Модульное занятие по биологии 8 класс. Тема: « Дыхание»

2
0
Материал опубликован 16 January 2016

МБОУ – Орменская СОШ

им.Н.Н. Денисова

 

Модульное занятие

по биологии

8 класс

Тема: « Дыхание»

Составил: учитель биологии

Андрюшина Ю.С.

учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по

Усвоению

учебного

материала

УЭ 0

Интегрирующая цель:

Знать: строение и функции органов дыхания

Уметь: обосновать основные гигиенические правила дыхания

Знать: строение и функции лёгких связанных с обменов веществ

Уметь: объяснять взаимосвязь дыхательных и кровеносных систем

Знать: механизм вдоха и выдоха, понятие жизненная ёмкость лёгких

Уметь: объяснять механизм вдоха и выдоха; определять частоту дыхания

Знать: процесс регуляции дыхательных движений; о возможных заболеваниях и нарушениях органов дыхания

Уметь: объяснять взаимосвязь дыхательных процессов оказания первой мед. помощи: показать приёмы первой мед. помощи

Уметь: работать с индивидуальными заданиями, самостоятельно контролировать время и управлять им.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием библиотек и интернета.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

Самостоятельная работа.

Внимательно прочтите цель модуля.

Время выполнения

3 минуты.

УЭ 1

Входной контроль:

Цель: проверить степень усвоения по теме «Транспорт веществ»

Запишите в тетради дату и тему модуля.

Заполните в тетради схему

Внутренняя среда организма

 

 

 

В тетради запишите ответа теста

1 Содержание воды в плазме составляет:

А. 86%

Б.90%

В. 95%

2. вторую группу крови можно переливать:

А. людям с 1 и 2 группой

Б. людям с 2 и 3 группой

В. Людям с 2 и 4 группой

3. К каким заболеваниям у человека иммунитет не вырабатывается:

А. корь

Б. ангина

В. свинка

Г. грипп

4. Масса сердца женщины составляет:

А. 300гр

Б. 250гр

В. 310-320гр.

Г. не верны все варианты

5. В артериях малого круга кровообращения течет:

А. артериальная кровь

Б. смешанная кровь

В. Венозная кровь

Самостоятельная работа.

Будьте внимательны. Время выполнения 7-8 мин.

За каждый правильный ответ 1 балл.

УЭ 2

Цель: Изучить строение и значение органов дыхания.

«Пока дышу надеюсь»

Овидий

Прочтите текст учебника на страница 158 -161.

В тетради зарисуйте схему «дыхательная система»

Ответьте на задание карточки № 1 в тетради

Самостоятельная работа.

Внимательно прочтите текст , обращайте внимание на выделенные термины.

Время выполнения работы 35 мин.

За каждый правильный ответ 1балл.

УЭ 3

Цель: Изучить газообмен в легких и тканях: перенос газов эритроцитами и плазмой крови.

Запишите дату и тему модуля в тетрадь.

Прочтите текст учебника на стр. 163-164 до (газообмен в тканях)

Пользуясь дополнительными источниками №1,3 найдите и зарисуйте в тетради

«газообмен в легких».

Самостоятельная работа. Прочтите цель модуля. Выполните задания. Будьте внимательны время выполнения 15 мин.

Прочтите текст учебника стр 164.

К уже имеющемуся рисунку добавьте газообмен в тканях. Укажите, как происходит газообмен в легких и тканях. Используйте дополнительные источники №1,2

Самостоятельная работа.

Будьте внимательны. Время выполнения 15 мин.

Для закрепления учебного элемента ответьте на вопросы:

Углекислый газ образуется:

А. в легких

Б. клетках тела

В.эритроцитах

В. альвеолах

Кислород поступает в организм:

А. через легкие

Б. альвеолы

В. гортань

Г. дыхательные пути и альвеолы

Самостоятельная работа.

Время выполнения 15 мин..

За каждый правильный ответ поставьте 1 балл.

УЭ 4

Цель модуля: Дыхательные движения. Жизненная ёмкость легких. Частота дыхания.

«Дыхание это жизнь»

Запишите в тетради дату и тему модуля.

Прочтите текст учебника « дыхательные движения»

В тетради заполните самостоятельно схему. механизм дыхательных движений.

1.

 
 

 

 
2.

 

 
 

 

Прочтите. Объясните друг другу свою точку зрения, аргументируйте. Причина вдоха и выдоха издавна интересовала ученых, врачей. В свое время было предложено несколько гипотез, объясняющих это явление ;

А) воздух самотеком входит, раздувает легкие и расширяет грудную клетку.

Б) легкие в грудной полости расширяются и засасывают атмосферный воздух внутрь (вдох), а сжимаясь выталкивает его (выдох). С какой гипотезой вы согласны.?

Самостоятельная работа. Время работы 20 мин.

За работу с таблицей поставьте от 1 до 3 баллов.

Работа в паре.

Поставьте друг другу от 1 до 5 баллов.

УЭ 5

Прочтите текст учебника « жизненная емкость легких».

Запишите в тетради определение «жизненная емкость легких».

Пользуясь дополнительными источниками № 1,2,3,4,заполните таблицу по образцу.

Спортсмен

Показатели ЖЕЛ. мл

   
   
   

Самостоятельная работа. Время выполнения работы 15 мин.

За каждые 3 заполненные строки таблицы поставьте по 1 баллу.

УЭ 6

Цель: Определить частоту дыхания.

Пользуясь дополнительными источниками №4, решите задачу и запишите решение в тетрадь.

«Сколько воздуха проходит через легкие человека при спокойном дыхании в 1 мин, в 1 час, в сутки. Если дыхательный объем воздуха равен 500 мл, а частота дыхания- 18 раз в 1 мин?»

« Зная, что выдыхаемый воздух содержит 4 % углекислого газа. Определите, сколько ученик выделяет СО2 в 1 мин. в 1 час. Сколько все учащиеся класса в 1 час.

Самостоятельная работа.

Время выполнения 10 мин.

За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу.

УЭ 7

Цель: Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания.

Запишите в тетрадь дату и тему модуля.

Прочтите текст учебника на стр. 166.

Как осуществляется регуляция дыхания, кратко схематично запишите ответ в тетради.

Самостоятельная работа. Время выполнения 10 мин.

УЭ 8

Цель: Оказание первой помощи при отравлении угарным газом, спасании утопающего.

В дополнительной литературе № 1,3,4 найдите информацию о оказании ПМП при остановке дыхания.

Разбейтесь на пары продемонстрируйте друг на друге оказание помощи в разных ситуациях.

Самостоятельная работа.

Работа в паре.

Ваше время 15 мин.

УЭ 9

Цель: Познакомиться с возможными заболеваниями и нарушениями органов дыхания.

Прочтите текст учебника стр 166-170.

В чем вредное влияние курения на органы дыхания? Тезисно записать в тетради.

Самостоятельная работа. Время выполнения 20 мин.

УЭ 10

Цель: обобщить знание по теме «Дыхание».

Запишите в тетрадь дату и тему модуля.

Повторите основные элементы содержания учебного материала.

Сделайте основные выводы по каждому элементу, кратко запишите их в тетрадь.

Самостоятельная работа.

Время выполнения работы 20 мин.

УЭ 11

Выходной контроль.

Цель: Подведение итогов модульного занятия, выявление результатов.

Выполните тест . Ответы запишите в тетрадь.

1.Дыхательные пути в организме человека составляют:

В. только бронхи.

А. носовая полость, гортань, трахеи

Б. носовая полость, гортань, трахеи, бронхи.

Г. трахеи и бронхи

2. В плевральной полости содержаться:

А. жидкость

Б. воздух

В. витамины

Г. углекислый газ

3. Голосовые связки расположены:

А. в глотке

Б. трахеи

В. гортани

Г. ротовой полости

4.В состав трахеи входят:

А.хрящевые кольца

Б. хрящевые полукольца

В. костные кольца

Г. костные полукольца.

5. К дыхательным путям относятся:

А. альвеолы

Б. гортань

В. легкие.

Г. плевра

6. В носовой полости слизистые оболочки образованы тканью:

А. мышечной

Б.эпителиальной

В. соединительная

Г. нервной

7. Диафрагма, участвующая в акте дыхания, образована тканью:

А. эпителиальной

Б. соединительной

В. мышечной

Г. железистой

8. Дыхательный центр расположен:

А. в среднем мозге

Б. спинном мозге

В. продолговатом мозге

Г. промежуточном мозге

9. Центр дыхания возбуждается, если в межклеточном веществе:

А. уменьшается концентрация кислорода

Б. увеличивается концентрация кислорода

В.увеличивается концентрация углекислого газа

Г. уменьшается концентрация углекислого газа

 

 
 

КЛЮЧ

 

УЭ

Правильные ответы

Баллы

УЭ 1

Внутренняя среда организма

Внутренняя среда организма

Тканевая жидкость

кровь

 

лимфа плазма эритроциты лейкоциты тромбоциты

тест

1)Б 2)Б,В 3)Б ,Г 4)В 5)В

1 бал за правильный ответ

УЭ 2

   

УЭ 3

2; 2) 4

1 балл за правильный ответ

УЭ 4

Механизм вдоха. Сокращение дыхательных мышц.

Увеличение объема грудной полости

Уменьшение давления в грудной полости и в полости легких

Засасывание атмосферного воздуха

 

Механизм выдоха. Опускание ребер и расслабление.

2.

 

Уменьшение объема грудной полости

Увеличение давления в легких

Выталкивание части воздуха наружу

За таблицу от 1 до 3 баллов

За работу в паре поставьте друг другу от 1 до 5 баллов

УЭ 5

таблица

По 1 баллу

УЭ 6

9000мл; 540000; 12960000

360;21600;----

По 1 баллу за правильный ответ

УЭ 7

   

УЭ 8

   

УЭ 9

   

УЭ 10

   

УЭ 11

1)3

2)1

3)3

4)2

5)2

6)2

7)3

8)3

9)3

По 1 баллу за правильный ответ

 

«5»- 46-50 баллов- ты молодец, можешь выполнить творческое домашнее задание.

«4»- 40-46 баллов- Д/З повторить не усвоенный материал.

«3»- менее 40 баллов- пройти модуль заново исправить ошибки.

 

Список литературы:

Учебник И.Н.Сонин М.Р. Сапин. «Биология человек» Дрофа 2012г.

Дополнительная литература:

А.М. Цузмер О.Л. Петришина. Биология .Человек и его здоровье. Москва «Просвещения» 1990г.

Н.А. Лемеза Л.В. Камлюк. Н.Д. Лисов. Биология в вопросах и ответах для абитуриентов, репетиторов и учителей. Санкт-Петербург 2013г.

А. С Батуев. Биология человек. Дрофа 1997г.

Н.А. Калиничев. Биология для школьников и абитуриентов. Брянск: Издательство БГУ, 2003г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Использована модульная технология. Расписаны алгоритмы выполнения заданий.

7 February 2016

Используется модульная технология. Четко, грамотно расписаны алгоритмы заданий. Задания интересны.Содержание материала соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. Их конспекта видно высокое педагогическое мастерство учителя. На мое усмотрение можно даже на уроках с использованием модульных технологий использовать разнообразное технологическое оснащение урока.

8 February 2016