Статья «Мой путь в педагогике»
Граф Анна Родионовна,
учитель русского языка и литературы
ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по
Иркутской области, г. Ангарск
Мой путь в педагогике
Аннотация
В статье обобщён опыт работы с учащимися, имеющими отрицательный жизненный опыт, с часто отсутствующей мотивацией к учению. В результате
сотрудничества с учащимися учитель приходит к мысли о необходимости постоянного поиска наиболее действенных путей в педагогике, о важной миссии учителя -государственного человека.
Ключевые слова:
технология, гуманистическая направленность, творчество, сотрудничество, социализация
В деятельности отдаю предпочтение комплексному подходу в изучении
предметов русской словесности, устанавливающему связь с жизнью, с реалиями современности. Приоритетной технологией в образовательной практике в системе
НПО являлась технология творческого развития учащихся (комплекс педагогической
деятельности):
• работа по основным программам по русскому языку и литературе
• коллективные и индивидуальные консультации по предметам, включающие
творческие задания
• предметные коллективные творческие дела «Его величество Слово!»
• элективный курс творческой направленности «На пути к словесному творчеству»
• научное общество учащихся. Секция «Русская словесность»
• сотрудничество с коллективом учебного заведения. Авторский сборник
«Мудрость стихотворных цитат»
• факультативный курс «Работа со справочной литературой»
• этапы деятельности по технологии творческого развития имеют большой
образовательный, воспитывающий и развивающий потенциал.
Системно – деятельностный подход в обучении
Достижению положительных результатов в моей деятельности способствует
осуществление дифференцированного, индивидуального подхода к обучению,
работа с резервом роста качества, формирование устойчивой мотивации к учению
через учебную, внеурочную и дополнительную деятельность, стимулирование творческой активности учащихся. Думаю, мне удаётся активизировать познавательную, творческую деятельность учащихся, участвуя в конкурсах и мероприятиях разного уровня.
Этапы деятельности по технологии творческого развития имеют большой образовательный, воспитывающий и развивающий потенциал.
Предметная неделя – яркая презентация знаний учащихся, приобретённых в
процессе обучения. Разнообразие активных форм и методов обучения обеспечивает
мотивацию и интерес к предмету, осуществляет гуманитарную миссию учителя,
гуманизацию образовательного процесса, личностно-ориентированный подход в
обучении.
Описание педагогических приёмов и методов
В уроки пытаюсь вносить творческое начало, предлагая по-новому осмыслить
«вечные» проблемы литературы, связывая материал с современными реалиями,
строя нестандартные ситуации. Например, изучая сложный образ Е. Базарова
(И.С. Тургенев «Отцы и дети»), предлагаю учащимся согласиться или не согласиться
с утверждениями героя, привести свои аргументы:
• «...всяк человек сам себя воспитать должен...»
• «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
• «всё чепуха, гниль...» (об искусстве, религии, любви; признание только естественных наук)
В случае затруднения в письменном оформлении ответов привожу примеры из
жизни, учащиеся интерпретируют их согласно своим убеждениям и жизненному
опыту.
Очень эффективно сочетание традиционных и инновационных форм и методов
деятельности.
Альтернативные уроки идеально вписываются в русло творческого развития, т.к. у
преподавателя – сотрудника творческого процесса – есть возможность на
помнить человеку о данной только человеку способности к творчеству, о
постоянном нравственном выборе. Наиболее удачен урок по теме «Современная
авторская песня», где все присутствующие (учащиеся, преподаватель, взрослые,
молодой бард – гражданин нашего города) были активными участниками творческого сотрудничества.
Коллективные и индивидуальные консультации по предметам
Многие из наших учащихся было неуспешными в школе, что стало для них
привычным. Оптимизируя ситуацию, стараюсь повышать мотивацию к учению через
беседы, объяснение элементарных норм орфографии и пунктуации, подводя к мысли, что «не место красит человека», а наоборот. В качестве доказательства
приводятся примеры из жизни наших выпускников – успешных людей, чьё
отношение к действительности можно назвать творческим.
Предметные коллективные творческие дела
Направлены на повышение интереса к гуманитарным предметам.
Энергия участвующих направляется в русло коллективного и индивидуального творчества (конкурсы лингвистических газет, тематические классные часы, турниры смекалистых, олимпиады, ставшие уже традиционными встречи с творческими людьми г. Ангарска и др.) Радует участие юношей, не отличающихся на уроках грамотностью и развитой речью.
Элективный курс лингвистической направленности «На пути к словесному творчеству»
Цель – пробудить интерес к литературному творчеству, улучшить знания по
русскому языку и литературе, подготовиться к экзамену и др. Это очень актуально:
обращение к творчеству спасительно, здоровье нации нуждается в утверждении
духовных ценностей.
Основной элемент занятий – работа по обогащению лексики, выполнение
заданий разной трудности, развитие навыков общения в дискуссиях, постепенное
приближение к умению выполнять собственно творческие письменные работы тех
или иных жанров.
Поиск новых путей
В ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН тружусь с февраля 2012 года. В результате мучительного выбора приняла решение испытать себя в пенинцентиарной
системе, т. к. там тоже учатся наши дети, с которыми надо работать. Основа гуманистической деятельности – поиск лучших путей в педагогике. В центре внимания – ученик, духовная личность. Гуманистическое направление предполагает свободу творчества учащихся и педагогов. Образовательную систему возможно адаптировать к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, что определяется и ценностями образования.
Сменой места работы объясняется выбор и технологии. Как учить тех, у кого
очень большой перерыв в учёбе, кто оказался в трудной ситуации изолированности от общества?
В старших классах при организации работы с источниками информации,
индивидуальной, парной и коллективной самостоятельной работы логично
применение технологии критического мышления, позволяющей учить в зоне
ближайшего развития. Преимущества технологии: ориентир на реальную практику
учителя (чтение и письмо обязательны в любом предмете); одновременное решение
задач обучения и развития при сочетании работы с текстом и групповой работы
(общение); двусторонний процесс сотрудничества и учеников, и учителя.
Новые стандарты открывают перспективы профессионального роста,
обеспечивая высокую степень свободы, в то же время усложняя деятельность
учителей, расширяя спектр их обязанностей. Нельзя обойти вниманием и новую
философию индивидуализации образовательного процесса, где нельзя не
учитывать конкретные условия каждой школы.
Как учителю, работающему с непростым контингентом учащихся, придать своей
Деятельности гуманистическую направленность, найти лучший путь к ученикам?
Универсальных советов, конечно же, не существует. Тем более для педагогов,
работающих в не совсем обычных условиях. Так, вечерняя школа для воспитанников
колонии стала для меня ещё одной страницей учительской биографии. И, хотя всю
свою сознательную жизнь в педагогике я старалась строить на гуманном отношении
к ученикам, на воспитании у них положительной мотивации к учению, сейчас нахожусь в поиске этих самых путей.
Самая большая трудность – преодоление заниженной самооценки у значительной части учеников, когда они считают достаточным средний уровень знаний, которого вполне хватит в обычной жизни. Я тружусь в новых условиях не так давно, но сразу же пришла к мысли, что вижу в обучающихся учеников, когда - то оступившихся, а не преступников. Считаю это видение тем главным, что поможет мне реализовать найденное мною в результате поиска того, о чём говорилось выше.
В вечерней школе в одном классе обучаются юноши из разных регионов, с
неодинаковой подготовкой, с различным уровнем знаний, с индивидуальной мотивацией к учению или вовсе не имеющие интереса к умственному труду.
Поэтому на данном этапе считаю наиболее эффективной технологию разноуровневого обучения. Эта технология задаёт объём не ниже стандарта,
групповая работа включает индивидуальную ученическую деятельность и
сочетается с фронтальной формой обсуждения результатов всеми учащимися
класса. Учитель контролирует учебно - познавательную деятельность, корректирует,
переходя с одного познавательного уровня на другой. При этом ученик, как и
учитель, может выступать в роли обучающего и консультанта, помощника.
Большое значение придаётся групповой форме работы, что важно для
воспитания коммуникабельной, творческой личности. У учащихся есть возможность
выполнять не только исполнительские, но и контролирующие действия, что формирует умение учиться, способствует усвоению способов самообучения,
самовоспитания, самоконтроля. Например, при изучении имени существительного в
пятом классе учащиеся на уроках получают задания разного уровня трудности: от репродуктивного для групп со слабой подготовкой до творческого – с сильной. Затем
при обсуждении и проверке заданий продвинутые группы выступают в роли
консультантов и помощников. При получении заданий консультанты более
ответственно относятся к их выполнению: им предстоит роль компетентных
обучающих. Как уже упоминалось, состав учеников очень неоднородный, особенно в
пятом классе.
Преимущества технологии в том, что у учащихся больше возможностей подготовки к самостоятельной жизни, раскрываются творческие способности личности, реализуется гуманистический подход, так как учитывается неповторимость, самобытность каждого ученика.
О результатах ещё рано говорить, но очень ценным считаю, что мне удалось
убедить отдельных учеников в важности процесса творчества, мне дорого доверие,
которое проявляется на страницах их поэтических тетрадей. Стихи моих новых
учеников, конечно, далеки от совершенства, характерны для мест лишения свободы,
но нельзя не увидеть того, что эти ребята надеются на лучшее, готовятся к
достойной жизни после освобождения.
В старших классах при организации работы с различными источниками
информации, индивидуальной, парной и коллективной самостоятельной работы на
уроке логично применение технологии развития критического мышления: это
позволяет обучать каждого в зоне ближайшего развития. Преимущества технологии
в том, что она ориентирована на реальную практику учителя, так как чтение и
письмо обязательны в любом предмете, в русском языке и литературе – в первую
очередь. Другими словами, это интегративный способ обучения. Здесь возможно
одновременно решать задачи обучения и развития, сочетая работу с текстом и
групповую работу (общение); в двустороннем процессе сотрудничают и развиваются
и учитель, и ученик.
Алгоритм работы на уроке позволяет учащимся работать слаженно, понимая
необходимость полного представления изучаемой темы.
Он выглядит следующим образом:
Ввод в тему – стадия вызова:
актуализация жизненного опыта и первоначальных знаний;
осмысление ситуационной задачи и недостаточность знаний для полного
представления по изучаемой теме;
самостоятельная работа с основной информацией.
Осмысление содержания: отчёт каждой группы. Оформление рабочих записей в тетради. Вывод по изучению основного материала. Работа с обобщающей схемой.
Рефлексия: анализ записи в тетради (чему научились?), анализ использованных приёмов (как учились?).
В качестве примера приведу часть урока по современной литературе по теме
«Современный литературный процесс». Учащиеся имеют представление об
относительной свободе творчества современных писателей. На вопрос: «Чем бы вы
могли заинтересовать и удивить современников, если были писателями?» не так уж
много ответов. Я кратко рассказываю о французском писателе Бернаре Вербере и
его книге «Новая энциклопедия Относительного и Абсолютного знания», подвожу к
мысли о том, что абсолютных истин не так уж много, что великие открытия
совершались людьми, умеющими мыслить самостоятельно, оригинально и
критически. Затем даю задание группам придумать и записать текст, который был
бы познавательным, интересным и по возможности оригинальным.
Что получилось? Вот один из самых интересных ответов.
«Известно, что очень важно человеку иметь цель в жизни, цель каждого из нас –
подготовиться к достойной жизни после окончания срока. Целеустремлённых людей обычно уважают, с них берут пример. Так было в жизни Рэя Дугласа Брэдбери, который уже с двенадцати лет готовил себя к профессии писателя, Михаила Ломоносова, Алексея Маресьева и многих других людей. Но очень необычно поступил замечательный литовский спортсмен Видмантас Урбонас, который впервые в истории переплыл наш знаменитый Байкал! Никому ещё не удавалось проплыть в ледяной воде 53 километра! На вопрос, как ему удалось покорить легендарное море, спортсмен отвечал, что он не ставил цели сразиться с Байкалом, а стал его частью, представил себя водой, и грозный Байкал принял его. Получается, что цель в жизни очень важна, но бывает и так... цель маленького человека для природы ничего не значит…»
Думаю, мне удалось вызвать активную познавательную деятельность детей,
особо востребованную в современном мире. Технология критического мышления,
как и любая другая, применяется не вместо методов обучения, а наряду с ними, так
как они являются составной частью методики предмета. Очевидно, что учитель,
стремящийся придать своей деятельности гуманистический характер, найдёт свои,
наиболее эффективные методы, приёмы и технологии, найдёт свой путь к сердцу
ученика. Главное моё убеждение в том, что учиться могут все, всё дело в том, как
организовать это учение.
Конечно же, нельзя современному учителю не знать о богатом наследии, что
оставлено нам великими учителями прошлого. Особенно интересен опыт Иоганна
Песталоцци: у него многому можно поучиться тем, кто трудится в школах для
оступившейся молодёжи. Помочь получить качественное образование, вернуть к достойной жизни после освобождения призвана наша школа, где педагоги верят, что «из всякого ребёнка может быть что-нибудь сделано, если учитель сумеет понять особенности его умственных способностей и психологически верно приняться за их развитие». [3].
Позвольте привести лишь некоторые примеры того, что идеи великого учителя
востребованы в нашей школе, они дают порой так трудно достающиеся, порой очень
скромные, но оттого столь сладкие плоды. «Тут стараются только помочь природе, и
она является настоящею учительницей. При этом способе учитель как бы
скрывается за ученьем... Учитель не является ученикам чем - то высшим, как это обыкновенно бывает, — он минуту за минутой переживает с детьми, и со стороны
кажется, что не он их учит, а сам с ними учится» [4]. Вернувшись к идее активного
сотрудничества с учениками, к роли учителя – организатора совместной деятельности, мы думаем, что открыли новое, а ведь это уже давно предложено
Иоганном Генрихом Песталоцци! Подобно ряду других педагогов, простое
накопление знаний Песталоцци считает вредным: знание должно вести к действию.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи...»
[4]. Да, мы учимся на уроках вместе с нашими воспитанниками, это лучший способ обретения знаний. По Песталоцци, центром всего воспитания является формирование нравственности человека.
Цель воспитания в том, чтобы развить все природные силы и способности человека. Это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Песталоцци считал так: воспитание строит свое здание формирования личности на большой прочной скале природных задатков. Этим аксиомам великого учителя учителей наши педагоги стараются следовать в своей деятельности, в которой очень важное место занимает эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Мероприятия, проводимые в дни предметных декад, охватывают как можно большее количество учеников, в коллективных творческих делах также участвует большинство. У нас в школе нет проблем с самоуправлением, все школьные дела решаются совместно, а такие обыденные, но важные моменты, как уборка классов и коридоров, подача звонка, полностью возлагаются на дежурных. То есть труд не «воспитательная мера», а необходимость, и оттого он воспитывает ребят, приучает к дисциплине.
В учебной же деятельности обязателен дифференцированный и индивидуальный подход: уровень обученности очень разный, у одних учеников значительный перерыв в учёбе, другие же в 14 - 16 лет впервые садятся за парту. Оптимальное время для приобретения первичных знаний – детство – потеряно, и поэтому научить такого ученика гораздо труднее, здесь на помощь учителю приходит дидактика великого педагога Иоганна Генриха Песталоцци.
При обучении языку начинаем с элементарного – с гласной буквы. После достижения определённой беглости в складывании слогов переходим к чтению слов, опять же от более простых — к сложным, и только после этого ученик может понимать печатные тексты. При этом не забывается о таком важном моменте, как пополнение словарного запаса, сведений о мире на уроках. Главная трудность в том, что эти ученики находятся в одном классе с остальными, учителю необходимо постоянно применять наиболее оптимальные формы и методы, работать индивидуально с каждым. В противном случае наказ Песталоцци - научить всех - не будет выполнен.
Переосмысливая слова Песталоцци, прихожу к мысли, что «из всякого ребёнка
может быть что-нибудь сделано» [1]., даже из такого, как наш ученик. Видеть в нём в
первую очередь ученика, человека, гражданина нашей страны, а не преступника... В этом нам помогает в первую очередь верность выбранной профессии, любовь к
своему делу, гражданская ответственность учителя перед народом, которому мы,
как и великий гуманист Иоганн Генрих Песталоцци, желаем помочь возродиться!
Ученикам нашей школы повезло в том, что они могут раскрыть свои способности в разных кружках дополнительного образования. Вязание, декупаж, ручная вышивка – лишь часть того, чему они могут научиться у опытных руководителей, приобщаясь к продуктивной творческой деятельности. Преимущество
кружковых занятий в том, что самый скромный троечник добивается значительных успехов, создавая красоту. Как важен успех в жизни человека! Он окрыляет, поддерживает самого не уверенного в себе человека, вызывает самоуважение и уважение окружающих.
Занятия декоративно – прикладного творчества - совместная деятельность, сотворчество, когда руководители глубоко заинтересованы в наилучшем результате. Они в психологически комфортной обстановке терпеливо обучают основным приёмам работы, обеспечивают свободу творчества, раскрывают возможности учеников. Также учат видеть красоту, творить её самому, анализировать свою деятельность и отстаивать своё мнение. Здесь не страшно делать ошибки, можно мыслить нестандартно, независимо, и это не отразится на оценке труда. На занятиях пробуждается вера в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, в то, что человек пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Посещающие кружки начинают ощущать себя частью замечательного народа,
имеющего богатую, мудрую культуру. Занимаясь творчеством, они приобщаются к
этой культуре, чувствуют себя гражданами нашей страны, а не отщепенцами,
начинают испытывать уважение к предкам и их традициям, традициям многонационального народа России. Это очень важно в последние годы обострения
этнических конфликтов в нашей стране, где десятки народов всегда проживают
рядом в мире и согласии.
При выполнении декоративно - прикладных работ художественное творчество сливается с трудом, который воспитывает ответственность за порученное дело, учит уважать труд других, продуктивно и с пользой организовать время. Кропотливый труд воспитывает силу воли, терпение, желание доводить начатое дело до конца. Особенно важно знать, что занятия творчеством помогут стать интересной, неординарной личностью, способной адаптироваться в жизни, это называют социализацией. Люди, подготовленные к творчеству, быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы.
Рассмотрим это на примере вышивки. Вышивка - моделирование, развивающее
дизайнерское мышление, способствующее расширению кругозора. Теория всегда
сочетается с практикой. Процесс вышивания несет в себе благотворное, успокаивающее влияние, активизируя эмоциональное состояние. Способность
человека преобразовывать окружающую среду - составной элемент ценностного
отношения к жизни. Всё это обогащает духовный мир человека, приносит
удовлетворение творчеством, созданием красоты. Не в обиду всем женщинам:
великие художники, музыканты, писатели – всё-таки мужчины. Поразительно, как
увлечённо могут работать наши мальчишки, занимаясь таким, казалось бы,
немужским видом творчества! Ещё одна тайна Создателя, разделившего нас на два
пола...
Как уже упоминалось выше, в новой России есть и новые проблемы, например,
национальный вопрос, нагнетание этнических противоречий, что выгодно
недоброжелателям нашей страны. Важную роль в разрешении этих противоречий
может играть учитель, особенно учитель - гуманитарий. Наша школа находится в
Восточной Сибири, где веками проживают в мире и согласии разные народы. Их
национальное наследие - богатый вклад в российскую и мировую культуру. Есть прямая связь между нашим поведением и последствиями, вызванными
недооценкой, небрежением к ценному опыту народов. Мудрое отношение к природе,
к вселенной прослеживалосьу всех сибирских народов. Оно отразилось в культуре,
обычаях, устном народном творчестве. Чему можно научиться, изучая, например,
бурятский фольклор?
Небольшой сибирский народ создал около двухсот героических произведений,
самым знаменитым из которых является «Гэсэр», эпос мировой величины. Сказки,
легенды и предания бурятского народа также заслуживают внимания, это несомненный вклад в мировую культуру. Читая эти строчки из знаменитого
бурятского эпоса «Гэсэр», молодёжь задумывается, может быть, впервые в жизни,
о том, что человек должен помнить о своей малой родине, о том, что нельзя поменять
Родину, как нельзя поменять мать...
Возвращается человек к воде,
которую в детстве пил,
Возвращается человек к земле,
на которой маленьким жил...
[2]
Иметь представление о произведениях устного народного творчества важно
для пополнения багажа культурологических знаний: мы в очередной раз убеждаемся
в том, что живём в уникальной стране с богатой культурой, не нуждающейся в
глобализации по-американски. Кроме того, это мощное средство патриотического
воспитания молодёжи. Выбрав когда-то профессию учителя, не раз задумываясь о трудности и ответственности этого выбора, о том, надо ли было делать такой выбор, прихожу к мысли о том, что не бывает ничего случайного... Значит, я не просто хожу на работу, а являюсь государственным человеком, принимая участие в обучении и воспитании молодёжи - настоящего и будущего нашей страны, которой мы, учителя, всем сердцем желаем возродиться!
Ссылки на источники
Абрамов В.Я. Иоганн Генрих Песталоцци. Его жизнь и педагогическая деятельность. – С.-
Петербург, типо-литография В.И.Штейна, 1893, 89 с.
«Гэсэр». Бурятское сказание: вариант улигершина П. Петрова / поэт. пер. А. Преловского. – М.:
Акад. поэзии. Моск. писатель, 1999. – С. 356 - 364.
Neef Josef. Sketch of a Plan and Method of Education. - New York, 1969.
Соловейчик С.Л. Час ученичества: жизнь замечательных учителей. – М.: Детская литература, 1972 – 256 с.