Технологическая карта урока биологии на тему «Дыхание» (8 класс)
Слободзян Татьяны Георгиевны, учителя биологии МБОУ «Лицея «Развитие»», г. Пскова.
Технологическая карта урока «Дыхание», 8 класс (ФГОС).
Тип урока: вводный урок. Лабораторная работа «Гигиеническая оценка микроклимата помещения».
Тема урока. |
Дыхание. Необходимость кислорода для организма человека. Строение органов дыхания. |
Цель урока. |
Сформировать у учащихся знания о сущности процесса дыхания, его значимости в обмене веществ и превращении энергии в организме человека. |
Задачи урока. |
Познавательные: изучить строение и функции органов дыхания, понять значение дыхания для обменных процессов в органах и тканях. Регулятивные: развивать умение планировать и оценивать свою деятельность, прогнозировать результаты , выстраивать стратегию поиска решения задач, контролировать свое время. Коммуникативные: совершенствовать умения слушать и вступать в диалог; сотрудничать в группе, перерабатывать информацию. Личноcтные: Формировать культуру умственного труда, применять на практике имеющиеся знания, понять важность профилактики заболеваний органов дыхания, голосовых связок. |
Формирование УУД. |
Личностные УУД: смыслообразование , нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценивание, прогнозирование, выстраивание стратегии поиска решения задач, контроль, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознано строить речевое высказывание, логические действия ( анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера. |
Основные понятия. |
Носовая полость, гортань, надгортанник, щитовидный хрящ, голосовые связки, трахея, бронхи. |
Ресурсы. |
УМК: Биология 8, линии Н. И. Сонина. Презентация учителя. Видеофрагмент « Дыхание» из учебного фильма « Анатомия и физиология человека», видеопроектор, компьютер |
Формы урока. |
Фронтальная работа, самостоятельная работа , лабораторная работа, работа в группах. |
Методы. |
Частично поисковый, проблемный. Почему говорят: « Когда я ем, я глух и нем»? |
Ход урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент. |
||
Актуализация знаний. |
||
Фронтальная беседа: - Все ли живые организмы дышат? -Какие изменения произошли в строении дыхательной системы позвоночных в процессе эволюции? -Сделайте вывод о значении кислорода для организма. |
Вспоминают, проговаривают, слушают и анализируют. Называют виды и органы дыхания. Делают вывод о необходимости кислорода для существования живого организма. |
Личностные УУД. Смыслообразование. Познавательные УУД. Целеполагание, построение речевого высказывания, логические действия. Коммуникативные УУД. Общение и взаимодействие с партнерами по обмену информацией, умение слушать и слышать товарищей. |
Проверка домашнего задания. |
||
Этап проверки домашнего задания: -Проверка знания терминов, ответы на вопросы. -Какую цель поставим перед собой? -Зачем нам эти знания?
|
Комментируют ответы, дополняют. Изучить дыхание человека, понять значение кислорода для организма человека Высказывают предположения. Записывают в тетради функции дыхательной системы. |
Коммуникативные УУД. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью, владение монологической и диалогической речью ,учет разных мнений. Познавательные УУД Аналогия, обобщение, установление причинно-следственных связей. |
Изучение нового материала. |
||
Показ видеофрагмента « Дыхание». По материалам видеофрагмента самостоятельно изучите строение носовой полости и гортани. Объясните, почему надо дышать носом, как образуется звук, как формируется речь. Назовите меры профилактики, необходимые для предотвращения заболеваний гортани, голосовых связок. Работа в группе. Ответить на вопросы по тексту учебника ( с.159 -160): почему пища при глотании не попадает в гортань? Почему задняя стенка трахеи мягкая? Что общего в строении трахеи и бронхов? Чем это можно объяснить? |
Просматривают видеофрагмент, воспринимают и анализируют информацию, объясняют, называют меры профилактики, делают записи в тетрадях. Работая в группе готовят рассказ, используя заданные вопросы как план. |
Познавательные УУД Осознанное восприятие и анализ информации. Регулятивные УУД. Планируют свою работу. Личностные УУД. Осознание необходимости ответственного отношения к своему здоровью. Познавательные УУД. Смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, умение осознано строить речевое высказывание, логические действия . Регулятивные УУД. Выстраивание стратегии поиска решения задач. Коммуникативные УУД. Общение и взаимодействие с партнерами по обмену информацией, умение интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Личностные УУД. Осознание ответственности за общее дело. |
Практическая часть урока. |
||
Выполнение лабораторной работы и заполнение таблицы «Гигиеническая оценка микроклимата помещения». Перед началом работы – инструктаж по технике безопасности. |
Слушают инструктаж по ТБ, выполняют лабораторную работу по инструкции, заполняют таблицу, делают вывод. |
Познавательные УУД. Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Регулятивные УУД. целеполагание, планирование, оценивание, прогнозирование, выстраивание стратегии поиска решения задач. Коммуникативные УУД. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и четкостью. |
Закрепление материала |
||
Проверка выполнения лабораторной работы. |
Контроль по эталону. Образец заполненной таблицы демонстрируется на доску. |
Регулятивные УУД. Контроль и коррекция. Познавательные УУД. Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Коммуникативные УУД. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и четкостью |
7.Домашнее задание. |
С.158 – 160, до «Основной орган дыхательной системы – легкие», творческое задание: « Требования к воздуху, которым дышит человек» |
|
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке |
||
Подведение итогов совместной и индивидуальной учебной деятельности. |
Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели, определяют свое настроение в конце урока. |
Познавательные УУД. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД. Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координация в сотрудничестве различных позиций. Личностные УУД. Осознание ответственности за общее дело. |