Урок «Значение дыхания. Строение органов дыхания» (Биология, 8 класс)
Сведения об авторе |
|
Фамилия, имя, отчество (полностью) |
Лисенкова Нина Ивановна |
Район |
Перевозский |
Место работы |
МАОУ “СШ № 2 г.Перевоза” |
Должность |
Учитель биологии и химии |
Общая информация |
|
Образовательная область, учебный предмет |
Биология, базовый уровень |
Класс |
8 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) |
Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Концентрический курс. Москва, Дрофа, 2015 г. Рабочая программа «Биология. Человек. 8 класс». Авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Концентрический курс, ФГОС, Москва, Дрофа, 2016 г. Учебник: Н. И. Сонин, М. Р. Сапин, «Биология. Человек» 8 класс. Учебник. - М: Дрофа, 2018 Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2018 Биология. Учебно-методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина. «Биология. Человек.8 класс» М.: Дрофа, 2015. |
Тема учебного занятия |
|
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. |
Урок открытия новых знаний «Значение дыхания. Органы дыхания» |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия |
Изучаемая тема «Дыхание» 36. Значение дыхания.Органы дыхания. 37. Газообмен в легких и тканях. П.р. №7 «Определение частоты дыхания» 38. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Голосовой аппарат. Профилактика состояния голосового аппарата 39 Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания и их профилактика. |
Формировать у учащихся представления о строении органов дыхания |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
|||
Цель Уровень |
Базовый («обучающийся научится») |
||
Цель – предмет (предметный результат) |
Раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания в связи с их функцией |
||
Цель – способ (метапредметный результат) |
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы |
||
Цель – ценность (личностный результат) |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
||
Исходное состояние обучающихся: |
-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением - недостаточно владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия); - могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их; - могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности |
||
Формы оценки планируемых результатов |
Предметный результат |
Метапредметный результат |
Личностный результат |
фронтальная работа в эвристической беседе выполнение тестовых заданий и ситуационной задачи расширить знания о функциях дыхательной системы умения решать проблемные вопросы |
Познавательные: изучить строение и функции органов дыхания, понять значение дыхания Регулятивные :развивать умение планировать и оценивать свою деятельность, прогнозировать результаты , выстраивать стратегию поиска решения задач, контролировать свое время. умение анализировать, выделять и обобщать, находить нужную информацию Коммуникативные: совершенствовать умения слушать и вступать в диалог; сотрудничать в группе, перерабатывать информацию.
|
развитие струдничества при работе в группе; какое значение имеет изучение данной темы |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия |
||||
Учебно – информационное обеспечение |
Основная литература |
Дополнительная литература |
Интернет - ресурсы |
ЭОРы |
Учебник: Н. И. Сонин, М. Р. Сапин, «Биология. Человек» 8 класс. Учебник. - М: Дрофа, 2018
Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2018 |
Определение дыхания https://bigslide.ru/images/22/21760/960/img4.jpg Дыхательная система (анимация) https://www.youtube.com/watch?v=p4eJOFP2fPc Эволюция беспозвоночных https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0228/00192f77-83109dbf/img17.jpg Текстовый материал Носовая полость (http://900igr.net/up/datas/85504/013.jpg Носоглотка http://lechim-serdce.ru/wp-content/uploads/2018/01/gorlo-foto-anatomiya-19.jpg Гортань http://900igr.net/up/datas/204502/013.jpg Трахея и бронхи (анимация) https://www.youtube.com/watch?v=t1lH2wdB-tM Строение легких https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fdd/0000bfa4-6227db52/img7.jpg |
Биология. Электронный учебник (текстовый материал) Воздухоносные пути (анимация, иллюстрации) Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (презентация, иллюстрации) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000086f-1000-4ddd-477c-4c00475d60a3/view/ Строение легких (презентация, анимация, иллюстрации) |
||
Техническое обеспечение |
Мультимедийный проектор, персональный компьютер, ноутбуки |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование |
|||
Этап урока |
Подэтап урока |
Организация педагогически целесообразного взаимодействия |
Психолого – педагогическое обоснование |
1. Мотивационно ориентировочный |
1.1. Вхождение в контакт |
Подготовка учащихся к учебной деятельности Фасилитационный подход По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем |
Создание комфортной психологической атмосферы урока |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (работа с текстом) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: частично-поисковый По характеру управления учебной работой: фронтальный опрос. Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале |
Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курса биологии |
|
1.3. Создание проблемной ситуации |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности |
В основной школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций |
|
2. Операционно – исполнительский |
2.1. Целеполагание и планирование |
Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) 1. Организационный этап 1 мин. 2. Целеполагание – 2-3 мин. 3. Актуализация знаний – 3-4 мин. 4. Получение и применение знаний в новой ситуации – 23 мин. 5. Обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 12 мин 6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 2 мин. |
Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия, соревнование. Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире |
У подростков продолжают формироваться различные виды мышления теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций) наглядно-образное ( (рисунки, схемы,анимации.) словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование) |
|
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные демонстрация ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (решение задач) По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха |
В подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности: деятельность, связанная с общением со сверстниками, получению новых знаний |
|
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача), продуктивные (проблемный и частично-поисковый-ситуационная задача) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль) Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий. тестовый контроль |
В психологическом плане на этом этапе происходит. Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу. |
|
3. Рефлексивно – оценочный |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль, рейтинговая оценка. |
|
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся |
Для восьмиклассников характерна способность классифицировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), недостаточное владение действиями (знаю как?), слабое понимание смысла изученного (знаю зачем?) и небольшое понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) |
Сценарий проведения учебного занятия |
||||||||
Этап урока или другой формы УВП |
Подэтап урока или другой формы УВП |
Действия учителя (педагога) |
Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
|||||
1. Мотивационно ориентировочный |
1.1. Вхождение в контакт |
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку |
Учащиеся готовятся к учебной деятельности |
|||||
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
Человек может жить без пищи 40 суток, без воды 2 недели, а без воздуха погибает через 5 минут. Почему? -Возможность дышать - одно из чудес природы. Дышат люди, дышат звери, Дышат все, кто хочет жить, Кто под солнцем иль луною, Может жизнью дорожить. Разберёмся, кто как может Будем знать, а кто какой. Мы же дышим, дышим тоже, Если дышишь - ты живой. |
Потому что он не запасается в организме в отличие воды и пищи. |
||||||
1.3. Создание проблемной ситуации |
Вам предлагается синквейн, что скрыто в ключевом слове? *** Важное, легочное Поглощает, выделяет, поддерживает Свойство живых организмов Жизнь А что мы знаем о дыхании? Цель: определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.
https://bigslide.ru/images/22/21760/960/img4.jpg Дыхание – это непрерывный обмен газов между организмом и окружающей его средой. Какое значение имеет дыхание? Изучите текст учебника с.160
Слайд «Эволюция дыхания» https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0228/00192f77-83109dbf/img17.jpg Составьте кластер |
Дыхание
.Для решения у учащихся имеется определенный минимум знаний из курса х биологии. Из курса биологии основной школы они знают, что дыхание - это процесс поглощения кислорода и удаления углекислого газа. Записывают определение в тетрадь. Изучают текст и обсуждают: - 1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях. - 2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др. - 3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма. Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.
Называют способы дыхания животных: клеточное, трахейное, жаберное,кожное, легочное. Составляют кластер |
||||||
2. Операционно – исполнительский |
2.1. Целеполагание и планирование |
Тесты из раб.тетр.с 96-97 -Есть вопросы, на которые вы не смогли ответить?
|
(взаимопроверка и оценивание исходных знаний)
Учащиеся определяют цели урока: -Расширить знания о значении дыхания в обмене веществ -Выяснить особенности строения органов дыхания и функции |
|||||
2.2. . Поиск способа решения проблемной ситуации |
На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о чем идет речь? Какова будет тема урока? Цель? Что и как мы можем узнать о дыхательной системе человека? |
Дыхание - жизненно важная функция организма. Как человек дышит? Строение органов дыхания. Формулируют тему урока, цель и задачи (Изучить строение органов дыхания и их функции) (запись темы в тетради) |
||||||
2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
Организуется работа по исследованию органов дыхания и их функций. (Распределение заданий по группам для заполнения сводной таблицы) |
Индивидуальная работа с тетрадью с.91 упр.138 Рассмотреть рисунок. Написать названия органов дыхания, обозначенных цифрами. |
||||||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
Воспользовавшись текстом параграфа с.160-163, Интернет-ресурсами: изучить строение и функции органов дыхания. Материалы к уроку рекомендую учащимся: Носовая полость (http://900igr.net/up/datas/85504/013.jpg Носоглотка http://lechim-serdce.ru/wp-content/uploads/2018/01/gorlo-foto-anatomiya-19.jpg Гортань http://900igr.net/up/datas/204502/013.jpg Трахея и бронхи (анимация) https://www.youtube.com/watch?v=t1lH2wdB-tM Строение легких https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fdd/0000bfa4-6227db52/img7.jpg Слайд Сводная таблица
Какие функции выполняют органы дыхания? Физкультминутка: А теперь мы не спеша Будем правильно дышать. Раз, два, три, четыре,пять! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже, Руки на спину заложим, Голову поднимем выше И легко, легко подышим. Дополнить кластер |
Работа в группах(по заполнению таблицы): 1гр. Носовая полость, 2гр.носоглотка 3гр. Гортань 4гр.Трахея, 5гр.бронхи 6гр. Легкие Обсуждают и сравнивают составленные таблицы: Носовая полость - имеет сложную фурму, покрыта эпителием, который фильтрует и выметает наружу все крупные частички, содержащиеся в воздухе. Нагревает воздух до температуры тела. Частично обеззараживает. Носоглотка и глотка - состоят из мышц и покрыты большим количеством лимфоидной ткани в виде лимфатических сосудов и узлов, которые необходимы в первую очередь для обеззараживания воздуха, которым дышит организм. Гортань - представляет собой щель, на которую натянуты мембрановидные перепонки. В процессе прохождения воздуха через эту щель если меняется конфигурация мембран происходит процесс фоннации - формирование звуков. Трахея - трубку состоящая из хрящевых полуколец, которая проводит воздух к бронхам. Бронхи - структуры из плотной хрящевой ткани, которые дихотомически делятся и проводят воздух в терминальные отделы дыхательной системы - альвеолы. В бронхах выделяется слизь, благодаря которой выводиться та часть мелких частичек из воздуха, которые прошли через трахею и носовую полость, Альвеолы - структурные элементы легочной ткани, которые обеспечивают процесс газообмена между кровью и воздухом, который приходит по бронхам. По форме напоминают своеобразные небольшие мешочки.
1)) газообмен; 2) обеспечение организма энергией Углеводы, жиры, белки + О2 = СО2 + Н2О + энергия 3) выделительная; 4) теплорегуляция; 5) голосообразование. Выполняют упражнения Дополняют кластер |
||||||
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
Ситуационная задача: https://pandia.ru/text/80/550/277.php При воспалительных процессах носоглотки возможно распространение патологического процесса на среднее ухо. Задания: 1. Поясните строение среднего уха. 2. В чем заключается анатомическое обоснование возможности распространения инфекции? 3. Почему подобное заболевание характерно, прежде всего, для детей?
«Верные» и «неверные» суждения: Не пропускает пищу в гортань – Надгортанник. Не дает трахеи сужаться - Хрящевые кольца Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его и увлажает – Бронхи Поверхностный слой воздухоносных путей – Носовая полость Выстилает наружную поверхность легких -Плевра Путь вдыхаемого воздуха после гортани до легочных капилляров (последовательно) - Клетки тканей Внутри находятся голосовые связки - Гортань. Место диффузии газов - Легочные пузырьки Потребители кислорода – Трахея
|
Индивидуальная работа обучающихся. Самостоятельно выполняют предложенную ситуативную задачу и тестовые задания. 1.Среднее ухо связано с носоглоткой евстахиевой трубой. 2. Инфекция из носоглотки проникает через евстахиеву трубу в среднее ухо. 3. Дети часто забывают правила личной гигиены (высмаркиваться в носовой платок) поэтому это заболевание характерно для детей. 1, 2,5,7,8 «Верные» 3,4,6,9 «неверные» Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы. |
||||||
Рефлексивно – оценочный |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
Организует рефлексию в форме анкетирования 1. На уроке я работал(а): активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен 3. Урок для меня показался: коротким / длинным
5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен |
На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключается обьяснение учителя и репродуктивная деятельность. |
|||||
|
Организует обратную связь с целью оценки эффективности достижения поставленной цели, соотносит цель и результат. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли мы её? А теперь оцените свою деятельность на уроке. Ответьте на предложенные вопросы: Что изучили на уроке? Что было легко? В чем были трудности? Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок. Изучая строение и функции органов дыхания мы узнали о необходимости кислорода для клеток человеческого организма. А как происходит газообмен в клетках и тканях? Возникла новая проблема, которую мы будем решать на следующем уроке. |
Осознают смысл значения дыхания для жизни человека, нацеливаются на дальнейшее расширение знаний по теме «Дыхание» |
||||||
Домашнее задание |
Поясняет и настраивает на выполнение заданий стр. 160-163, творческие задания по желанию учащихся (синквейн, сообщение на тему «Влияние никотина на органы дыхания», кроссворд «Органы дыхания») |
Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание. |
Marina
Трефилова Раиса Поликарповна
Ольга Ивановна
Аладышева Татьяна Петровна