Образовательная программа «Мой путь»
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ТОГБУ «Центр поддержки
семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского»
от 01.06.2018 № 101
Образовательная программа
«Мой путь»
Срок реализации 3 года
Возраст участников программы 3-18 лет
Составители:
Пятибратова Раиса Николаевна, воспитатель
Подшивалина Ольга Владимировна, воспитатель
Гришина Марина Васильевна, воспитатель
Программа рассмотрена
на заседании педагогического совета
Приказом ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского»
(протокол от 30.05.2018 № 5)
г. Рассказово, 2018
Пояснительная записка
Создатель Римского клуба (крупнейшей неправительственной организации, объединяющей ученых всего мира) А.Печчеи сделал заявление о том, что «…человек стоит перед дилеммой: либо он должен измениться как отдельная личность, как профессионал и как частица общества, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли». Личностное, профессиональное и социальное развитие рассматривается как взаимодополняющие друг друга процессы. В XXI веке возникает необходимость в подготовке конкурентоспособной личности, востребованной на рынке труда, развивать у детей потребность в самоизменении, заинтересовывая в получении знаний, которые позволят человеку твердо стоять на ногах, быть целеустремленным и уверенным в себе, проявлять лидерские качества.
По данным психологический диагностик, в 2015- 2016 и 2016-2017 учебных годах в детском коллективе нашей семьи не было лидера. Педагогом-психологом были даны рекомендации по использованию в работе личностно – ориентированного подхода. Как показала практика работы за 2017-2018 учебный год: эффективность применения личностно – ориентированного подхода доказана, в семье появились два лидера. Было принято решение при составлении образовательной программы «Мой путь» опираться на личностно-ориентированный подход.
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности. Если главной целью традиционного воспитания является формирование члена общества, развивающее воспитание способствует выявлению и развитию отдельных способностей, то личностное воспитание направлено, прежде всего, на формирование самостоятельной личности.
Основными предпосылками личностно-ориентированного воспитания являются освоение ребёнком человеческих ценностей и норм, а также овладение коммуникативными, интеллектуальными способностями. Именно поэтому личностное развитие предполагает многие компоненты как развивающего, так и личностного воспитания. При этом в качестве объекта всего процесса воспитания выступает личность. Цель данного вида воспитания включает в себя несколько аспектов.
Первый из них - приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям и развитие способности определить некую свою жизненную позицию по отношению к ним. При этом под ценностями необходимо понимать целый комплекс, состоящий из культурных, нравственных, патриотических, эстетических и других. При этом конкретный вид этих ценностей может быть различным, и полностью зависит от того, какому подвержены сами родители, и к каковым они приобщают своего ребенка.
Вторым аспектом, входящим в цель личностного воспитания, является способность сохранять одновременно душевное равновесие, не мешая при этом саморазвитию. Говоря иными словами, при личностном подходе к воспитанию необходимо соблюдать устойчивость между душевным равновесием и взрывным творчеством. Данное сочетание позволяет человеку справляться со многими испытаниями, которые устраивает современная жизнь: стрессы, эмоциональные кризисы и т.д.
Третий аспект представляет собой некое соединение осмысленной принадлежности к обществу в сочетании со способностью отстаивать свою позицию в нем в любых ситуациях. Осмысленная принадлежность предполагает наличие способности строить различного рода отношения с другими членами общества, а также осуществлять квалифицированную деятельность.
Таким образом, данный процесс воспитания способствует формированию личности, которая умеет самостоятельно отстаивать свою независимость и защищать себя от различного давления, которое довольно часто оказывают социальные структуры и институты.
Одной из функции личностно-ориентированного образования является социализация. Социализация — это процесс развития личности, в результате которого происходит освоение социальных ценностей, норм, установок, социальных ролей, образцов поведения присущих данному обществу, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни. Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает (семья, школа, друзья, сверстники и т. д.). Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора.
Процесс становления личности происходит в трех сферах:
- деятельность
- общение
- самосознание
1) в деятельности — у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация
2) в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими
3) в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки, что означает адекватное мнение и суждение человека о самом себе, о своих качествах, достоинстве и недостатках, способностях, потенциальных возможностях, а также о своем месте и роли среди других людей.
На основании вышеизложенного, считаем обоснованным использование личностно-ориентированного подхода при составлении программы.
Цель программы:
формирование личностных качеств воспитанников, способствующих их дальнейшей успешной социализации.
Задачи:
1.Формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков.
2.Воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны.
3.Проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
4.Формировать нравственные ценности: честность, доброта, искренность, милосердие и др.
5.Развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение.
6.Воспитывать уважение к старшему поколению, сверстникам, другим людям.
7.Формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
Участники программы - воспитанники Центра в возрасте от 3 до 18 лет.
Условия реализации программы:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- построение воспитательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей при их участии в социально значимых делах.
Формы и методы работы:
Изучение материала по программе реализуется через подачу материала в форме дискуссий, презентаций, викторин, устных журналов, заочных экскурсий, круглых столов, диспутов.
Занятия по программе планируются из расчета 1 занятие в месяц по 1 часу.
Содержание программы
Программа состоит из трех блоков:
- «Россия - наш дом»
- «Начни с себя»
- «В здоровом теле, здоровый дух»
Блок 1. "Россия - наш дом "
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ключевые ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
Блок 2. "Начни с себя"
Цель: воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
Ключевые ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и
вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Блок 3. "В здоровом теле, здоровый дух"
Цель: воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.
Ключевые ценности: здоровье физическое и психическое, стремление к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты
у воспитанников будут сформированы:
- ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению
- представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей
- элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества
Итогом реализации программы будет динамика показателей социометрии межличностных отношений.
Оценка эффективности программы
В конце учебного года, проводится анкетирование участников программы, которое охватывает темы, изученные за отчетный период. По итогам анкетирования делается вывод об уровне сформированности у воспитанников тех или иных ценностей.
Дважды в год проводится социометрия межличностных отношений воспитанников, анализируются ее показатели.
Тематическое планирование
Блоки |
№ п/п |
Мероприятие |
Форма проведения |
Количество часов |
||||
Теория |
Практика |
|||||||
1. «Россия - наш дом» |
2018 – 2019 уч. год |
|||||||
1. |
«Символы России, овеянные славой» |
Презентация |
1 |
|
||||
2. |
«Город Рассказово – малая родина» |
Презентация |
1 |
|
||||
3. |
«Моя Родина – Россия» |
Устный журнал |
1 |
|
||||
2019 -2020 уч. год |
||||||||
4. |
«Герои-рассказовцы» |
Презентация |
1 |
|
||||
5. |
«Я патриот России» |
Викторина |
1 |
|
||||
6. |
«День защитника Отечества» |
Викторина |
1 |
|
||||
2020 – 2021 уч. год |
||||||||
7. |
«Города – герои» |
Заочная экскурсия |
|
1 |
||||
8. |
«Твори добро» |
Акция (Уборка территории у памятника погибшим войнам) |
|
1 |
||||
9. |
«Дети войны» |
Презентация |
1 |
|
||||
Итого: |
|
9 |
7 |
2 |
||||
2. «Начни с себя» |
2018 -2019уч. год |
|||||||
1. |
«Вечные ценности» |
Круглый стол |
1 |
|
||||
2. |
« Доброта и милосердие» |
Диспут |
1 |
|
||||
3. |
"Путешествие по Стране Толерантности" |
Презентация |
1 |
|
||||
2019 -2020 уч. год |
||||||||
4. |
Дискуссия « Поговорим о доброте» |
Дискуссия |
1 |
|
||||
5. |
«Жить по совести и чести» |
Круглый стол |
1 |
|
||||
6. |
«Светлый праздник Пасхи. История и традиции» |
Час общения |
1 |
|
||||
2020 – 2021 уч. год |
||||||||
7. |
«Я в ответе за свои поступки» |
Круглый стол |
1 |
|
||||
8. |
«Будем добрыми и человечными» |
Устный журнал |
1 |
|
||||
9. |
«Этикет и мы» |
Игра |
|
1 |
||||
Итого: |
|
9 |
8 |
1 |
||||
3. «В здоровом теле, здоровый дух» |
2018 -2019уч. год |
|||||||
1. |
«Мы за здоровый образ жизни» |
интеллектуальная игра с элементами беседы |
|
1 |
||||
2. |
«Формула здоровья» |
Информационный марафон |
1 |
|
||||
3. |
«Твоя жизнь – твой выбор» |
Диспут |
1 |
|
||||
2019 -2020 уч. год |
||||||||
4. |
«Разгоняй движением лень» |
Веселые старты |
|
1 |
||||
5. |
«Мода и здоровье» |
Дискуссия |
1 |
|
||||
6. |
«Наше здоровье» |
Диспут |
1 |
|
||||
2020 – 2021 уч. год |
||||||||
7. |
«Здоровье – богатство на все времена» |
Игра-соревнование |
|
1 |
||||
8. |
"ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ЗДОРОВО!" |
Игра - конкурс |
|
1 |
||||
9. |
«Главные заповеди здорового образа жизни» |
Презентация |
1 |
|
||||
Итого: |
|
9 |
5 |
4 |
||||
Литература
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2006. 107 с.
- Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.
- Невоструева Н. Г. Личностно-ориентированный подход в воспитании // Молодой ученый. — 2015. — №24.2. — С. 30-31. — URL https://moluch.ru/archive/104/24655/
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: 2000.
- Бредихина В.Н. «Рождество и Пасха в детской литературе». Астрель, АСТ, 2006 г
- Государственные символы России. Российский поставщик. История и современность: — Санкт-Петербург, Евразия Экс-пресс, 2004 г.- 176 с.
- Вас вызывает «Спортландия» / Ред.-сост. Л.И. Жук. - Минск: Красико-Принт, 2011.-128 с.
- Носова Е. Веяние современной моды и здоровья //Воспитание школьников.-2001.-№1
- «Энциклопедия здорового образа жизни». Автор Г.А. Капецкая. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007 г.
- http://www.liveinternet.ru/users/3331706/post181101982/
- http://udmstih.ru/timofej-shmakov-rod-1910/nash-soyuz
- www.openclass.ru
- www.edu.ru