Технологическая карта урока биологии на тему «Дыхание» (8 класс)
                                Слободзян Татьяны Георгиевны, учителя биологии МБОУ «Лицея «Развитие»», г. Пскова.
Технологическая карта урока «Дыхание», 8 класс (ФГОС).
Тип урока: вводный урок. Лабораторная работа «Гигиеническая оценка микроклимата помещения».
| 
			 Тема урока.  | 
			
			 Дыхание. Необходимость кислорода для организма человека. Строение органов дыхания.  | 
		
| 
			 Цель урока.  | 
			
			 Сформировать у учащихся знания о сущности процесса дыхания, его значимости в обмене веществ и превращении энергии в организме человека.  | 
		
| 
			 Задачи урока.  | 
			
			 Познавательные: изучить строение и функции органов дыхания, понять значение дыхания для обменных процессов в органах и тканях. Регулятивные: развивать умение планировать и оценивать свою деятельность, прогнозировать результаты , выстраивать стратегию поиска решения задач, контролировать свое время. Коммуникативные: совершенствовать умения слушать и вступать в диалог; сотрудничать в группе, перерабатывать информацию. Личноcтные: Формировать культуру умственного труда, применять на практике имеющиеся знания, понять важность профилактики заболеваний органов дыхания, голосовых связок.  | 
		
| 
			 Формирование УУД.  | 
			
			 Личностные УУД: смыслообразование , нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценивание, прогнозирование, выстраивание стратегии поиска решения задач, контроль, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознано строить речевое высказывание, логические действия ( анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.  | 
		
| 
			 Основные понятия.  | 
			
			 Носовая полость, гортань, надгортанник, щитовидный хрящ, голосовые связки, трахея, бронхи.  | 
		
| 
			 Ресурсы.  | 
			
			 УМК: Биология 8, линии Н. И. Сонина. Презентация учителя. Видеофрагмент « Дыхание» из учебного фильма « Анатомия и физиология человека», видеопроектор, компьютер  | 
		
| 
			 Формы урока.  | 
			
			 Фронтальная работа, самостоятельная работа , лабораторная работа, работа в группах.  | 
		
| 
			 Методы.  | 
			
			 Частично поисковый, проблемный. Почему говорят: « Когда я ем, я глух и нем»?  | 
		
 
Ход урока.
| 
			 Деятельность учителя  | 
			
			 Деятельность учащихся  | 
			
			 Формируемые УУД  | 
		
| 
			 Организационный момент.  | 
			||
| 
			 Актуализация знаний.  | 
			||
| 
			 Фронтальная беседа: - Все ли живые организмы дышат? -Какие изменения произошли в строении дыхательной системы позвоночных в процессе эволюции? -Сделайте вывод о значении кислорода для организма.  | 
			
			 Вспоминают, проговаривают, слушают и анализируют. Называют виды и органы дыхания. Делают вывод о необходимости кислорода для существования живого организма.  | 
			
			 Личностные УУД. Смыслообразование. Познавательные УУД. Целеполагание, построение речевого высказывания, логические действия. Коммуникативные УУД. Общение и взаимодействие с партнерами по обмену информацией, умение слушать и слышать товарищей.  | 
		
| 
			 Проверка домашнего задания.  | 
			||
| 
			 Этап проверки домашнего задания: -Проверка знания терминов, ответы на вопросы. -Какую цель поставим перед собой? -Зачем нам эти знания? 
  | 
			
			 Комментируют ответы, дополняют. Изучить дыхание человека, понять значение кислорода для организма человека Высказывают предположения. Записывают в тетради функции дыхательной системы.  | 
			
			 Коммуникативные УУД. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью, владение монологической и диалогической речью ,учет разных мнений. Познавательные УУД Аналогия, обобщение, установление причинно-следственных связей.  | 
		
| 
			 Изучение нового материала.  | 
			||
| 
			 Показ видеофрагмента « Дыхание». По материалам видеофрагмента самостоятельно изучите строение носовой полости и гортани. Объясните, почему надо дышать носом, как образуется звук, как формируется речь. Назовите меры профилактики, необходимые для предотвращения заболеваний гортани, голосовых связок. Работа в группе. Ответить на вопросы по тексту учебника ( с.159 -160): почему пища при глотании не попадает в гортань? Почему задняя стенка трахеи мягкая? Что общего в строении трахеи и бронхов? Чем это можно объяснить?  | 
			
			 Просматривают видеофрагмент, воспринимают и анализируют информацию, объясняют, называют меры профилактики, делают записи в тетрадях. Работая в группе готовят рассказ, используя заданные вопросы как план.  | 
			
			 Познавательные УУД Осознанное восприятие и анализ информации. Регулятивные УУД. Планируют свою работу. Личностные УУД. Осознание необходимости ответственного отношения к своему здоровью. Познавательные УУД. Смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, умение осознано строить речевое высказывание, логические действия . Регулятивные УУД. Выстраивание стратегии поиска решения задач. Коммуникативные УУД. Общение и взаимодействие с партнерами по обмену информацией, умение интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Личностные УУД. Осознание ответственности за общее дело.  | 
		
| 
			 Практическая часть урока.  | 
			||
| 
			 Выполнение лабораторной работы и заполнение таблицы «Гигиеническая оценка микроклимата помещения». Перед началом работы – инструктаж по технике безопасности.  | 
			
			 Слушают инструктаж по ТБ, выполняют лабораторную работу по инструкции, заполняют таблицу, делают вывод.  | 
			
			 Познавательные УУД. Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Регулятивные УУД. целеполагание, планирование, оценивание, прогнозирование, выстраивание стратегии поиска решения задач. Коммуникативные УУД. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и четкостью.  | 
		
| 
			 Закрепление материала  | 
			||
| 
			 Проверка выполнения лабораторной работы.  | 
			
			 Контроль по эталону. Образец заполненной таблицы демонстрируется на доску.  | 
			
			 Регулятивные УУД. Контроль и коррекция. Познавательные УУД. Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Коммуникативные УУД. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и четкостью  | 
		
| 
			 7.Домашнее задание.  | 
			
			 С.158 – 160, до «Основной орган дыхательной системы – легкие», творческое задание: « Требования к воздуху, которым дышит человек»  | 
			|
| 
			 8.Рефлексия учебной деятельности на уроке  | 
			||
| 
			 Подведение итогов совместной и индивидуальной учебной деятельности.  | 
			
			 Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели, определяют свое настроение в конце урока.  | 
			
			 Познавательные УУД. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД. Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координация в сотрудничестве различных позиций. Личностные УУД. Осознание ответственности за общее дело.  |