Урок окружающего мира в 4 классе «Мой город»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Богаченко Ольга Алексеевна
Предмет: окружающий мир.
Класс: 4
Тема урока: «Мой город Новосибирск».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Мой город Новосибирск».
Задачи: | Планируемые результаты: |
Дидактические: Формировать умение работать с картой, с информацией, с диаграммой; Формировать умения: работать в группе по истории родного края, опираясь на жизненный опыт; анализировать материал, обобщать и создавать продукт. | Предметные: Научатся работать с картой, с информацией, с диаграммой. Получат возможность научиться работать в группе по истории родного края, опираясь на жизненный опыт; анализировать материал, обобщать и создавать продукт. |
Развивающие: 2.Формировать умения: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтез как составление целого из частей; 3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью. | Метапредметные: Регулятивные: Учащиеся научатся: - осуществлять волевую саморегуляцию; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - принимать и сохранять учебную задачу. Учащиеся получат возможность научиться: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять контроль, коррекцию действия; - осуществлять самооценку деятельности. Познавательные: Учащиеся научатся: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей. Учащиеся получат возможность научиться: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - осуществлять обобщение изученного. Коммуникативные: Учащиеся научатся: - владеть диалогической формой речью. Учащиеся получат возможность научиться: - слушать и понимать речь других. |
Воспитательные: - воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями.
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (ПР) | ||
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные (Л) | ||||
Мотивация к учебной деятельности | Словесный (слово учителя) Наглядный Оценивание (постановка вопросов) | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организует мотивацию через фотографии с изображением видов города Новосибирска (на слайде). - Какой город изображен на фото? - А что вы знаете о городе Новосибирск? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность. Отвечают на вопросы учителя. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию | |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (беседа) | Организует беседу о городе Новосибирск. У Новосибирска, как и у остальных городов, есть свои герб и флаг. (Показ фотографий). - Что они означают, как вы думаете? Голубая лента –это река Обь, чёрная полоска — железная дорога. В центре изображение моста через реку. Зелёный цвет – это природные богатства. Белый цвет символизирует снег, покрывающий город в течение длительного периода - В наш город приезжают люди из разных городов. В связи с этим, городской отдел по культуре обращается к вам сделать информационную газету о городе Новосибирск, чтобы познакомить гостей с историей, достопримечательностями, известными людьми и особенностями нашего города. Вам нужно выполнить 7 заданий, а в текст 8-го задания вставить необходимую информацию и использовать текст для своей газеты. Вы можете использовать иллюстрации к тексту, дополнять текст своими сведениями об истории города, пользоваться дополнительной литературой. - В конце урока вы представите свою газету классу. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя и задание. | | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: владеть диалогической формой речью. | учебно-познавательный интерес |
Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа). Оценивание (постановка вопросов) | Организует постановку цели и задач урока. | Составляют цель и составляют задачи урока. | | К.: владеть диалогической формой речи. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | учебно-познавательный интерес |
Построение проекта из выхода затруднения | Словесный (беседа) | Организует деление на группы. Проводит инструктаж выполнения работы. Ваша задача работать в группах по 6 человек, выполняя 8 заданий. Результаты выполнения с первого по седьмое задание записываются в задание 7. Задание 8 – дополнительное, в котором ребята могут добавить свои сведения, наблюдения, фактические исторические данные. Итогом совместной работы группы является «продукт»: выпуск газеты. Создавая «продукт», дети заготовленный текст наполняют фактическими данными (датами, фамилиями, цифрами), при этом осуществляют отбор материала, анализируют, преобразовывают его, дополняют своими сведениями. | Делятся на группы. Слушают инструктаж учителя. | | | учебно-познавательный интерес |
Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Практический (выполнение заданий) Оценивание (анализ) | Объясняет выполнение первого задания. Задание №1. - И первое с чего начнем: - Прочитайте информацию, отметьте на карте город Новосибирск. Обведите границы Новосибирской области. Г ород Новосибирск расположен в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины. Стоит он на Приобском плато, которое примыкает к руслу реки Обь. Географическое положение города Новосибирска - на месте пересечения лесной и лесостепной климатических зон. Город граничит с Казахстаном на юго-западе, с Омской областью на западе, с Томской областью на севере, с Кемеровской областью на востоке и с Алтайским краем на юге. Внесите данную информацию в задание №7 Поместите эту карту в свою газету. Объясняет выполнение второго задания. Задание №2. - Следующее задание: Определите по диаграмме численность населения г. Новосибирск за последний год. Внесите данную информацию в задание №7 - Почему численность населения меняется? Перечислите несколько причин: (Эту информацию в газету вносить не обязательно) Объясняет выполнение третьего задания. Задание №3. - Прочитайте текст. Внесите новую информацию в свою газету. Новосибирск - один из крупнейших городов страны, по количеству жителей уступает только столице и Санкт-Петербургу. Сибирская столица основана в 1893 году, при прокладке Транссибирской магистрали и возведении ж.д. моста ч/з красавицу Обь, одну из величайших рек мира. Первые поселенцы обосновались на правом берегу Оби еще при начале мостостроения и прокладкой важнейшей Транссибирской магистрали, соединившую железнодорожным полотном Европу и Азию. Мост состоял из семи пролетов, их длина соответствовала 88 и 115 м, и высотой 16,5 метров над могучей рекой. Проект моста создал профессор Н.Белелюбский. В 1893 – 1898 гг. Появились первые дома вместо шалашей и времянок-землянок. К железнодорожной станции Обь провели ветку от речной пристани, общей длиной 5,5 км. Построили первую школу и библиотеку. Согласно первой переписи населения составили список из 340 семей. В течение пяти лет открылась лесопилка, театр, читальня. Демонстрация кино и премьера спектакля в театре. Появились первые торговые лавки, магазины и больница. Из далекой Италии прибыли на строительство мастера, рабочие и специалисты в количестве 145 человек. Выбор старосты и утверждение перспективного плана застройки города. Организует выполнение физминутки. | Слушают задание. Выполняют задание. Слушают задание. Выполняют задание. Записывают свой ответ в свою газету. Слушают задание. Выполняют задание. Выполняют физминутку. | работать с картой, с информацией, с диаграммой работать с картой, с информацией, с диаграммой | К.: слушать и понимать речь других. П.: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. П.: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков. | учебно-познавательный интерес |
Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи | Словесный (беседа), практический (задания) Оценивание (анализ) | Объясняет выполнение четвертого задания. Задание №4. -Соедините стрелками предприятия с его полным названием: ООО «Завод промышленной комплектации» - цветной металлопрокат ЗАО «Стальной профиль» - качественные сэндвич-панели от производителя Новосибирск «НЗСП» - предприятие, специализирующееся на производстве стальных тонкостенных труб малого диаметра. Запишите их названия в свой рекламный продукт задания №7 Объясняет выполнение пятого задания. Задание №5. - Заполните таблицу. 1 столбик: Фамилия, имя отчество известного человека. 2 столик: Чем прославился. Поместите эту информацию в свою газету. | Слушают задание. Выполняют задание. Слушают задание. Заполняют таблицу. Дополняют информацией свою газету. | работать в группе по истории родного края, опираясь на жизненный опыт | К.: владеть диалогической формой речи. П.: осуществлять синтез как составление целого из частей. Р:осуществлять самооценку деятельности. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Практический (задания) Оценивание (анализ) | Организует самостоятельную работу шестого и седьмого задания. Задание №6. - Определите, как добраться из г. Новосибирска до Барнаула наиболее коротким путём? Маршрут Новосибирск - Барнаул на карте. Расстояние между Новосибирском и Барнаулом составляет 232 км, время в пути на машине составляет 3 ч. 38 мин. Поместите эту информацию в свою газету. Объясняет выполнение задания №7. - Прочитайте текст, допишите недостающие слова. (дан текст с пропущенными словами) | Слушают задание. Выполняют задание. Дополняют информацией свою газету. Слушают задание. Выполняют задание. | |
Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. П: осуществлять синтез как составление целого из частей | |
Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный (беседа), практический (задание) Оценивание (анализ)
| Организует обобщение темы. Объясняет выполнение последнего восьмого задания. Задание №8. - Поместите в свою газету сведения о достопримечательностях города. | Слушают учителя. Выполняют задание. | работать в группе по истории родного края, опираясь на жизненный опыт; анализировать материал, обобщать и создавать продукт | К: слушать и понимать речь других. П: осуществлять синтез как составление целого из частей. | |
Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) Оценивание (Лесенка успеха). | Организует рефлексию учебной деятельности. Каждый представляет свою газету классу. - Теперь каждая группа повесит на доску свою газету и расскажет нам о ней. - Чем мы сегодня занимались? - Какое задание вам показалось самым интересным? - Какое самым трудным? - Перед вами лесенка успеха, каждый оцените себя на сколько хорошо вы работали на уроке. 1 ступень- у меня возникли затруднения на уроке, 5 ступень – у меня всё получилось, я доволен своей работой. | Каждая группа выступает со своей газетой у доски. Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют рефлексию учебной деятельности. | | Р: осуществлять обобщение изученного. Р: осуществлять самооценку деятельности. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Сорокина Светлана Валерьевна