12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Пятибратова Раиса Николаевна22

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,  «Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского»

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Приказом ТОГБУ «Центр поддержки

семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского»

от 01.06.2018 № 101

 

 

Образовательная программа

«Мой путь»

Срок реализации 3 года

Возраст участников программы 3-18 лет

 

 

 

Составители:

Пятибратова Раиса Николаевна, воспитатель

Подшивалина Ольга Владимировна, воспитатель

Гришина Марина Васильевна, воспитатель

 

Программа рассмотрена

на заседании педагогического совета

Приказом ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского»

 (протокол от 30.05.2018 № 5)

 

 

г. Рассказово, 2018

Пояснительная  записка

Создатель Римского клуба (крупнейшей неправительственной организации, объединяющей ученых всего мира) А.Печчеи сделал заявление о том, что «…человек стоит перед дилеммой: либо он должен измениться как отдельная личность, как профессионал и как частица общества, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли». Личностное, профессиональное и социальное развитие рассматривается как взаимодополняющие друг друга процессы.  В XXI веке возникает необходимость в подготовке конкурентоспособной личности, востребованной на рынке труда, развивать у детей потребность в самоизменении, заинтересовывая в получении знаний, которые позволят человеку твердо стоять на ногах, быть целеустремленным и уверенным в себе, проявлять лидерские качества. 

По данным психологический диагностик, в 2015- 2016 и 2016-2017  учебных годах в детском коллективе нашей семьи не было лидера. Педагогом-психологом были даны рекомендации по использованию в работе личностно – ориентированного подхода. Как показала  практика работы за 2017-2018 учебный год:  эффективность  применения личностно – ориентированного подхода доказана, в семье  появились два лидера. Было принято решение при составлении образовательной программы «Мой путь» опираться на личностно-ориентированный подход.

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности. Если главной целью традиционного воспитания является формирование члена общества, развивающее воспитание способствует выявлению и развитию отдельных способностей, то личностное воспитание направлено, прежде всего, на формирование самостоятельной личности.

Основными предпосылками личностно-ориентированного воспитания являются освоение ребёнком человеческих ценностей и норм, а также овладение коммуникативными, интеллектуальными способностями. Именно поэтому личностное развитие предполагает многие компоненты как развивающего, так и личностного воспитания. При этом в качестве объекта всего процесса воспитания выступает личность. Цель данного вида воспитания включает в себя несколько аспектов.

Первый из них - приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям и развитие способности определить некую свою жизненную позицию по отношению к ним. При этом под ценностями необходимо понимать целый комплекс, состоящий из культурных, нравственных, патриотических, эстетических и других. При этом конкретный вид этих ценностей может быть различным, и полностью зависит от того, какому подвержены сами родители, и к каковым они приобщают своего ребенка.

Вторым аспектом, входящим в цель личностного воспитания, является способность сохранять одновременно душевное равновесие, не мешая при этом саморазвитию. Говоря иными словами, при личностном подходе к воспитанию необходимо соблюдать устойчивость между душевным равновесием и взрывным творчеством. Данное сочетание позволяет человеку справляться со многими испытаниями, которые устраивает современная жизнь: стрессы, эмоциональные кризисы и т.д.

Третий аспект представляет собой некое соединение осмысленной принадлежности к обществу в сочетании со способностью отстаивать свою позицию в нем в любых ситуациях. Осмысленная принадлежность предполагает наличие способности строить различного рода отношения с другими членами общества, а также осуществлять квалифицированную деятельность.

Таким образом, данный процесс воспитания способствует формированию личности, которая умеет самостоятельно отстаивать свою независимость и защищать себя от различного давления, которое довольно часто оказывают социальные структуры и институты.

Одной из функции личностно-ориентированного образования является социализация. Социализация — это процесс развития личности, в результате которого происходит освоение социальных ценностей, норм, установок, социальных ролей, образцов поведения присущих данному обществу, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни. Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает (семья, школа, друзья, сверстники и т. д.). Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора.

Процесс становления личности происходит  в трех сферах:

  • деятельность
  • общение
  • самосознание

1)  в деятельности — у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация

2)  в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими

3) в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки, что означает адекватное мнение и суждение человека о самом себе, о своих качествах, достоинстве и недостатках, способностях, потенциальных возможностях, а также о своем месте и роли среди других людей.

На основании вышеизложенного, считаем обоснованным использование личностно-ориентированного подхода при составлении программы.

 

Цель программы:

формирование личностных качеств воспитанников, способствующих их дальнейшей успешной социализации.

Задачи:

1.Формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков.

2.Воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны.

3.Проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.

4.Формировать нравственные ценности: честность, доброта, искренность, милосердие и др.

5.Развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение.

6.Воспитывать уважение к старшему поколению, сверстникам, другим людям.

7.Формировать  ценностное  отношение  к здоровью и здоровому образу жизни.

Участники программы - воспитанники Центра в возрасте от 3 до 18 лет.

 

Условия реализации программы:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • построение воспитательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей при их участии в социально значимых делах.

 

Формы и методы работы:

Изучение материала по программе реализуется через подачу материала в форме дискуссий, презентаций, викторин, устных журналов, заочных экскурсий, круглых столов, диспутов.

Занятия по программе планируются из расчета 1 занятие в месяц по 1 часу.

 

Содержание программы

 

Программа состоит из  трех блоков:

  • «Россия - наш дом» 
  • «Начни с себя»        
  • «В здоровом теле, здоровый дух»

Блок 1. "Россия - наш дом "

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ключевые ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.

Блок 2. "Начни с себя"

Цель: воспитание нравственных чувств, убеждений, этического  сознания.

Ключевые ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и

вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Блок 3. "В здоровом теле, здоровый дух"

Цель: воспитание  культуры здорового и безопасного образа жизни.

Ключевые ценности:  здоровье физическое и психическое, стремление к здоровому образу жизни.

 

Планируемые результаты

у воспитанников будут сформированы:

  • ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению
  • представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации
  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей
  • элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества

Итогом реализации программы будет динамика показателей социометрии межличностных отношений.

Оценка эффективности программы

В конце учебного года, проводится анкетирование участников программы, которое охватывает темы, изученные за отчетный период. По итогам анкетирования делается вывод об уровне сформированности у воспитанников тех или иных ценностей.

Дважды в год проводится социометрия межличностных отношений воспитанников, анализируются ее показатели.

 

 

Тематическое планирование

Блоки

№ п/п

Мероприятие

Форма проведения

Количество часов

Теория

Практика

1.

«Россия - наш дом» 

2018 – 2019 уч. год

1.

«Символы России, овеянные славой»

Презентация

1

 

2.

«Город Рассказово – малая  родина»

Презентация

1

 

3.

«Моя Родина – Россия»

Устный журнал

1

 

2019 -2020 уч. год

4.

«Герои-рассказовцы»

Презентация

1

 

5.

«Я патриот России»

Викторина

1

 

6.

 «День защитника Отечества»

Викторина

1

 

2020 – 2021 уч. год

7.

«Города – герои»

Заочная   экскурсия

 

1

8.

«Твори добро»

Акция (Уборка территории у памятника погибшим войнам)

 

1

9.

«Дети войны»

Презентация

1

 

Итого:

 

9

7

2

2.

«Начни с себя»

2018 -2019уч. год

1.

«Вечные ценности»

Круглый стол

1

 

2.

« Доброта и милосердие»

Диспут

1

 

3.

"Путешествие по Стране Толерантности"

Презентация

1

 

2019 -2020 уч. год

4.

Дискуссия « Поговорим о доброте»

Дискуссия

1

 

5.

«Жить по совести и чести»

Круглый стол

1

 

6.

«Светлый праздник Пасхи. История и традиции»

Час общения

1

 

2020 – 2021 уч. год

7.

«Я в ответе за свои  поступки»

Круглый стол

1

 

8.

«Будем добрыми и человечными»

Устный журнал

1

 

9.

«Этикет и мы»

Игра

 

1

Итого:

 

9

8

1

3.

«В здоровом теле, здоровый дух»

2018 -2019уч. год

1.

«Мы за здоровый образ жизни»

интеллектуальная игра с элементами беседы

 

1

2.

«Формула здоровья»

Информационный марафон

1

 

3.

«Твоя жизнь – твой выбор»

Диспут

1

 

2019 -2020 уч. год

4.

«Разгоняй движением лень»

Веселые старты

 

1

5.

«Мода и здоровье»

Дискуссия

1

 

6.

«Наше здоровье»

Диспут

1

 

2020 – 2021 уч. год

7.

 «Здоровье – богатство на все времена»

Игра-соревнование

 

1

8.

"ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ЗДОРОВО!"

Игра - конкурс

 

1

9.

«Главные заповеди здорового образа жизни»

Презентация

1

 

Итого:

 

9

5

4

                 

 

Литература

  1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2006. 107 с.
  2. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.
  3. Невоструева Н. Г. Личностно-ориентированный подход в воспитании // Молодой ученый. — 2015. — №24.2. — С. 30-31. — URL https://moluch.ru/archive/104/24655/
  4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: 2000.
  5. Бредихина В.Н. «Рождество и Пасха в детской литературе». Астрель, АСТ, 2006 г
  6. Государственные символы России. Российский поставщик. История и современность: — Санкт-Петербург, Евразия Экс-пресс, 2004 г.- 176 с.
  7. Вас вызывает «Спортландия» / Ред.-сост. Л.И. Жук. - Минск: Красико-Принт, 2011.-128 с.
  8. Носова Е. Веяние современной моды и здоровья //Воспитание школьников.-2001.-№1
  9. «Энциклопедия здорового образа жизни». Автор Г.А. Капецкая. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007 г.
  10. http://www.liveinternet.ru/users/3331706/post181101982/
  11. http://udmstih.ru/timofej-shmakov-rod-1910/nash-soyuz
  12. www.openclass.ru
  13. www.edu.ru

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.