Мастер-класс «Мой разум — основа моего поведении, а моё сердце — мой закон»
Мастер-класс
Прокопьева Татьяна Ильинична, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МБОУ «Мелекесская СОШ
с углубленным изучением отдельных предметов» Тукаевского района РТ
«Мой разум –основа моего поведении, а моё сердце – мой закон»
«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит»
Данная тема мною выбрана неслучайно - поведение школьников остается одной из самых сложных проблем.
Просмотр видео и обсуждение.
Ещё несколько лет назад понятие «скулшутинг» в России было неизвестным и непонятным, но сейчас, к сожалению, в СМИ то и дело появляется информация о нападении на учеников в школах России. Атаки в учебных учреждениях заключаются в применении вооруженного насилия на территории образовательной организации и нередко выливаются в массовые убийства. Это явление называют «расстрелами школьников» или «стрельбой в школе» от англ. school – школа и shooting – стрельба.
Слайд.
Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. На сегодняшний день, статистика совершенных преступлений в школьной среде, как в мире, так и в России, говорит об увеличении количества преступлений скулшутинга.
В литературе отмечается, что успешное предупреждение отдельных преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения, основным и важным звеном всего механизма преступного поведения.
Личность несовершеннолетних преступников имеет характерные особенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления.
Слайд
В случае акта насилия школа становится местом преступления. Как и при любом насильственном преступлении, необходимо понять, какое влияние могла оказать школа на решение учащегося причинить вред, нежели сделать что-либо другое.
В то время как для учителей/экспертов критика или оценивание собственной школы может показаться трудной задачей, необходима определенная степень осведомленности этих уникальных динамик - по отношению к угрозе, чтобы оценить роль учащегося в культуре школы и развить лучшее понимание - со стороны школьника/студента - почему он выберет в качестве цели собственную школу.
Слайд
Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей к скулшутингу. Среди внешних факторов можно выделить:
Слайд.
Предпосылки:
Нестабильность общества;
Изменение ценностных ориентаций;
Неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
Чрезмерная занятость родителей;
Отсутствие надлежащего контроля;
Пассивные/принудительные методы обучения;
Недостаток общения, а главное ВНИМАНИЯ И ЛЮБВИ!!
Слайд
Факторы риска:
- популярность идеи суицида;
- героизация маньяков и убийц;
- симпатия и эмпатия к аномальному ;
- очарованность хайпом;
- вместо «маленького человека» человек гламурного мышления, герой современных подростков;
- И Т.Д
О таком ребенке мы говорим «Трудный». Трудный ребёнок – это тот, кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит.
Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя.
Слайд.
К «трудным» обычно относят тех детей, которые плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу, плохо ведут себя на уроках, часто дерутся, вынуждены воровать, попрошайничать.
Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.
Но среди скулшутеров есть и такие дети, которые не являются «трудными». Например, Сергей Г. из Отрадного (2014г.), 9-классник, устроивший «первый в России школьный шутинг».
« Сергей Г. рос в полной семье, пошел в 6 лет в 1-й класс, жил в московском районе Отрадное, в школе учился на «отлично», интересовался физикой и математикой. Подросток занимался самбо («чтобы быть сильным и свободным от людей»), ему нравилось играть в гонки и шутеры (это помогало «отвлечься от мира и обид»), любимыми фильмами были «Терминатор», «Форсаж» и «Матрица». Спокойный и неконфликтный, Сергей не любил дискуссии: считал их бессмысленными — и навязывание мнений, из-за чего ему не всегда было интересно в школе. Именно такую характеристику составил его адвокат. Позже ее признал суд и подтвердили родственники и знакомые Сергея».
Составить общий психологический портрет убийц нельзя: как и в России, в США некоторые из них жили в полных семьях, некоторые — с родителями в разводе, кто-то был приемным. Одни из них подвергались нападкам в школах, а другие сами были хулиганами. Одни страдали депрессией, вторые — повышенной агрессией, а у третьих вообще не обнаружили особых эмоциональных состояний.
Риск экстремизма может быть в любой школе!!!
Слайд
Детство – подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой.
Можем ли мы предотвратить угрозу для продуктивного устойчивого развития личности; укрепить психическое здоровье ребенка? Думаю, да.
Чтобы создать гармонию отношений в классе (группе), нам, как предметникам, необходимо знать каждого ученика, поддержать слабого, замкнутого, помочь им заявить о себе на пути становления личности. Для этого на уроках надо разработать специальные задания, результаты которых могут вызвать интерес всего класса (группы). Это поможет ученику раскрыться, показать его внутренние способности и нераскрытые возможности. Для этой же цели подойдет совместное решение заданий, выполнение общественных поручений. «Открытие» ребенка на общение» - это функция, которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию некоторые формы групповой работы. Групповой вид деятельности в системе РО является ведущей формой организации учебного процесса, так как он способствует решению многих дидактических и воспитательных задач. Он позволяет организовать совместную деятельность учащихся, нацеливает на сотрудничество и взаимопомощь между учениками, развивает коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе.
Задание 1. Можно применить при изучении местоимений (например,на стадии закрепления)
Игра «Найди свою семью»
1 группа. Семья личных местоимений (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они)
2 группа. Семья притяжательных местоимений ( мой, твой, наш, ваш, свой, его, их)
3 группа. Семья вопросительных местоимений (кто? что? какой? каков?
который? чей? сколько?)
4 группа. Семья относительных местоимений (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько)
5 группа. Семья указательных местоимений (этот, тот, такой, таков, тот-то, такой-то,
столько, столько-то)
И т.д.
Таким образом, такой способ деления может стать отдельным упражнением, нести некую содержательность и даже возможность для дальнейшего обсуждения.
Если педагог по своему усмотрению будет формировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми учениками даже негативно.
Задание группам.
Составьте рассказ по наводящим вопросам. Используйте местоимения.
Как зовут?
Откуда вы?
Сколько вам лет?
Немного о семье?
Что вы умеете лучше всех? И т.д.
Слушаем рассказы.
Слайд
Что же происходит? Какое общение?
Мы создали ненасильственное общение. Искреннее, открытое общение предполагает владение определёнными коммуникативными умениями. Выделим такие умения для эмоционального самовыражения и выражения эмпатии, снижающие появление защитных и враждебных чувств у партнёров:
• открытые, доброжелательные эмоции: выражение желания взаимодействовать с собеседником, ясная информация о своём внутреннем состоянии (я-сообщение, я-высказывание, ясное выражение себя);
• понимание состояния, мыслей, чувств, потребностей собеседника и передача ему этого понимания;
• умелое, эмоционально окрашенное — положительными эмоциями — построение общения.
Слайд.
Задание 2. Данное задание можно выполнить в рамках классного часа, на тематическом занятии или даже в определенной части урока литературы.
Предлагаю вам вспомнить 3 – 5 людей, которые вас вдохновляют. Это могут быть герои произведений, люди, знакомые ему лично, ныне здравствующие, ушедшие или великие. Заполните такую табличку:
Вдохновитель (как зовут и кто он?) | Какой он? Какие качества вдохновляют в нем? | Что спросите его при встрече? Какие вопросы зададите? | Чем отблагодарите? |
Напишите письмо своему любимому писателю или поэту. Что бы Вы рассказали ему о себе, а что бы хотели спросить у него?
Таким образом, данное задание для выражения своей мысли. Мы можем легко вычислить признаки агрессии.
Что же все это значит?
Вдохновитель (как зовут и кто он?) | Какой он? Какие качества вдохновляют в нем? | Что спросите его при встрече? Какие вопросы зададите? | Чем отблагодарите? |
Ключ.«Достижения этих людей в своей жизни вы повторите или даже превзойдете» | Ключ. «Это ваши отличительные качества. Возможно, это в вас сейчас скрыто, но это точно присуще вам». | Ключ. «Это направления ваших открытий. То, над чем вам стоит задуматься в жизни». | Ключ. «То, чем скоро будут благодарить и вас самих». |
Вдумайтесь в слова изречения: «Мой разум – основа моего поведения, а мое сердце – мой закон» (С. Марешаль)
Результаты человеческой деятельности зависят от богатства внутреннего мира человека, гармонии души и мыслей.
Наша с вами задача побудить учащихся к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах поведения; способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту; научить детей быть такими, каковы они есть, иметь мужество сказать: «Это хорошо, а вот это плохо».
Спасибо за внимание.