Эссе «Моя педагогика»

1
0
Материал опубликован 4 August 2019
Эссе «Моя педагогика»
Моя педагогика определяется главной целью своего воплощения: хотелось бы видеть моих учеников (не без моих, конечно, педагогических усилий!) людьми современными, достойно вписанными в условия и обстоятельства современного мира, людьми образованными, впитавшими в себя богатство культур мира и, наконец, людьми, меняющимися к лучшему в постоянно изменяющемся мире.
Я убеждена, что педагогика представляет собой диалектическое единство образования и воспитания. Они сосуществуют. Хорошее образование всегда воспитывает, формирует и высокую культуру, и «лица необщее выражение», то есть личностный стиль.
Моя педагогика – это особое знаковое общение с детьми, глаза которых я вижу на своих уроках русского языка и литературы и «в свободном полете» общения вне уроков как классный руководитель. На двух уровнях общения я выстраиваю отношения со своими воспитанниками не по известной схеме субъект (учитель) – объект (ученик), а по измененной, превращенной в субъект - субъектные отношения. При этом моя репутация наставника (или тьютора) никак не уязвляется. Объясню почему: мое стремление понять и принять учащихся никогда не абстрактно, а конкретно и предметно, поэтому их реакция на это адекватна моей.
Моя педагогика – это стремление заражать учеников любовью к Прекрасному. Как я заинтересовываю их? Объяснить можно только на личном примере. Они видят, что тебе это нравится, - возможно, и им понравится. Это «считывается с лица». Например, я читаю «Пророк» А.С.Пушкина. И на строчках 
/И он мне грудь рассек мечом/…делаю непроизвольное, рассекающее грудь движение, почти не дышу…- 
/И сердце трепетное вынул/ и чувствую «вздох» интуитивного их понимания смысла подвига служения Поэта. 
Это стало открытием для учеников. И как же мне дорого это открытие!
Как словесник я уже отказалась от роли транслятора определенного объема знаний (это прорыв для меня, потому что традиция следования этой роли слишком сильна!). Я активно вживаюсь в роль авторитетного (имею право!) этического, понятийного, культурного «фильтра». Как я это делаю? Главным образом опираясь на свои этические, понятийные и культурные предпочтения. Например, моя речь не может не пестреть словесными формулами, адрес которых – великая русская литература. скажем, фраза «любовь к родному пепелищу,//любовь к отеческим гробам» считается примером уважения к национальным святыням.
- Откуда это? – спрашиваю я. Сама же отвечаю:
- А.Пушкин.
Ученики сразу с уважением:
- Пушкин!
Итак, день за днем. И вы знаете – имеет смысл.
Сейчас мне особенно нравится, что наряду с важностью индивидуального подхода в педагогике становится актуальной и персонализация педагогики. Именно персонализация предполагает создание такого педагогического пространства, в котором ребенку позволительно пойти туда, куда он хочет. Приоритет отдается интересам ребенка, и следует идти навстречу им. Только при этом не принижайте категорию интереса до уровня потакания подростковому своеволию!
Близка мне и европейская традиция образования, которая в обучении языку соединяет 3 языковых дисциплины:
грамоту, то есть способность писать и читать так, чтобы было понятно тебе;
риторику – говорить так, чтобы твоя мысль была понятна собеседнику;
логику – набор правил мышления, которые создают платформу для коммуникации.
Теперь главный вопрос:
- Почему я так увлечена «Системным подходом к изучению русского языка на основе комплексного анализа текста»?
Потому, что для нас, говорящих на русском языке (как, впрочем, и на других языках!) существует набор общезначимых текстов, в которых в виде развернутого повествования представлены основные ценности нашей жизни. Этих текстов очень много. Как я радуюсь этому! Моя задача не только как учителя русского языка и литературы, но и воспитателя дать ученику в руки путеводитель для постижения этих текстов на всех уровнях: содержательном и формальном. Я призвана дать ключ к их пониманию!
В этом я вижу возможность осуществления той цели, которую я определила в начале высказывания.
Часто при встрече со своими учениками я цитирую фрагмент из «Наставления воспитанникам, читанные Александром Куницыным, адъюнкт - профессором нравственных наук», наставником А.Пушкина – лицеиста:
- Вы ли захотите смешаться с толпою людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения?
Риторический этот вопрос - настоящий стимул к вечному совершенствованию!
 
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.