Урок «Значение дыхания. Строение органов дыхания» (Биология, 8 класс)

9
4
Материал опубликован 31 January 2019 в группе

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Лисенкова Нина Ивановна

Район

Перевозский

Место работы

МАОУ СШ № 2 г.Перевоза

Должность

Учитель биологии и химии


 

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Биология, базовый уровень

Класс

8 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Концентрический курс. Москва, Дрофа, 2015 г. Рабочая программа «Биология. Человек. 8 класс». Авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Концентрический курс, ФГОС, Москва, Дрофа, 2016 г.

Учебник: Н. И. Сонин, М. Р. Сапин, «Биология. Человек» 8 класс. Учебник. - М: Дрофа, 2018

Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2018

Биология. Учебно-методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина. «Биология. Человек.8 класс» М.: Дрофа, 2015.

Тема учебного занятия

 

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок открытия новых знаний «Значение дыхания. Органы дыхания»

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Изучаемая тема «Дыхание»

36. Значение дыхания.Органы дыхания.

37. Газообмен в легких и тканях. П.р. №7 «Определение частоты дыхания»

38. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Голосовой аппарат. Профилактика состояния голосового аппарата

39 Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания и их профилактика.

Учебная задача

 Формировать у учащихся представления о строении органов дыхания


 

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет (предметный результат)

Раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека;

строение органов дыхания в связи с их функцией

Цель – способ (метапредметный результат)

Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы

Цель – ценность (личностный результат)

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Исходное состояние обучающихся:

-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением

- недостаточно владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);

- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

фронтальная работа в эвристической беседе

выполнение тестовых заданий и ситуационной задачи

расширить знания о функциях дыхательной системы

умения решать проблемные вопросы

Познавательные: изучить строение и функции органов дыхания, понять значение дыхания

Регулятивные :развивать умение планировать и оценивать свою деятельность, прогнозировать результаты , выстраивать стратегию поиска решения задач, контролировать свое время.

умение анализировать, выделять и обобщать, находить нужную информацию

Коммуникативные: совершенствовать  умения слушать и вступать в диалог; сотрудничать в группе, перерабатывать информацию.

 

развитие струдничества при работе в группе;

какое значение имеет изучение данной темы


 

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник: Н. И. Сонин, М. Р. Сапин, «Биология. Человек» 8 класс. Учебник. - М: Дрофа, 2018


 

Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2018

 

Определение дыхания https://bigslide.ru/images/22/21760/960/img4.jpg

Дыхательная система (анимация)

https://www.youtube.com/watch?v=p4eJOFP2fPc

Эволюция беспозвоночных https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0228/00192f77-83109dbf/img17.jpg

Текстовый материал

Носовая полость (http://900igr.net/up/datas/85504/013.jpg

Носоглотка http://lechim-serdce.ru/wp-content/uploads/2018/01/gorlo-foto-anatomiya-19.jpg

Гортань http://900igr.net/up/datas/204502/013.jpg

Трахея и бронхи (анимация) https://www.youtube.com/watch?v=t1lH2wdB-tM

Строение легких https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fdd/0000bfa4-6227db52/img7.jpg

Биология. Электронный учебник (текстовый материал)

http://www.ebio.ru/che07.html

Воздухоносные пути (анимация, иллюстрации)

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/548d572a-732f-4625-8f13-289e3656bbc9/?from=cf2d9227-202147cdb37b72b89bb7af02&interface=pupil&class=50&subject=29

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (презентация, иллюстрации)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000086f-1000-4ddd-477c-4c00475d60a3/view/

Строение легких (презентация, анимация, иллюстрации)

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/548d572a-732f-4625-8f13-289e3656bbc9/?from=cf2d9227-202147cdb37b72b89bb7af02&interface=pupil&class=50&subject=29

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер, ноутбуки


 

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого – педагогическое обоснование

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Фасилитационный подход 

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (работа с текстом)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: частично-поисковый

По характеру управления учебной работой: фронтальный опрос.

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания  обучающихся из курса биологии

1.3. Создание проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

В основной школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

1. Организационный этап  1 мин.

2. Целеполагание – 2-3 мин.

3. Актуализация знаний – 3-4 мин.

4. Получение и применение знаний в новой ситуации  23 мин.

5. Обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 12 мин

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 2 мин.

Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия, соревнование.

Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль

Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

У подростков продолжают формироваться различные виды мышления

теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций)

наглядно-образное ( (рисунки, схемы,анимации.)

словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные демонстрация ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (решение задач)

По характеру управления учебной работой:  самостоятельно, под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

В подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:

деятельность, связанная с общением со сверстниками, получению новых знаний

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача), продуктивные (проблемный и частично-поисковый-ситуационная задача)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль)

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

тестовый контроль

В психологическом плане на этом этапе происходит.

Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для  решения ситуационной  задачи, адекватной открытому способу.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль, рейтинговая оценка.

 

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

Для восьмиклассников  характерна способность  классифицировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), недостаточное владение действиями (знаю как?), слабое понимание смысла изученного (знаю зачем?) и небольшое понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)


 

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся  готовятся к учебной деятельности

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Человек может жить без пищи 40 суток, без воды 2 недели, а без воздуха погибает через 5 минут. Почему?

-Возможность дышать - одно из чудес природы.

Дышат люди, дышат звери,

Дышат все, кто хочет жить,

Кто под солнцем иль луною,

Может жизнью дорожить.

Разберёмся, кто как может

Будем знать, а кто какой.

Мы же дышим, дышим тоже,

Если дышишь - ты живой.

Потому что он не запасается в организме в отличие воды и пищи.

1.3. Создание проблемной ситуации

Вам предлагается синквейн, что скрыто в ключевом слове?

***

Важное, легочное

Поглощает, выделяет, поддерживает

Свойство живых организмов

Жизнь

А что мы знаем о дыхании? Цель: определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.


 


 

https://bigslide.ru/images/22/21760/960/img4.jpg

Дыханиеэто непрерывный обмен газов между организмом и окружающей его средой.

Какое значение имеет дыхание? Изучите текст учебника с.160


 


 


 


 


 


 


 

Слайд «Эволюция дыхания» https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0228/00192f77-83109dbf/img17.jpg

Составьте кластер

Дыхание


 


 

.Для решения у учащихся имеется определенный минимум знаний из курса х биологии.

Из курса биологии основной школы они знают, что дыхание - это процесс поглощения кислорода и удаления углекислого газа.

Записывают определение в тетрадь.

Изучают текст и обсуждают:

- 1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

- 2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

- 3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.


 

Называют способы дыхания животных: клеточное, трахейное, жаберное,кожное, легочное.

Составляют кластер

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

 Тесты из раб.тетр.с 96-97

-Есть вопросы, на которые вы не смогли ответить?


 


 

(взаимопроверка и оценивание исходных знаний)


 

Учащиеся определяют цели урока:

-Расширить знания о значении дыхания в обмене веществ

-Выяснить особенности строения органов дыхания и функции

2.2. . Поиск способа решения проблемной ситуации

На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о чем идет речь?

Какова будет тема урока? Цель? Что и как мы можем узнать о дыхательной системе человека?

Дыхание - жизненно важная функция организма. Как человек дышит? Строение органов дыхания.

Формулируют тему урока, цель и задачи (Изучить строение органов дыхания и их функции) (запись темы в тетради)

2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Организуется работа по исследованию органов дыхания и их функций.

(Распределение заданий по группам для заполнения сводной таблицы)

Индивидуальная работа с тетрадью с.91 упр.138 Рассмотреть рисунок. Написать названия органов дыхания, обозначенных цифрами.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Воспользовавшись текстом параграфа с.160-163, Интернет-ресурсами: изучить строение и функции органов дыхания.

Материалы к уроку рекомендую учащимся:

Носовая полость (http://900igr.net/up/datas/85504/013.jpg

Носоглотка http://lechim-serdce.ru/wp-content/uploads/2018/01/gorlo-foto-anatomiya-19.jpg

Гортань http://900igr.net/up/datas/204502/013.jpg

Трахея и бронхи (анимация) https://www.youtube.com/watch?v=t1lH2wdB-tM

Строение легких https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fdd/0000bfa4-6227db52/img7.jpg

Слайд Сводная таблица

Органы

строение

функции

     

Какие функции выполняют органы дыхания?

Физкультминутка:

А теперь мы не спеша

Будем правильно дышать.

Раз, два, три, четыре,пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки на спину заложим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Дополнить кластер

Работа в группах(по заполнению таблицы):

1гр. Носовая полость,

2гр.носоглотка

3гр. Гортань

4гр.Трахея,

5гр.бронхи

6гр. Легкие

Обсуждают и сравнивают составленные таблицы:

Носовая полость - имеет сложную фурму, покрыта эпителием, который фильтрует и выметает наружу все крупные частички, содержащиеся в воздухе. Нагревает воздух до температуры тела. Частично обеззараживает.

Носоглотка и глотка - состоят из мышц и покрыты большим количеством лимфоидной ткани в виде лимфатических сосудов и узлов, которые необходимы в первую очередь для обеззараживания воздуха, которым дышит организм.

Гортань - представляет собой щель, на которую натянуты мембрановидные перепонки. В процессе прохождения воздуха через эту щель если меняется конфигурация мембран происходит процесс фоннации - формирование звуков.

Трахея - трубку состоящая из хрящевых полуколец, которая проводит воздух к бронхам.

Бронхи - структуры из плотной хрящевой ткани, которые дихотомически делятся и проводят воздух в терминальные отделы дыхательной системы - альвеолы. В бронхах выделяется слизь, благодаря которой выводиться та часть мелких частичек из воздуха, которые прошли через трахею и носовую полость,

Альвеолы - структурные элементы легочной ткани, которые обеспечивают процесс газообмена между кровью и воздухом, который приходит по бронхам. По форме напоминают своеобразные небольшие мешочки.


 


 


 


 


 


 

1)) газообмен;

2) обеспечение организма энергией

Углеводы, жиры, белки + О2 = СО2 + Н2О + энергия

3) выделительная;

4) теплорегуляция;

5) голосообразование.

Выполняют упражнения

Дополняют кластер

 

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Ситуационная задача: https://pandia.ru/text/80/550/277.php

При воспалительных процессах носоглотки возможно распространение патологического процесса на среднее ухо.

Задания:

1. Поясните строение среднего уха.

2. В чем заключается анатомическое обоснование возможности распространения инфекции?

3. Почему подобное заболевание характерно, прежде всего, для детей?


 

«Верные» и «неверные» суждения:

Не пропускает пищу в гортань – Надгортанник.

Не дает трахеи сужаться - Хрящевые кольца

Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его и увлажает – Бронхи

Поверхностный слой воздухоносных путей – Носовая полость

Выстилает наружную поверхность легких -Плевра

Путь вдыхаемого воздуха после гортани до легочных капилляров (последовательно) - Клетки тканей

Внутри находятся голосовые связки - Гортань.

Место диффузии газов - Легочные пузырьки

Потребители кислорода – Трахея


 


 

Индивидуальная работа обучающихся.

Самостоятельно выполняют предложенную ситуативную задачу и тестовые задания.

1.Среднее ухо связано с носоглоткой евстахиевой трубой.

2. Инфекция из носоглотки проникает через евстахиеву трубу в среднее ухо.

3. Дети часто забывают правила личной гигиены (высмаркиваться в носовой платок) поэтому это заболевание характерно для детей.

1, 2,5,7,8 «Верные»

3,4,6,9 «неверные»

Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы.

Рефлексивно – оценочный

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Организует рефлексию в форме анкетирования

1. На уроке я работал(а):

активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я:

доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

коротким / длинным

  • За урок я: не устал(а) /

5. Мое настроение:

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был:

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключается обьяснение учителя и репродуктивная деятельность.

 

 

Организует обратную связь с целью оценки эффективности достижения поставленной цели, соотносит цель и результат. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли мы её?

А теперь оцените свою деятельность на уроке. Ответьте на предложенные вопросы:

Что изучили на уроке?

Что было легко? В чем были трудности? Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок.

Изучая строение и функции органов дыхания мы узнали о необходимости кислорода для клеток человеческого организма. А как происходит газообмен в клетках и тканях? Возникла новая проблема, которую мы будем решать на следующем уроке.

Осознают смысл значения дыхания для жизни человека, нацеливаются на дальнейшее расширение знаний по теме «Дыхание»

Домашнее задание

 

Поясняет и настраивает на выполнение заданий стр. 160-163, творческие задания по желанию учащихся (синквейн, сообщение на тему «Влияние никотина на органы дыхания», кроссворд «Органы дыхания»)

Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за конспект урока!

14 April 2019

Благодарю за урок, Нина Ивановна!

16 April 2019

Отличный урок! Спасибо!

20 April 2019

Урок разработан очень грамотно!

29 April 2019