Методические рекомендации на тему «Контроль успеваемости, аттестация учащихся в дополнительном образовании»

1
0
Материал опубликован 5 December 2018

Контроль успеваемости,

аттестация учащихся в дополнительном образовании

(методические рекомендации)

В последнее время в дополнительном образовании детей уделяется особое внимание результативности обучения. Результативность – это, прежде всего, достижение учащимися тех целей и задач, которые поставлены в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (далее образовательная программа) педагога.

Осуществление процессов обучения требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов, что обеспечивает текущий контроль успеваемости и аттестация учащихся.

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, дисциплины (модуля) сопровождается текущим контролем успеваемости, промежуточной и итоговой аттестацией учащихся. Это определено Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 21.12.2012 - ст.30, п.2; ст.58, п.1; ст.59, п.1; ст.60, пп.2, 3, 15; Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает свои нормативные акты, устанавливающие «формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся», порядок и формы итоговой аттестации - соответственно: Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся учреждения дополнительного образования и Положение об итоговой аттестации и выдаче свидетельств об окончании полного курса обучения в учреждении дополнительного образования.

Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.

Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения образовательной программы.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение всего учебного периода в целях:

- оценки усвоения учащимися пройденного материала;

- проведения учащимся самооценки, оценки их работы педагогом с целью возможного совершенствования образовательного процесса.

Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогом дополнительного образования самостоятельно и отражаются в учебном плане образовательной программы.

Аттестация учащихся – это оценка уровня и качества освоения учащимися образовательной программы в конкретной предметной деятельности. В конце учебного года проводится промежуточная аттестация, когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или итоговая аттестация, если этот год является последним годом обучения и проверяется знание всей образовательной программы в целом.

Цель аттестации – выявление промежуточного и итогового уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы.

Задачи аттестации:

- определение уровня теоретической подготовки учащихся в конкретной образовательной области, выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде деятельности;

- соотнесение прогнозируемых и реальных результатов;

- анализ полноты реализации образовательной программы данного объединения;

- выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы, необходимость внесения корректив в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения.

В ходе промежуточной аттестации осуществляется оценка уровня достижений учащихся, заявленных в образовательной программе по итогам очередного учебного года.

В соответствии с Положением об аттестации учащихся учреждения дополнительного образования промежуточная аттестация проводится в форме педагогической диагностики знаний, умений, навыков учащихся по уровням (высокому, среднему и низкому).

В ходе итоговой аттестации осуществляется оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы по завершении всего образовательного курса этой программы в целом.

Согласно Положения об итоговой аттестации и выдаче свидетельств об окончании полного курса обучения в учреждении дополнительного образования, итоговая аттестация проводится в форме зачета, защиты творческого проекта или другой формы определения усвоения образовательной программы с учетом профиля объединения и с присвоением соответствующей оценки: отлично, хорошо, удовлетворительно (что соответствует высокому, среднему и низкому уровню соответственно).

Показатели (оцениваемые параметры).

В сфере дополнительного образования нет, и не может быть единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить «уровень обученности» детей в определенном направлении образовательной деятельности. Но в каждой образовательной программе определены результаты на каждый год обучения, которые и могут служить определенным стандартом (параметром результативности) для каждой конкретной образовательной программы в выявлении реальных достижений учащихся, в ходе аттестации. Т.е. «проверке подлежат теоретические знания и практические умения и навыки, которые педагог определил в соответствующем разделе своей образовательной программы. Для каждого года обучения в программе четко определено, что учащиеся должны знать и что они должны уметь, это и служит предметом проверки», так как в соответствии с п. 29 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая… степень достижения планируемых результатов образовательной программы»

Критерии (критерий - мерило) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка тем требованиям, которые заданы образовательной программой.

Показатели

(параметры результативности

образовательного процесса)

Критерии

1.Опыт освоения воспитанниками

теоретической информации (теоретические знания по разделам учебного плана образовательной программы, владение специальной терминологией)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям.

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии.

2.Опыт практической деятельности:

освоение способов деятельности, умений и навыков (практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой, навыки соблюдения правил безопасности)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям.

Соответствие приобретенных навыков по овладению специальным оборудованием и техникой безопасности программным требованиям.

В образовательной программе должны быть прописаны формы аттестации/контроля и формы оценки результатов учащихся.

Существующие в настоящий момент нормативные документы предоставляют возможность педагогу использовать любые формы аттестации/контроля учащихся, какие он сочтет нужным, но с учётом возраста учащихся, уровня подготовки и индивидуальных особенностей учащихся. Это могут быть, в зависимости от предмета изучения:

собеседование; игра-испытание; коллективный анализ работ; самоанализ; анкетирование; олимпиада; самостоятельная работа; опрос; презентация творческих работ; демонстрация моделей; выставка; тестирование; викторина; беседа; зачёт; игра; контрольное упражнение; анализ продуктов деятельности; защита реферата, проекта, творческой работы; диагностическая игра; конкурс; анкетирование; выполнение нормативов; отчетные выставки; вернисажи; открытые уроки; отчетные концерты; концертное прослушивание; фестиваль; конференция; олимпиада; соревнование; турнир; сдача нормативов; экзамен, и другие, предусмотренные образовательной программой.

Инструментом обеспечения объективного анализа достижения образовательного результата служит пакет диагностических методик. Этот пакет является необходимой составляющей методического обеспечения образовательной программы. Самостоятельное проектирование такого пакета обусловлено отсутствием стандартов дополнительного образования, что в свою очередь, определяется большой вариативностью содержания образовательных программ.

Педагог на основании избранных им форм проведения аттестации должен сделать соответствующие разработки. Аттестационная процедура может проходить в любой форме (мероприятие, занятие и т.п.), однако необходимо разработать план ее проведения. То есть, если, например, аттестация проходит в виде тестирования, то составляются тесты; если в форме открытого занятия, то необходим как можно более подробный конспект, где будет обозначена последовательность выполнения заданий, их продолжительность, перерывы и т.д.; если в виде концерта или спектакля, то составляется сценарий их проведения; если это зачёт, то педагог приводит перечень контрольных вопросов (по темам, в которых в учебном плане отведены теоретические часы) и контрольных заданий (по темам, в которых отведены часы практики).

У каждого педагога дополнительного образования должны быть документы, подтверждающие результат (оценку степени и уровня) освоения образовательной программы.

Результаты текущего контроля успеваемости учащихся могут быть представлены в виде таблиц, диаграмм, экранов, дневников, портфолио воспитанников и т.д. То есть, должно быть документальное подтверждение результатов педагогической деятельности.

Результаты промежуточной аттестации заносятся в диагностические карты. Диагностические карты разрабатываются самими педагогами с учётом критериев и форм проведения аттестации (образцы прилагаются).

Результаты итоговой аттестации учащихся фиксируются в протоколе, который является одним из отчетных документов и хранится у администрации учреждения.

Протоколы аттестации см. в Положении об итоговой аттестации и выдаче свидетельств об окончании полного курса обучения в учреждении дополнительного образования.

Образец 1

                                                

Диагностическая карта

промежуточного уровня теоретических знаний,

практических умений и навыков

Объединение ________________________________________________________

Ф.И.О. педагога дополнительного образования __________________________

год обучения _____ № группы _______

п/п

Фамилия, имя учащегося

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Теоретические знания

Владение

специальной

терминологией

Практические умения и навыки

Владение специальным оборудованием, техникой безопасности

В

С

Н

В

С

Н

 

             

 

             

 

             

Всего аттестовано ____ учащихся

Из них по результатам аттестации показали:

Теоретическая подготовка

высокий уровень ___ чел. _____% от общего количества учащихся

средний уровень ____чел. _____% от общего количества учащихся

низкий уровень ___ чел. ___% от общего количества учащихся

Практическая подготовка

высокий уровень ____ чел._____% от общего количества учащихся

средний уровень ____чел._____% от общего количества учащихся

низкий уровень _____чел. ____% от общего количества учащихся

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

высокий уровень (В) – учащийся освоил на 80-100% объём знаний, предусмотренных образовательной программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

средний уровень (С) – объём усвоенных знаний составляет 50-80%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

низкий уровень (Н) – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных образовательной программой, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

высокий уровень (В) – учащийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными образовательной программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

средний уровень (С) – объём усвоенных умений и навыков составляет 50-80%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

низкий уровень (Н) – учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Образец 2

                                                

Диагностическая карта

промежуточного уровня теоретических знаний,

практических умений и навыков

Объединение __________________________________________________________________

Ф.И.О. педагога дополнительного образования ___________________________________

год обучения ________ № группы ________

п/п

Фамилия, имя учащегося

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Теоретические знания

Владение

специальной

терминологией

Практические умения и навыки

Владение специальным оборудованием,

техникой безопасности

Баллы

Баллы

Баллы

Баллы

 

         

 

         

 

         

 

         

 

         

Всего аттестовано ____ учащихся

Из них по результатам аттестации показали:

Теоретическая подготовка

высокий уровень ___ чел. _____% от общего количества учащихся

средний уровень ____чел. _____% от общего количества учащихся

низкий уровень ___ чел. ___% от общего количества учащихся

 

Практическая подготовка

высокий уровень ____ чел._____% от общего количества учащихся

средний уровень ____чел._____% от общего количества учащихся

низкий уровень _____чел. ____% от общего количества учащихся

Система оценивания

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Теоретическая подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебного плана образовательной программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

- овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных образовательной программой за конкретный период;

- объём усвоенных знаний более ½;

- освоил практически весь объём знаний, предусмотренных образовательной программой за конкретный период

1

2

3

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

- знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;

- сочетает специальную терминологию с бытовой;

- специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием

1

2

3

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (по основным разделам учебного плана образовательной программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

- овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков

- объём усвоенных умений и навыков составляет более ½

- овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

1

2

3

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

- испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием;

- работает с оборудованием с помощью педагога;

- работает с оборудованием самостоятельно. Не испытывает особых трудностей

1

2

3

Уровни: 1 балл (низкий уровень)

2 балла (средний уровень)

3 балла (высокий уровень)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации