Мастер-класс «Мой разум — основа моего поведении, а моё сердце — мой закон»

0
0
Материал опубликован 21 April 2022


Мастер-класс


Прокопьева Татьяна Ильинична, учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории МБОУ «Мелекесская СОШ

с углубленным изучением отдельных предметов» Тукаевского района РТ


«Мой разум –основа моего поведении, а моё сердце – мой закон»  


«Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит»


Данная тема мною  выбрана неслучайно -  поведение школьников остается одной из самых сложных проблем.


Просмотр видео и обсуждение.

Ещё несколько лет назад понятие «скулшутинг» в России было неизвестным и непонятным, но сейчас, к сожалению, в СМИ то и дело появляется информация о нападении на учеников в школах России. Атаки в учебных учреждениях заключаются в применении вооруженного насилия на территории образовательной организации и нередко выливаются в массовые убийства. Это явление называют «расстрелами школьников» или «стрельбой в школе» от англ. school – школа и shooting – стрельба.

Слайд.

Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. На сегодняшний день, статистика совершенных преступлений в школьной среде, как в мире, так и в России, говорит об увеличении количества преступлений скулшутинга.

В литературе отмечается, что успешное предупреждение отдельных преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцен­трировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения, основным и важным звеном всего меха­низма преступного поведения.

Личность несовершеннолетних преступников имеет характерные осо­бенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесооб­разные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления.



Слайд

В случае акта насилия школа становится местом преступления. Как и при любом насильственном преступлении, необходимо понять, какое влияние могла оказать школа на решение учащегося причинить вред, нежели сделать что-либо другое.

В то время как для учителей/экспертов критика или оценивание собственной школы может показаться трудной задачей, необходима определенная степень осведомленности этих уникальных динамик - по отношению к угрозе, чтобы оценить роль учащегося в культуре школы и развить лучшее понимание - со стороны школьника/студента - почему он выберет в качестве цели собственную школу.


Слайд

Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей к скулшутингу. Среди внешних факторов можно выделить: 


Слайд.

Предпосылки:

Нестабильность общества;

Изменение ценностных ориентаций;

Неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

Чрезмерная занятость родителей;

Отсутствие надлежащего контроля;

Пассивные/принудительные методы обучения;

Недостаток общения, а главное ВНИМАНИЯ И ЛЮБВИ!!


Слайд

Факторы риска:

- популярность идеи суицида;

- героизация маньяков и убийц;

- симпатия и эмпатия к аномальному ;

- очарованность хайпом;

- вместо «маленького человека» человек гламурного мышления, герой современных подростков;

- И Т.Д

О таком ребенке мы говорим «Трудный». Трудный ребёнок – это тот, кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит.

Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя.

Слайд.

К «трудным» обычно относят тех детей, которые плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу, плохо ведут себя на уроках, часто дерутся, вынуждены воровать, попрошайничать.

Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.

Но среди скулшутеров есть и такие дети, которые не являются «трудными». Например, Сергей Г. из Отрадного (2014г.), 9-классник, устроивший «первый в России школьный шутинг».

« Сергей Г. рос в полной семье, пошел в 6 лет в 1-й класс, жил в московском районе Отрадное, в школе учился на «отлично», интересовался физикой и математикой. Подросток занимался самбо («чтобы быть сильным и свободным от людей»), ему нравилось играть в гонки и шутеры (это помогало «отвлечься от мира и обид»), любимыми фильмами были «Терминатор», «Форсаж» и «Матрица». Спокойный и неконфликтный, Сергей не любил дискуссии: считал их бессмысленными — и навязывание мнений, из-за чего ему не всегда было интересно в школе. Именно такую характеристику составил его адвокат. Позже ее признал суд и подтвердили родственники и знакомые Сергея».

Составить общий психологический портрет убийц нельзя: как и в России, в США некоторые из них жили в полных семьях, некоторые — с родителями в разводе, кто-то был приемным. Одни из них подвергались нападкам в школах, а другие сами были хулиганами. Одни страдали депрессией, вторые — повышенной агрессией, а у третьих вообще не обнаружили особых эмоциональных состояний.

Риск экстремизма может быть в любой школе!!!

Слайд

Детство – подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой.

Можем ли мы предотвратить угрозу для продуктивного устойчивого развития личности; укрепить психическое здоровье ребенка? Думаю, да.

Чтобы создать гармонию отношений в классе (группе), нам, как предметникам, необходимо знать каждого ученика, поддержать слабого, замкнутого, помочь им заявить о себе на пути становления личности. Для этого на уроках надо разработать специальные задания, результаты которых могут вызвать интерес всего класса (группы). Это поможет ученику раскрыться, показать его внутренние способности и нераскрытые возможности. Для этой же цели подойдет совместное решение заданий, выполнение общественных поручений. «Открытие» ребенка на общение» - это функция, которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.

          Сегодня я предлагаю вашему вниманию некоторые формы групповой работы.  Групповой вид деятельности в системе РО является ведущей формой организации учебного процесса, так как он способствует решению многих дидактических и воспитательных задач. Он позволяет организовать совместную деятельность учащихся, нацеливает на сотрудничество и взаимопомощь между учениками, развивает коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе.



Задание 1. Можно применить при изучении местоимений (например,на стадии закрепления)

Игра «Найди свою семью»

1 группа. Семья личных местоимений (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они)

2 группа. Семья притяжательных местоимений ( мой, твой, наш, ваш, свой, его, их)

3 группа. Семья вопросительных местоимений (кто? что? какой? каков?
который? чей? сколько?)

4 группа. Семья относительных местоимений (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько)

5 группа. Семья указательных местоимений (этот, тот, такой, таков, тот-то, такой-то,
столько, столько-то)

И т.д.

Таким образом, такой способ деления может стать отдельным упражнением, нести некую содержательность и даже возможность для дальнейшего обсуждения.

Если педагог по своему усмотрению будет формировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми учениками даже негативно.


Задание группам.

Составьте рассказ по наводящим вопросам. Используйте местоимения.

Как зовут?

Откуда вы?

Сколько вам лет?

Немного о семье?

Что вы умеете лучше всех? И т.д.

Слушаем рассказы.


Слайд

Что же происходит? Какое общение?

Мы создали ненасильственное общение. Искреннее, открытое общение предполагает владение определёнными коммуникативными умениями. Выделим такие умения для эмоционального самовыражения и выражения эмпатии, снижающие появление защитных и враждебных чувств у партнёров:

открытые, доброжелательные эмоции: выражение желания взаимодействовать с собеседником, ясная информация о своём внутреннем состоянии (я-сообщение, я-высказывание, ясное выражение себя);
• понимание состояния, мыслей, чувств, потребностей собеседника и передача ему этого понимания;
• умелое, эмоционально окрашенное — положительными эмоциями — построение общения
.

Слайд.

Задание 2. Данное задание можно выполнить в рамках классного часа, на тематическом занятии или даже в определенной части урока литературы.

Предлагаю вам вспомнить 3 – 5 людей, которые вас вдохновляют. Это могут быть герои произведений, люди, знакомые ему лично, ныне здравствующие, ушедшие или великие. Заполните такую табличку:


Вдохновитель (как зовут и кто он?)

Какой он? Какие качества вдохновляют в нем?

Что спросите его при встрече?

Какие вопросы зададите?

Чем отблагодарите?

Напишите письмо своему любимому писателю или поэту. Что бы Вы рассказали ему о себе, а что бы хотели спросить у него?


Таким образом, данное задание для выражения своей мысли. Мы можем легко вычислить признаки агрессии.


Что же все это значит?

Вдохновитель (как зовут и кто он?)

Какой он? Какие качества вдохновляют в нем?

Что спросите его при встрече?

Какие вопросы зададите?

Чем отблагодарите?

Ключ.«Достижения этих людей в своей жизни вы повторите или даже превзойдете»

Ключ. «Это ваши отличительные качества. Возможно, это в вас сейчас скрыто, но это точно присуще вам».

Ключ. «Это направления ваших открытий. То, над чем вам стоит задуматься в жизни».

Ключ. «То, чем скоро будут благодарить и вас самих».


Вдумайтесь в слова изречения: «Мой разум – основа моего поведения, а мое сердце – мой закон» (С. Марешаль)

Результаты человеческой деятельности зависят от богатства внутреннего мира человека, гармонии души и мыслей.

Наша с вами задача побудить учащихся к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах поведения; способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту; научить детей быть такими, каковы они есть, иметь мужество сказать: «Это хорошо, а вот это плохо».


Спасибо за внимание.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.