Дополнительная общеразвивающая программа «Мой путь»

4
0
Материал опубликован 14 February 2021

Сведения об авторе

Миргородская Ксения Леонидовна

Педагог дополнительного образования, методист, первая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «ЛЕДА»

Город Архангельск

Дополнительная общеразвивающая программа

«Мой путь»

Цель программы - профилактика склонности к рискованному поведению подростков посредством развития ценностно-смысловой и мотивационной сферы.

Задачи: создание условий для формирования навыков осознания себя уникальной личностью; создание условий для формирования навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и собственную жизнь; создание условий для ориентирования подростков на достижение успеха и снижения страха отвержения.

Программа предназначена подросткам 12-13 лет.

Пояснительная записка

Актуальность программы

Проблема рискованного поведения подростков является чрезвычайно актуальной. Рискованное поведение свойственно личности подростка. Но в последнее время появляются все новые и новые формы и виды осуществления рискованного поведения. То, с чем не сталкивались еще несколько лет назад, на сегодняшний день никого не удивляет. Помимо таких рискованных для жизни и здоровья форм рискованного поведения как употребление психоактивных веществ, ранние и незащищенные половые контакты, сейчас популярны у подростков экстремальные виды спорта, зацепинг (трейнсерфинг), руфинг («крышолазание»), сталкеринг (исследование заброшенных объектов), опасное селфи и другие способы поиска острых ощущений.

Под рискованным поведением понимается любое поведение, которое реально или потенциально может привести к потере физического, психологического и социального благополучия человека.

В современном мире подростки рано начинают реализовывать различные формы рискованного поведения. Поэтому важно как можно раньше выявлять проблемные зоны, факторы риска и проводить в отношении них коррекционно-развивающую работу.

Согласно исследованиям, существуют разнообразные причины рискованного поведения. Учеными были выявлены основные защитные факторы в отношении рискованного поведения:

- внутренние, к которым относятся морально-нравственные установки; значимость экзистенциальных ценностей: любви, жизни, потребности в самоактуализации и поиске смысла жизни, понимание независимости как ответственности за свободу и способности не привязываться к чему-либо или кому-либо так, чтобы это ограничивало свободу и не было жизненно необходимым; осознание рискованного поведения как опасного для самого человека и для окружающих, уважительное отношение к себе;

- внешние: отсутствие рискованного поведения у друзей и родственников; социально-демографические особенности; информированность о негативных последствиях рискованного поведения; отсутствие возможностей и условий для его реализации.

В проведенном нами исследовании было выявлено:

1) наличие у подростков в возрасте 12-13 лет факторов риска в отношении рискованного поведения: отсутствие доверительных отношений с родителями, интерес к психоактивным веществам, осуществленные пробы энергетических напитков и алкоголя, стремление испытывать острые ощущения, интерес к экстремальным видам спорта, готовность совершить рискованный поступок для повышения собственной популярности, непродуктивное времяпрепровождение и др.;

2) отсутствие мотивации достижения, ориентация на избегание неудач;

3) наличие у части подростков повышенного страха отвержения;

4) несформированность ценностных ориентаций, их противоречивость;

5) наличие у подростков склонности к риску;

6) недооценка последствий рискованных поступков, стремление к переживанию сильных эмоций.

Это свидетельствует о необходимости проведения профилактической работы в отношении рискованного поведения.

Цель программы – профилактика склонности к рискованному поведению подростков посредством развития ценностно-смысловой и мотивационной сферы.

Задачи:

- создание условий для формирования навыков осознания себя уникальной личностью, со своими взглядами, ценностями, убеждениями;

- создание условий для формирования навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и собственную жизнь;

- создание условий для ориентирования подростков на достижение успеха и снижения страха отвержения.

Целевая группа: подростки в возрасте 12-13 лет.

Продолжительность программы: 10 часов.

Режим занятий: 10 занятий по 1 часу 1-2 раза в неделю.

Наполняемость группы: до 20 человек.

Форма обучения: очная.

Форма проведения занятий: аудиторная.

Формы деятельности: групповая работа.

Содержание программы структурировано вокруг категорий экзистенциально-нравственного плана: свобода, выбор, жизнь, ценности, цели и смысл, счастье, дружба, ответственность.

Учебно-тематический план программы «Мой путь»

Тема

Количество часов

1

Вводное. Кто я? Какой я?

1

2

Дружба и общение

1

3

Мотивы наших поступков

1

4

Жизнь – бесценный дар

1

5

Риск – благородное дело?

1

6

Мои ценности

1

7

Свобода и ответственность

1

8

Преодоление

1

9

Я выбираю сам!

1

10

Заключительное. Мой путь

1


Итого

10

Содержание программы

Занятие 1. Вводное. Кто я? Какой я?

Цель: создание условий для формирования у участников осознания себя уникальной личностью.

Приветствие. Знакомство с содержанием программы. Знакомство с участниками. Упражнение «Снежный ком» (имя и любимое занятие). Выработка правил. Упражнение «Все-некоторые-только я» (по принципу «поменяйтесь местами те, кто…). Обсуждение схожести и различий. Упражнение «Алфавит» (участникам необходимо придумать как можно больше прилагательных в алфавитном порядке, которые могут их охарактеризовать; затем проанализировать список). Притча ««Ворона и павлин» (Н. Пезешкеян). Обсуждение смысла притчи. Подведение итогов занятия. Обратная связь.

Занятие 2. Дружба и общение.

Цель: формирование умения отличать дружбу от социального давления.

Приветствие. Актуализация предыдущего занятия. Упражнение «Живая скульптура» (на тему дружбы). Дискуссия на тему «Дружба»: значение дружбы и друзей в жизни человека, друзья-приятели-знакомые. Стихотворение «Барбос и Тузик» (Р. Алдонина). Дискуссия-обсуждение стихотворения, настоящие друзья, манипулирование. Упражнение «Ищу друга». Подведение итогов занятия. Обратная связь.

Занятие 3. Мотивы наших поступков.

Цель: осознание участниками мотивов своих поступков.

Приветствие. Актуализация предыдущего занятия. Упражнение «Сосчитай до 20». Дискуссия-обсуждение по теме: чем мы руководствуемся в своей деятельности, какие бывают мотивы, осознаваемость мотивов. Упражнение «Зачем и почему». Упражнение «Мотив». Сказка «Близнецы» (Н.А. Сакович). Обсуждение сказки. Соотношение желаний и возможностей. Подведение итогов занятия. Обратная связь.

Занятие 4. Жизнь – бесценный дар.

Цель: создание условий для осмысления участниками ценности жизни.

Приветствие. Актуализация предыдущего занятия. Упражнение «Бабочка – уголёк». Дискуссия: жизнь – дар или бремя. Притча «Бабочка». Обсуждение смысла притчи. Хрупкость жизни. Дискуссия с перемещением «Человек имеет право распоряжаться своей жизнью как пожелает». Подведение итогов занятия. Обратная связь.

Занятие 5. Риск – благородное дело?

Цель: способствовать формированию модели ответственного поведения в ситуации, связанной с риском для себя и своего здоровья.

Приветствие. Актуализация предыдущего занятия. Упражнение «Ворвись и вырвись из круга». Дискуссия на тему «Риск и рискованное поведение». Создание ассоциативного круга на слово «риск». Обсуждение и анализ ассоциаций. Упражнение «Кто не рискует…» (пословицы и поговорки о риске). Упражнение «Риск в моей жизни». Упражнение «4 угла» (дискуссионное обсуждение рискованных ситуаций: оценка рискованности ситуации, меры по снижению риска и т.д.). Подведение итогов занятия. Обратная связь.

Занятие 6. Мои ценности.

Цель: создание условий для развития ценностно-смыслового самоопределения.

Приветствие. Актуализация предыдущего занятия. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто ценит…». Определение ценности. Обсуждение, какие ценности бывают. Психологическая игра «В чем смысл жизни?». Упражнение «Ценности» («Путь утрат»). Подведение итогов занятия. Обратная связь.

Занятие 7. Свобода и ответственность.

Цель: формирование представлений о взаимосвязи свободы и ответственности.

Приветствие. Актуализация предыдущего занятия. Упражнение «Я и они». Обсуждение упражнения. Упражнение «Свобода и ответственность» (ассоциации). Притча про птичку. Дискуссия-обсуждение смыла притчи. Упражнение «Марионетки». Упражнение «Ограничения и возможности». Подведение итогов занятия. Обратная связь.

Занятие 8. Преодоление.

Цель: создание условий для формирования навыка оценки и преодоления трудных ситуаций.

Приветствие. Актуализация предыдущего занятия. Упражнение «Преодолей препятствие». Упражнение «Это хорошо – это плохо». Притча «Лошадь». Дискуссия-обсуждение смысла притчи. Упражнение «Победи своего дракона». Подведение итогов занятия. Обратная связь.

Занятие 9. Я выбираю сам!

Цель: создание условий для формирования представлений о психологической сущности выбора и уверенного поведения в ситуации выбора.

Приветствие. Актуализация предыдущего занятия. Упражнение «Атомы». Дискуссия на тему «Свобода выбора». Упражнение «Должен или выбираю?». Информационный блок о различных способах отказа. Упражнение «Я говорю: «Нет!». Притча «Два волка». Обсуждение смысла притчи. Подведение итогов занятия. Обратная связь.

Занятие 10. Заключительное. Мой путь.

Цель: актуализация полученного опыта и активизация внутренних ресурсов.

Приветствие. Актуализация предыдущих занятий. Упражнение «Кино». Упражнение «Рецепты улучшения душевного состояния». Создание коллажа «Мой путь». Подведение итогов занятия. Обратная связь.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программы «Мой путь»

В ходе реализации программы используются разнообразные формы деятельности: информирование, метафора (метод аналогий), групповая дискуссия, психологические игры, мозговой штурм, ассоциации, работа в мини-группах, индивидуальная работа, техники арт-терапии.

Групповая работа должна проводиться в просторном, хорошо проветренном помещении со стульями и столами (с возможностью их перемещения). Для реализации программы необходимо следующее оснащение: доска меловая или маркерная, магнитная доска, бумага, ручки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, магниты, клей, ножницы, цветная бумага, журналы с картинками, дидактические материалы и литературное обеспечение (см. Приложение) согласно программному содержанию.

Список использованных источников

Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л.Ф. Анн. - СПб: Питер, 2007. - 271 с.

Грецов, А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание [Текст] / А.Г. Грецов. - СПб: Питер, 2011. - 416 с.

Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге [Текст] / Е.В. Емельянова. – М.: Генезис, 2015. - 376 с.

ЛадьЯ [Текст]: программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста / Н.А. Сирота, Т.В. Воробьева, А.В. Ялтонская, Е.Е. Рыдалевская, С.М. Яцышин, А.В. Микляева, Н.В. Кудрявцева. – Москва: Российский круглый стол, 2012. – 201 с.

Профилактика негативных явлений в детской среде [Текст]: сб. материалов / Н.Н. Сторожева, С.А. Горячкова. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2017. – 46 с.

Профилактика суицидов у детей и подростков [Текст]: метод. рекомендации / авт.-сост. Э.Б. Галушина, Н.А. Червина. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2013. – 50 с.

Сакович, Н.А. Настольный сказконавигатор для работы с подростками [Текст] / авт.-сост. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2012. – 256 с.

Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М., ООО Центр полиграфических услуг «Радуга», 2004 г. - 192 с.

Приложение

Литературное обеспечение программы

Притча ««Ворона и павлин» (Н. Пезешкеян)

В парке дворца на ветку апельсинового дерева села черная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: «Кто помог такой нелепой птице появиться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной! Взгляните только, какие у нее безобразные ноги, а ее оперение — что за отвратительный синий цвет. Такой цвет я бы никогда не стала носить. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица». Ворона замолчала, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко поднятой головой, так что перья на плечах у меня поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом же деле, я — все что угодно, только не гордец. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что ноги кожисты и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, потому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего нравится людям...».

Притча «Бабочка»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Все в твоих руках.

Притча про птичку

Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела сквозь прутья клетки в окно, где виднелись деревья и луг. Она видела других птиц, которые весело летали на свободе, и часто задумывалась о том, каково это - чувствовать, как солнце пригревает спинку, ветер расправляет крылья, и, взмывая и пикируя вниз, ловить на лету мошек.

Когда птичка думала об этом, ее сердце начинало учащенно биться. Она садилась повыше на перекладину и, глубоко дыша, почти ощущала наслаждение возможного полета.

Иногда другая птица садилась на карниз у окна, немного отдыхала там и рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке! Немыслимо!

И в эти моменты птичка чувствовала себя совсем несчастной. Ее маленькие крылышки понуро опускались, в горле вставал комок, а на сердце ложилась печаль.

Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка сидела и смотрела наружу сквозь открытую дверцу. Она видела птиц, порхающих там, на свободе, видела, как солнце играет на их спинках, а ветер ворошит перышки, и чувствовала волнение. Птичка заметила, что окно открыто, и ее сердечко забилось еще быстрее.

Она пыталась решить, что же ей делать.

И она все еще думала, думала, думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверцу клетки.

Притча о лошади

В деревне только лишь у одной семьи была лошадь. С ее помощью труд на поле был не так тяжел. Каждый вечер вся деревня собиралась на посиделки, которые завершались тем, что все говорили хозяину лошади: «Как хорошо, что у вас есть лошадь!»

Но вот однажды лошадь убежала. И в этот вечер вся деревня на посиделках решила: «Как плохо, что у вас была лошадь! Мы-то привыкли пахать-сеять без лошади, а вот вы теперь как? Вы избаловались благодаря лошади, и теперь вам будет тяжело. Как плохо, что у вас была лошадь!»

Но лошадь не дура: побегала и вернулась домой. Да не одна: прибился к ней жеребенок. И собралась вся деревня и сказала: «Как хорошо, что у вас была лошадь! Как хорошо, что она убежала! Вот теперь у вас две лошади!»

Но жеребенка полудикого надо ведь объезжать. Вскочил сын хозяина лошади на жеребенка, но тот скинул парня. Упал он на землю, да так неудачно, что сломал ногу. Собралась вся деревня: «Как плохо, что у вас была лошадь! Как плохо, что она у вас убежала! Как плохо, что она прибежала и привела жеребенка! Теперь сын ваш — инвалид!»

А поутру пришли в деревню гонцы от императора, и все дееспособное мужское население забрали на войну. И собралась вся деревня и сказала: «Как хорошо, что у вас была лошадь! Как хорошо, что она убежала! Как хорошо, что она прибежала обратно и привела жеребенка! Как хорошо, что сын ваш упал и сломал ногу! Пусть инвалид, но живой, а наших сыновей забрали на войну. Вернутся ли? А коли вернутся, то какие?»

Говорят, что до сих пор собирается вся деревня вечером и говорит: «Как хорошо, что у вас была лошадь!» — «Как плохо, что у вас была лошадь!»

Притча «Два волка»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.