагогов;

-систематизировать положительный опыт деятельности педагогов дополнительного образования;

- моделировать нетрадиционные формы занятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Современные требования к учебным занятиям в учреждениях

дополнительного образования…………………………………………………...6

  1. Построение учебного занятия……………………………………………..6

    Классификация учебных занятий………………………………………...10

    Алгоритм подготовки занятия с учётом требований новых ФГОС ООО...............................................................................................................14

    Формирование универсальных учебных действий……………………..16

    Рефлексия………………………………………………………………….16

    Самоанализ занятия………………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………………18

Список используемой литературы и источников…………………………….19

Приложение 1. Предлагаемые формы проведения занятий ………………....20

Приложение 2. Технологическая карта занятия………………………………21

Приложение 3. Формирование универсальных учебных действий (УУД)….25

Приложение 4. Примерная схема самоанализа учебного занятия…………...29

Приложение 5. Примеры рефлексной деятельности………….……………....30

Введение

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

Дополнительное образование детей - совершенно особая сфера образования, главными компонентами которой являются творчество и свобода выбора. Дополнительное образование призвано решать задачи воспитания и развития личности детей. Тем не менее, педагоги даже в этой области не освобождены от строгих нормативных требований к процессу обучения. В утвержденных ФГОС начального общего и основного общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения [1 с. 138]

Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа [2 c. 2]

Основным документом педагога дополнительного образования является дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года она должна строиться на основаниях: свободы выбора образовательных программ и режима их освоения, соответствия образовательных программ возрастным и индивидуальным особенностям детей, вариативности и мобильности образовательных программ, ориентации на метапредметные и личностные результаты образования и творческий, продуктивный характер [2 с.10 - 11]

Идеи, заложенные педагогом в дополнительной общеобразовательной программе, реализуются в реальном образовательном процессе, основной элемент которого - учебное занятие. Исходя из требований времени, меняются подходы к построению и реализации занятия.

Основной элемент образовательного процесса – это учебное занятие. Исходя из требований времени, меняется подход к современному занятию. Современное занятие должно отражать владение классической структурой занятия на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, методики его проведения и анализа.

Для учащегося учебное занятие интересно тогда, когда педагог в совершенстве владеет содержанием своего предмета, методикой его преподавания, способен увлечь своих учеников процессом освоения новых знаний и видов деятельности. В этом отношении надеюсь, что предлагаемый методический материал будет полезен для педагогов дополнительного образования.

Методические рекомендации помогут педагогам систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от их целей, определить их структуру. Использование технологической карты занятия в работе педагога позволит обеспечить условия для повышения качества обучения, т.е. увидеть материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса. Применение знаний, полученных с использованием универсальных учебных действий в процессе обучения, поможет хорошо мотивированным учащимся достигнуть немалых высот в творческой и интеллектуальной деятельности и почувствовать себя состоявшейся, социально адаптированной к современным условиям личностью. Использование рефлексивной деятельности на занятии будет способствовать совершенствованию учебного процесса, ориентируя его на личность каждого ребёнка. Правильно проведенный педагогом самоанализ послужит стимулом к повышению результативности образовательной практики и росту профессионализма.

1 Современные требования к учебным занятиям в учреждениях

дополнительного образования.

1.1 Основы построения учебного занятия

Учебное занятие — основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании, но сегодня существенно меняется его форма организации. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, в активный поиск знаний, достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися. [4]

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация, результат. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако, главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой учащимися.

В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

- обучающие;

- общеразвивающие;

- воспитательные.

    Обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия:

- по передаче знаний;

- по закреплению знаний;

- по формированию умений и применения знаний на практике;

- тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);

- по обобщению и систематизации знаний.

    Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.

    Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Конкурсы мастерства», и т.д.

Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение - систематизация.

За основу учебного занятия мы берем модель, предложенную М.В. Ушаковой, методистом-исследователем лаборатории проблем дополнительного образования и воспитания областного центра детей и юношества г. Ярославля. [11]

Табл. 1 Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

1 этап

Организацион-ный

Подготовка учащихся к

работе на занятии

Организация начала занятия,

создание психологического

настроя на учебную

деятельность и активизация

внимания

Восприятие

2 этап

Проверочный

Установление

правильности и

осознанности

выполнения домашнего

задания (если таковое

было), выявление

пробелов и их

коррекция

Проверка домашнего задания

(творческого, практического),

проверка усвоения знаний

предыдущего занятия

Самооценка,

оценочная

деятельность

педагога

3 этап

Подготови-

тельный

(подготовка к

новому

содержанию)

Обеспечение

мотивации и принятие

учащимися цели учебно-

познавательной

деятельности

Сообщение темы, цели

учебного занятия и мотивация

учебной деятельности учащихся

(например, эвристический

вопрос, познавательная задача,

проблемное задание учащимся)

Осмысление

возможного

начала

работы

4 этап

Усвоение

новых знаний

и способов

действий

Обеспечение

восприятия,

осмысления и

первичного

запоминания связей и

отношений в объекте

изучения

Использование заданий и

вопросов, которые

активизируют познавательную

деятельность учащихся

Освоение

новых знаний

5 этап

Первичная

проверка

понимания

изученного

Установление

правильности и

осознанности усвоения

нового учебного

материала, выявление

ошибочных или

спорных представлений

и их коррекция

Применение пробных

практических заданий, которые

сочетаются с объяснением

соответствующих правил или

обоснованием

Осознанное

усвоение

нового

учебного

материала

6 этап

Закрепление

новых знаний,

способов

действий и их

применение

Обеспечение усвоения

новых знаний,

способов действий и их

применения

Применение тренировочных

упражнений, заданий, которые

выполняются самостоятельно

учащимися

Осознанное

усвоение

нового

материала

7 этап

Обобщение и

систематизация

знаний

Формирование

целостного

представления знаний

по теме

Использование бесед и

практических заданий

Осмысление

выполнен-ной

работы

8 этап

Контрольный

Выявление качества и

уровня овладения

знаниями, самоконтроль и коррекция

знаний и способов

действий

Использование тестовых заданий, устного (письменного)

опроса, а также заданий

различного уровня сложности

(репродуктивного, творческого,

поисково-исследователь-ского

Рефлексия,

сравнение результатов

собственной

деятельнос-ти

с другими,

осмысление

результатов

9 этап

Итоговый

Анализ и оценка

успешности

достижения цели,

определение

перспективы последую-

щей работы

Педагог совместно с учащимися

подводит итог занятия

Самоутвер-ждение учащихся в

успешности

10 этап

Рефлексивный

Мобилизация детей на

самооценку

Самооценка учащихся своей

работоспособности,

психологического состояния,

причин некачественной работы,

результативности работы,

содержания и полезности

учебной работы

Проектиро-вание учащимися

собственной

деятель-ности на

последую-щих

занятиях

11 этап

Информацион-

ный

Обеспечение

понимания цели,

содержания домашнего

задания, логики

дальнейшего занятия

Информация о содержании и

конечном результате

домашнего задания, инструк-

таж по выполнению,

определение места и роли

данного задания в системе

последующих занятия

Определе-ние

перспектив

деятель-ности

Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

Основные требования к построению современных учебных занятий:

создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

целесообразное расходование времени занятия;

применение разнообразных педагогических средств обучения;

личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися;

практическая значимость полученных знаний и умений.

1.2 Классификация учебных занятий

    Исходя из современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов, познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.

    Цели – это механизм, с помощью которого педагог кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности учащихся.

Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу.

Приёмы работы педагога и учащихся зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состав группы и опыта их творческой деятельности. Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и определяет тип и структуру учебного занятия.

По дидактической цели классифицировать занятия можно следующим образом [4]:

изучение и первичное закрепление новых знаний;

закрепление знаний и способов деятельности;

комплексное применение знаний и способов деятельности;

проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности.

Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру, основной компонент занятия заключается в названии типа учебного занятия. Общими этапами для всех типов занятий являются организационный, целеполагания и мотивации, подведения итогов.   

Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и воспитанников.   

Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника.

   При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех учеников и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса. [8]

Взаимосвязь типа, дидактической цели и структуры учебного занятия представлена в таблице 2 «Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура». [11]

Табл. 2 Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура

Тип учебного

занятия

Дидактическая

цель

Структура

Нетрадиционные

формы

проведения

занятия

Учебное заня-

тие изучения

и первичного

закрепления

новых знаний

Создать условия для

осознания и

осмысления блока

новой учебной

информации

Организационный момент. Актуализация знаний и умений.

Мотивация. Целеполагание. Организация

восприятия. Организация осмысления.

Первичная проверка понимания. Организация

первичного закрепления. Анализ. Рефлексия

Семинар,

экскурсия,

конференция,

лабораторно-

практическое

занятие,

дидактическая

сказка и т.д.

Учебное

занятие

закрепления

знаний и

способов дея-

тельности

Обеспечить

закрепление знаний

и способов дея-

тельности

учащихся

Организационный момент. Мотивация. Актуализация знаний и

способов действий. Конструирование образца

применения знаний в стандартной и

изменённой ситуациях. Самостоятельное

применение знаний. Контроль и самоконтроль.

Коррекция. Рефлексия

Семинар,

экскурсия,

консультация,

игра-

путешествие,

ролевая игра и т.д.

Учебное

занятие

комплексного

применения

знаний и

способов

деятельности

Создать

содержательные и

организационные

условия для

самостоятельного

применения

учащимися

комплекса знаний и

способов

деятельности

Организационный момент. Целеполагание. Мотивация.

Актуализация комплекса знаний и способов

деятельности. Самостоятельное применение

знаний (упражнений) в сходных и новых

ситуациях. Самоконтроль и контроль.

Коррекция. Рефлексия

«Литературная

гостиная»,

викторина «Что?

Где? Когда?»,

«Занятие-

путешествие»,

концерт и т.д.

Учебное

занятие

обобщения и

системати-

зации знаний

и способов

деятельности

Организовать

деятельность

воспитанников по

обобщению знаний и

способов

деятельности

Организационный момент. Целеполагание. Мотивация. Анализ

содержания учебного материала. Выделение

главного в учебном материале. Обобщение и

систематизация. Рефлексия. Обобщение может

осуществляться как по теме, разделу, так и по

проблеме. Самое главное в методике

обобщения – включение части в целое.

Необходима тщательная подготовка

учащихся (сообщение заранее проблемы,

вопросов, обеспечение на занятии

дидактическим материалом)

Конкурс,

экскурсия,

деловая игра и т.д.

Учебное

занятие по

проверке,

оценке,

коррекции

знаний и спо-

собов дея-

тельности

1. Обеспечить

проверку и оценку

знаний и способов

деятельности учащихся

(контрольное

занятие) 2.

Организовать

деятельность

учащихся по

коррекции своих

знаний и способов

деятельности

Мотивация. Самостоятельное выполнение

заданий. Самоконтроль. Контроль. Анализ.

Оценка. Коррекция. Рефлексия

На занятиях

преобладает

деятельность,

направленная на

постепенное

усложнение

заданий за счет

комплексного

охвата знаний,

применение их

на разных

уровнях

1.3 Алгоритм подготовки занятия с учётом требований ФГОС ООО

   Алгоритм подготовки учебного занятия с учётом требований ФГОС ООО может быть следующим [5: 

I. Чётко определить и сформулировать для себя тему занятия;

- определить место темы в учебном курсе;

- определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.

II. Определить и чётко сформулировать для себя, и отдельно для учащихся, целевую установку занятия. Зачем оно вообще нужно?

В соответствии с ФГОС ООО цель занятия заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Задачи занятия – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации. Анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности.

III.1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

изучение нового материала;

воспроизведение;

применение знаний в новой ситуации;

творческий подход к знаниям.

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

IV. Продумать «изюминку» занятия. Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг у учащихся.

V. Разработать структуру занятия.

VI. Определить способ оценки результатов занятия и рефлексии учащимися хода занятия и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль над деятельностью учащихся на занятии:

что контролировать;

как контролировать;

как использовать результаты контроля

Задание учащимся по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на вопросы: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? Какие возникли вопросы по теме? и т.д.»

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей.

1.4 Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Универсальные учебные действия - это комплекс применяемых учащимися умений и навыков, которые влияют на уровень усвоения материала и на развитие индивидуальных способностей к эффективному получению и применению знаний.

Д.А. Махотин, кандидат педагогических наук, доцент определяет значение универсальные учебные действия «в широком смысле», как организацию умения учиться, т.е способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [12]

Выделяют четыре основные группы универсальных учебных действий:

Личностные. Напрямую связаны с субъективным восприятием учащимися окружающего мира, с его нравственными оценками тех или иных событий и фактов, жизненными целями, самоопределением.

Регулятивные. Относятся к развитию способности учащегося самостоятельно управлять познавательной деятельностью на основе плана, контроля, корректирования собственных действий, самооценки знаний и умений.

Познавательные. В эту группу включается работа учащегося по отбору, исследованию, анализу и необходимому структурированию материала, это собственная модель получения знаний и их усвоения.

Коммуникативные. Подразумевают способность к сотрудничеству, взаимопомощи, умение договариваться, налаживать контакт с педагогом и другими учащимися.

Сформированный благодаря профессионализму и индивидуальному подходу педагогов к решению данной задачи комплекс необходимых действий станет для учащегося всесторонним инструментом эффективного обучения и усвоения знаний и умений.

При формировании УУД педагогу необходимо:

четко определить цели универсальных учебных действий применительно к дополнительному образованию;

тщательно обдумать содержание формируемых действий;

адаптировать способы выработки навыков УУД к каждой возрастной категории;

обеспечить необходимую мотивацию, благодаря которой учащийся будет понимать смысл определенных учебных действий и их потенциальную пользу.

Главным инструментом формирования УУД в дополнительном образовании является творчество. Поэтому педагогам рекомендуется составлять общеразвивающие общеобразовательные программы, включающие выполнение детьми различных проектов, и мотивировать учащихся на полноценное применение результатов собственных разработок.


 

1.5 Рефлексия

Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

Развитие способности к рефлексии помогает современному педагогу найти индивидуальный стиль профессиональной деятельности, позволяет достигнуть адекватной профессионально-личностной самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своей деятельности, повышает уровень самоорганизации.

Осуществляя рефлексию, педагог определяет, насколько последовательным, целенаправленным и эффективным было его воздействие на учащихся, в какой степени достигнут предварительно намеченный результат.

Л.Л. Некрасова в статье «Рефлексия в педагогическом процессе - как один из факторов реализации ФГОС» [6] предлагает следующую классификацию:

По содержанию: устная и письменная.

По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная.

По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т.д.

По цели: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала.

По функциям: физическая (успел – не успел), сенсорная (самочувствие: комфортно, дискомфортно), интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал).

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Это самооценка настроения и эмоционального состояния учащегося на занятии.

Рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Применение этого вида рефлексии в конце занятия даёт возможность оценить активность каждого ребёнка на разных этапах занятия.


 

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания: Я не знал… - Теперь я знаю…)


 

1.6 Самоанализ учебного занятия


 

Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования детей, руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом невозможны без правильно организованного анализа и оценки учебного занятия. Главное — педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления.

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но можно выделить общие критерии анализа современного занятия. [10]

Табл. 3 Общие критерии анализа современного занятия.

Результативность

Экономное расходование времени занятия;

объем, прочность знаний и умений;

положительный уровень межличностных отношений;

вклад в формирование личностных качеств ученика

Структура занятия

Совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Особое внимание уделяется поиску оптимальных сочетаний содержания занятия и методов обучения, таким как:

комплексное планирование дидактических и воспитательных задач;

выделение в содержании занятия главного;

определение последовательности и оптимальное распределение времени;

дифференцированный и индивидуальный подход;

создание необходимых материально-технических условий

Активизация познавательной деятельности детей

Такая организация познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемные методы обучения, самостоятельные, работы и др.)

Самостоятельность и творчество

создание условий для самостоятельной работы;

обучение приемам самостоятельной работы;

обучение самостоятельному применению знаний и умений


 


 

Заключение


 

Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у учащихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности.

Дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности.

Современное занятие — это организованное педагогом духовное общение учащихся и педагога, содержанием которого является знание, а ключевым результатом — интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение.

Содержательная и методическая наполненность современного занятия должны не только вооружать учащихся знаниями и умениями, но и вызывать искренний интерес, подлинную увлечённость, формировать творческое сознание. А такое занятие можно создать за счёт личности педагога, содержания учебного материала, методов и приёмов обучения.

Педагог, его отношение к предмету, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого учащегося — есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС ООО не будут реализованы!


 

Список используемой литературы и источников

1. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 годы» (от 14.04.2016 № 308, от 27.04.2016 № 361)

Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726- р)

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75) [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/

Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001

Бутурлакина Т.Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС. - Армавир, 2013 г. - С. 64

Некрасова Л.Л. «Рефлексия в педагогическом процессе - как один из факторов реализации ФГОС» [Электронный ресурс] https://infourok.ru/statya-refleksiya-v-pedagogicheskom-processe-kak-odin-iz-faktorov-realizacii-fgos

Профи педагог. Портал для работников образования. - [Электронный ресурс] http://www.profiped.com

Семененко Н. М. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения // Молодой ученый. — М., 2016. № 2 — С. 840-843.

Скородумова Е.А. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001. - [Электронный ресурс] http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html

Самоанализ деятельности педагога дополнительного образования. - [Электронный ресурс] https://edunews.ru/additional-education/samoanaliz-pedagoga

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей, составитель Елшина Е.В./ центр «Подлеморье» [Электронный ресурс] http://podlemore.moy.su/metodicheskay/uchebnoe_zanjatie_v_uchrezhdenii_dopolnitelnogo_ob.pdf

Универсальные учебные действия в дополнительном образовании. - [Электронный ресурс] Edunews https://edunews.ru

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС. - [Электронный ресурс] Открытый урок 1 сентября http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn

 

 

Приложение 1

Предлагаемые формы проведения занятий 

Для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста:

беседа с игровыми элементами; 

сказка;

сюжетно-ролевая игра; 

игра-путешествие; 

игра-имитация;

праздник;

викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.


Для учащихся среднего школьного возраста:


 

рассказ; 

учебная игра, ролевая игра, квест - игра; 

защита творческого проекта; 

творческие конкурсы; 

КВН; 

коллективное творческое дело (КТД);  

занятие - концерт;   

музыкальная (литературная) гостиная; 

посиделки;

заочная экскурсия.   

    
        Для учащихся старшего школьного возраста:


 

проблемная лекция; 

пресс-конференция; 

практические занятия; 

семинар;   

«круглый стол»;

тематическая дискуссия;

защита творческой работы; 

деловая игра, ролевая игра, квиз - игра;

турнир мастерства; 

презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.)

Приложение 2

Технологическая карта занятия

Коллектив:

Педагог:

Тема:

Цель:

Методы:

Педагогическая технология:

Содержание:

Планируемые результаты: 

Предметные:

Знать:

Уметь:

Метапредметные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Личностные:

Формы работы учащихся:

Для реализации поставленной цели педагог должен решить следующие задачи:

План занятия:

Организационный этап.

Актуализация знаний.

Формирование и закрепление знаний и умений.

Подведение итогов занятия.


 

Этапы

занятия

Деятельность педагога

Деятельность

учащихся

Универсальные учебные действия

Организа-

ционный

Приветствие, проверка готовности к занятию, сообщение плана занятия.

Формулируют ответы на вопросы педагога.

Коммуникативные: уметь строить свое речевое высказывание в соответствии с заданной целью 

Актуализа-ция

   

Познавательные:

Личностные:

Мотивацион-но-целевой

этап

 

Слушают и отвечают на вопросы педагога

Формулируют цель занятия

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные: умение выявление цели

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, выражать свои мысли

Личностные: развивать любознательность, интерес


 

Основная часть.

Изучение нового материала

Организует изучение нового материала


 

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Личностные:

Ввод новых понятий (возможностей)

   

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Личностные:

Выполнение практического задания

(если есть по плану)

Организует выполнение задания

Проверяет ход выполнения

Выполняют задание

Делают выводы

Познавательные: сопоставление результатов; установление причинно-следственных связей, умение обобщать.

Регулятивные: анализ учебной ситуации

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Личностные: понимать границы собственного знания и «незнания», готовность к самообучению.

Физкультми-нутка

Организует физкультминутку

Выполняют упражнение, гимнастику и т.д.

 

Обобщение и закрепление

Организует закрепление нового материала

Организует проверку выполненной работы.

 

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Личностные:

 

Организует контроль

 

Познавательные:

Регулятивные:

Личностные:

Рефлексивно-оценочный этап

 

 

Коммуникативные:

Личностные:


 

Перечень использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на занятии


 

п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма представления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

   

Электронный образовательный ресурс

http://


 

Приложение 3

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Метапредметные результаты (5 – 6 лет)

Личностные:

понимать базовые ценности: «добро», «семья»;

сформированность интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные:

умение проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности;

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

отвечать на простые и сложные вопросы педагога, самим задавать вопросы;

извлекать информацию, представленную в виде текста, картинки, таблицы.

Коммуникативные:

взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх;

иметь первоначальные навыки работы в группе;

способность договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявлять доброжелательное отношение к окружающим.

Метапредметные результаты (1-4 класс)

Личностные:

ценить и понимать следующие базовые ценности: «добро», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

сформированность интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные:

самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

использовать при выполнении задания различные средства: литературу, инструменты, приборы;

оценка своего задания по параметрам, ранее представленным.

Познавательные:

отвечать на простые вопросы педагога, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в тексте;

самостоятельно предполагать, какая информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных педагогом словарей, энциклопедий, справочников;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация);

представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

анализировать, сравнивать и группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее;

активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, организовывать их;

иметь первоначальные навыки работы в группе;

договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции.

Метапредметные результаты (5-8 класс)

Личностные:

сформированность осознанной необходимости участия в деятельности;

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные:

умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной или письменной форме;

способность выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных целей.

Регулятивные:

умение составлять план действий;

способность внести необходимое дополнение и коррективы в план и способ действий в случае необходимости;

умение выделить и осознать то, что усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения материала;

владение навыками процессуального и прогностического контроля.

Коммуникативные:

умение работать в группе;

умение вести диалог с педагогом и сверстниками в соответствии с целями и задачами общения;

способность участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений;

умение строить продуктивное сотрудничество с учащимися и педагогом на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.

Метапредметные результаты (9-11 классы)

Личностные УУД:

личностное и профессиональное самоопределение;

развитие самосознания, позитивной оценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

Познавательные УУД:

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация);

представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

анализировать, сравнивать и группировать различные объекты, явления, факты.

Регулятивные УУД:

умение составлять план действий;

определение промежуточных целей с учетом конечного результата;

способность вносить необходимые изменения и коррективы в план действий;

способность и мобилизация сил и энергии при преодолении трудностей.

Коммуникативные УУД:

создавать условия для сотрудничества с педагогом и сверстниками;

обеспечивать совместную работу в группе;

устанавливать отношения взаимопонимания;

проводить эффективные групповые обсуждения;

обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владение монологической и диалогической формами речи, умение отвечать на вопросы.


 

Приложение 4


 

Примерная схема самоанализа учебного занятия

1. Общие сведения:

краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности, ожидаемые результаты;

характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

2. Тема учебного занятия:

место в учебном разделе, курсе;

взаимосвязь с предыдущими занятиями.

3. Цель занятия в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах.

4. Содержание учебного занятия:

соответствие содержания его цели;

как учебный материал развивает творческие способности учащихся;

создание на занятиях условий для развития устойчивого интереса к обучению;

формированию каких знаний и умений содействует материал.

5. Тип учебного занятия:

какой тип занятия избран;

6. Структура учебного занятия:

этапы учебного занятия;

их последовательность;

обеспечение целостности занятия.

7. Методы обучения:

соответствие применяемых методов цели занятия;

эффективность методов в развитии познавательной активности детей;

результативность используемых методов.

8. Система работы педагога:

умение организовать работу детей;

управление группой;

определение объема учебного материала для обучающихся;

поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности общения)

9. Система работы учащихся:

организованность, активность;

отношение к педагогу, уровень усвоения знаний и умений;

умение творчески применять знания и умения.

10. Общие результаты учебного занятия:

выполнение запланированного объема;

степень реализации цели занятия;

общая оценка результатов и эффективности занятия.

Приложение 5

Примеры рефлексивной деятельности

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

«Смайлики»

Карточки с изображением трёх лиц (грустного, весёлого, нейтрального). Грустный – занятие не понравилось, весёлый – занятие понравилось, нейтральный – ничего особенного.

«Солнышко»

«Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.

Лесенка «Моё состояние»

 

Комфортно

Уверен в своих силах

Хорошо

Плохо

Крайне скверно

Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

Рефлексия деятельности

Дерево « успеха»


 

Учащиеся выбирают бумажные листочки: зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

«Поезд»


 

На доске расположен поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы занятия. Детям предлагается опустить весёлый смайлик в тот вагончик, который указывает на то задание, которое им показалось интересным.


 

«Выбери верное утверждение»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение:

Я сам не смог справиться с затруднением

У меня не было затруднений

Я только слушал предложения других

Я выдвигал идеи

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания: Я не знал… - Теперь я знаю…)

«Табличка»

Фиксация знания, незнания о каком – либо понятии

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

«Продолжи фразу»

Карточка с заданием «Продолжи фразу»:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

На следующем занятии я хочу…

Я себя похвалил бы за …

«Вопросы итоговой рефлексии, которые задаются педагогом в конце занятия»

Как бы вы назвали занятие?

Что было самым важным на занятии?

Зачем мы сегодня на занятии?

Какова тема сегодняшнего занятия?

Какова цель занятия?

Чему посвятим следующее занятие?

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой?

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из своего объединения?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации