Модульный урок биологии по теме «Дыхание» (8 класс)
МБОУ – Орменская СОШ
им.Н.Н. Денисова
Модульное занятие по биологии
8 класс
Тема: « Дыхание»
Составил: учитель биологии
Андрюшина Ю.С.
№ учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по Усвоению учебного материала |
||||||||
УЭ 0 |
Интегрирующая цель: Знать: строение и функции органов дыхания Уметь: обосновать основные гигиенические правила дыхания Знать: строение и функции лёгких связанных с обменов веществ Уметь: объяснять взаимосвязь дыхательных и кровеносных систем Знать: механизм вдоха и выдоха, понятие жизненная ёмкость лёгких Уметь: объяснять механизм вдоха и выдоха; определять частоту дыхания Знать: процесс регуляции дыхательных движений; о возможных заболеваниях и нарушениях органов дыхания Уметь: объяснять взаимосвязь дыхательных процессов оказания первой мед. помощи: показать приёмы первой мед. помощи Уметь: работать с индивидуальными заданиями, самостоятельно контролировать время и управлять им. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием библиотек и интернета. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. |
Самостоятельная работа. Внимательно прочтите цель модуля. Время выполнения 3 минуты. |
||||||||
УЭ 1 |
Входной контроль: Цель: проверить степень усвоения по теме «Транспорт веществ» Запишите в тетради дату и тему модуля. Заполните в тетради схему
В тетради запишите ответа теста 1 Содержание воды в плазме составляет: А. 86% Б.90% В. 95% 2. вторую группу крови можно переливать: А. людям с 1 и 2 группой Б. людям с 2 и 3 группой В. Людям с 2 и 4 группой 3. К каким заболеваниям у человека иммунитет не вырабатывается: А. корь Б. ангина В. свинка Г. грипп 4. Масса сердца женщины составляет: А. 300гр Б. 250гр В. 310-320гр. Г. не верны все варианты 5. В артериях малого круга кровообращения течет: А. артериальная кровь Б. смешанная кровь В. Венозная кровь |
Самостоятельная работа. Будьте внимательны. Время выполнения 7-8 мин. За каждый правильный ответ 1 балл. |
||||||||
УЭ 2 |
Цель: Изучить строение и значение органов дыхания. «Пока дышу надеюсь» Овидий Прочтите текст учебника на страница 158 -161. В тетради зарисуйте схему «дыхательная система» Ответьте на задание карточки № 1 в тетради |
Самостоятельная работа. Внимательно прочтите текст , обращайте внимание на выделенные термины. Время выполнения работы 35 мин. За каждый правильный ответ 1балл. |
||||||||
УЭ 3 |
Цель: Изучить газообмен в легких и тканях: перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Запишите дату и тему модуля в тетрадь. Прочтите текст учебника на стр. 163-164 до (газообмен в тканях) Пользуясь дополнительными источниками №1,3 найдите и зарисуйте в тетради «газообмен в легких». |
Самостоятельная работа. Прочтите цель модуля. Выполните задания. Будьте внимательны время выполнения 15 мин. |
||||||||
Прочтите текст учебника стр 164. К уже имеющемуся рисунку добавьте газообмен в тканях. Укажите, как происходит газообмен в легких и тканях. Используйте дополнительные источники №1,2 |
Самостоятельная работа. Будьте внимательны. Время выполнения 15 мин. |
|||||||||
Для закрепления учебного элемента ответьте на вопросы: Углекислый газ образуется: А. в легких Б. клетках тела В.эритроцитах В. альвеолах Кислород поступает в организм: А. через легкие Б. альвеолы В. гортань Г. дыхательные пути и альвеолы |
Самостоятельная работа. Время выполнения 15 мин.. За каждый правильный ответ поставьте 1 балл. |
|||||||||
УЭ 4 |
Цель модуля: Дыхательные движения. Жизненная ёмкость легких. Частота дыхания. «Дыхание это жизнь» Запишите в тетради дату и тему модуля. Прочтите текст учебника « дыхательные движения» В тетради заполните самостоятельно схему. механизм дыхательных движений. 1.
Прочтите. Объясните друг другу свою точку зрения, аргументируйте. Причина вдоха и выдоха издавна интересовала ученых, врачей. В свое время было предложено несколько гипотез, объясняющих это явление ; А) воздух самотеком входит, раздувает легкие и расширяет грудную клетку. Б) легкие в грудной полости расширяются и засасывают атмосферный воздух внутрь (вдох), а сжимаясь выталкивает его (выдох). С какой гипотезой вы согласны.? |
Самостоятельная работа. Время работы 20 мин. За работу с таблицей поставьте от 1 до 3 баллов. Работа в паре. Поставьте друг другу от 1 до 5 баллов. |
||||||||
УЭ 5 |
Прочтите текст учебника « жизненная емкость легких». Запишите в тетради определение «жизненная емкость легких». Пользуясь дополнительными источниками № 1,2,3,4,заполните таблицу по образцу.
|
Самостоятельная работа. Время выполнения работы 15 мин. За каждые 3 заполненные строки таблицы поставьте по 1 баллу. |
||||||||
УЭ 6 |
Цель: Определить частоту дыхания. Пользуясь дополнительными источниками №4, решите задачу и запишите решение в тетрадь. «Сколько воздуха проходит через легкие человека при спокойном дыхании в 1 мин, в 1 час, в сутки. Если дыхательный объем воздуха равен 500 мл, а частота дыхания- 18 раз в 1 мин?» « Зная, что выдыхаемый воздух содержит 4 % углекислого газа. Определите, сколько ученик выделяет СО2 в 1 мин. в 1 час. Сколько все учащиеся класса в 1 час. |
Самостоятельная работа. Время выполнения 10 мин. За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу. |
||||||||
УЭ 7 |
Цель: Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания. Запишите в тетрадь дату и тему модуля. Прочтите текст учебника на стр. 166. Как осуществляется регуляция дыхания, кратко схематично запишите ответ в тетради. |
Самостоятельная работа. Время выполнения 10 мин. |
||||||||
УЭ 8 |
Цель: Оказание первой помощи при отравлении угарным газом, спасании утопающего. В дополнительной литературе № 1,3,4 найдите информацию о оказании ПМП при остановке дыхания. Разбейтесь на пары продемонстрируйте друг на друге оказание помощи в разных ситуациях. |
Самостоятельная работа. Работа в паре. Ваше время 15 мин. |
||||||||
УЭ 9 |
Цель: Познакомиться с возможными заболеваниями и нарушениями органов дыхания. Прочтите текст учебника стр 166-170. В чем вредное влияние курения на органы дыхания? Тезисно записать в тетради. |
Самостоятельная работа. Время выполнения 20 мин. |
||||||||
УЭ 10 |
Цель: обобщить знание по теме «Дыхание». Запишите в тетрадь дату и тему модуля. Повторите основные элементы содержания учебного материала. Сделайте основные выводы по каждому элементу, кратко запишите их в тетрадь. |
Самостоятельная работа. Время выполнения работы 20 мин. |
||||||||
УЭ 11 |
Выходной контроль. Цель: Подведение итогов модульного занятия, выявление результатов. Выполните тест . Ответы запишите в тетрадь. 1.Дыхательные пути в организме человека составляют: В. только бронхи. А. носовая полость, гортань, трахеи Б. носовая полость, гортань, трахеи, бронхи. Г. трахеи и бронхи 2. В плевральной полости содержаться: А. жидкость Б. воздух В. витамины Г. углекислый газ 3. Голосовые связки расположены: А. в глотке Б. трахеи В. гортани Г. ротовой полости 4.В состав трахеи входят: А.хрящевые кольца Б. хрящевые полукольца В. костные кольца Г. костные полукольца. 5. К дыхательным путям относятся: А. альвеолы Б. гортань В. легкие. Г. плевра 6. В носовой полости слизистые оболочки образованы тканью: А. мышечной Б.эпителиальной В. соединительная Г. нервной 7. Диафрагма, участвующая в акте дыхания, образована тканью: А. эпителиальной Б. соединительной В. мышечной Г. железистой 8. Дыхательный центр расположен: А. в среднем мозге Б. спинном мозге В. продолговатом мозге Г. промежуточном мозге 9. Центр дыхания возбуждается, если в межклеточном веществе: А. уменьшается концентрация кислорода Б. увеличивается концентрация кислорода В.увеличивается концентрация углекислого газа Г. уменьшается концентрация углекислого газа
|
|||||||||
КЛЮЧ |
||||||||||
№ УЭ |
Правильные ответы |
Баллы |
||||||||
УЭ 1 |
Внутренняя среда организма
лимфа плазма эритроциты лейкоциты тромбоциты тест 1)Б 2)Б,В 3)Б ,Г 4)В 5)В |
1 бал за правильный ответ |
||||||||
УЭ 2 |
||||||||||
УЭ 3 |
2; 2) 4 |
1 балл за правильный ответ |
||||||||
УЭ 4 |
|
За таблицу от 1 до 3 баллов За работу в паре поставьте друг другу от 1 до 5 баллов |
||||||||
УЭ 5 |
таблица |
По 1 баллу |
||||||||
УЭ 6 |
9000мл; 540000; 12960000 360;21600;---- |
По 1 баллу за правильный ответ |
||||||||
УЭ 7 |
||||||||||
УЭ 8 |
||||||||||
УЭ 9 |
||||||||||
УЭ 10 |
||||||||||
УЭ 11 |
1)3 2)1 3)3 4)2 5)2 6)2 7)3 8)3 9)3 |
По 1 баллу за правильный ответ |
||||||||
«5»- 46-50 баллов- ты молодец, можешь выполнить творческое домашнее задание. «4»- 40-46 баллов- Д/З повторить не усвоенный материал. «3»- менее 40 баллов- пройти модуль заново исправить ошибки. |
Список литературы:
Учебник И.Н.Сонин М.Р. Сапин. «Биология человек» Дрофа 2012г.
Дополнительная литература:
А.М. Цузмер О.Л. Петришина. Биология .Человек и его здоровье. Москва «Просвещения» 1990г.
Н.А. Лемеза Л.В. Камлюк. Н.Д. Лисов. Биология в вопросах и ответах для абитуриентов, репетиторов и учителей. Санкт-Петербург 2013г.
А. С Батуев. Биология человек. Дрофа 1997г.
Н.А. Калиничев. Биология для школьников и абитуриентов. Брянск: Издательство БГУ, 2003г.