Проект для дошкольников «Сказочный герой»
Проект «Сказочный герой»
Тип проекта исследовательский - познавательный
Срок реализации:
(сентябрь-май) 2021-2022 год
Выполнил:
педагог-психолог
МДОУ №26
Горожанцева Н.В.
Озерск
2021 год
Введение
Учебная деятельность – сложная умственная работа, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей. В дошкольном возрасте закладываются лишь некоторые предпосылки этой деятельности, в дальнейшем обеспечивающие психологическую готовность к школе. К 6-7 годам формируется общее положительное отношение к школе, интерес к школьному содержанию занятий, признание авторитета учителя, развиваются познавательные интересы, появляются собственные учебные мотивы деятельности. Все это составляет самосознания ребенка – внутреннюю позицию, которая выражается в стремлении к поступлению в школу. Одним из главных средств усвоения знаний у дошкольников являются не учебные занятия, а дидактическая игра. Поскольку дети могут удерживать цель деятельности , они начинают осознавать и способы выполнения действий, которые ведут к решению учебных задач. Они учатся связному пересказу содержания текста, сказки, картинки; сравнению, группировке, классификации, описанию предметов, приемам счета и решению арифметических задач и т.д. Дети начинают контролировать свои действия и сличать полученный результат с образцом, оценивать себя.
Участники проекта:
Дети подготовительных групп, родители, педагог-психолог.
Реализация долгосрочного проекта рассчитана на учебный 2021-2022 год.
Возрастная группа:
Подготовительные к школе группы (6-7) лет.
Цель проекта: Формирование познавательных психологических процессов и речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет необходимых при подготовке к школе.
В процессе разработки проекта были поставлены следующие задачи:
Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка.
Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.
Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
Разработать комплекс семинаров, собраний, консультаций рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;
Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Планируемые результаты:
Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе. Развивающий эффект данного проекта проявится, прежде всего, в интересе детей к разным видам упражнений, и со временем перерастет в познавательный мотив деятельности детей. Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях. У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества. Развитие интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление, физического состояния, развитие крупной и мелкой моторики, повышение двигательной активности, эмоционально-волевой сферы, умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации). У детей сформируется позитивное отношение к обучению. Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу. Педагоги будут строить занятия с детьми с учетом возрастных особенностей и возможностей, развивая их психические процессы и личностные качества.
Этапы реализации проекта:
1 этап: сентябрь – октябрь (подготовительный): включение всех участников проекта в информационно-диагностическую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.
2 этап: октябрь – март (практический): включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий проекта.
3 этап: март – май (контрольно-оценочный): включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно - коррекционную деятельность с целью выявления проблемы, установления причин этого, корректировки дальнейшей деятельности участников по данной проблеме.
Содержание проекта:
1 этап – подготовительный: сроки сентябрь-октябрь 2021год.
Мероприятия:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
2.Подбор диагностического материала для детей;
3.Оформление стенда в подготовительной группе «Советы психолога и педагога »:
- Памятка «Советы родителям будущих первоклассников».
3. Диагностика уровня развитие всех психических процессов, эмоциональной сферы, коммуникативной сферы, личностной и волевой сфер, показатели развития детей
Методики диагностирования дошкольников 6-7 лет:
1.- Методика «Раскрась школу»
2. - Методика «Последовательность событий»
3.- Методика «Четвертый лишний»
4. - Методика «10 слов»
3.- Методика «Запоминайка»
3 - Методика «Сравни картинки»
4 - Методика «Графический диктант»
5 - Методика «Сложи разрезанную картинку по диагонали»
6 - Методика «Продолжи ряд»
7 - Методика «Соотнеси по количеству предметов»
8- Методика «Мое отношение к школе»
4. Составление программы развивающих занятий по подготовке детей к школе (программа направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению, календарно-тематическое планирование рабочей программы педагога-психолога).
5. Привлечение родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей.
6. Ознакомление педагогов и родителей с результатами диагностики детей. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по повышению уровня готовности детей к школе.
Описание первого этапа
На первом этапе изучается психолого-педагогическая литература по данной теме, осуществлен подбор диагностического материала, оформлены стенды для родителей будущих первоклассников, проведена диагностика детей подготовительных групп. По ее результатам сформирована программа коррекционно-развивающих занятий, направленная на подготовку детей к успешному школьному обучению, а также профилактику школьной неуспеваемости.
Все участники образовательного процесса были включены в программно-развивающую деятельность.
Предлагаемые формы включения в деятельность на подготовительном этапе проекта:
• индивидуальные и групповые консультации;
• выступления на родительских собраниях;
• развивающие занятия с детьми;
• диагностика.
2 этап практический (октябрь-март) 2022год
Мероприятия
1. Проведение коррекционно-развивающих занятий
(30 занятий).
2. Проведение консультации для педагогов и родителей ДОУ «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? »
3. Советы психолога (буклет)
4. Оформление стенда совместно с воспитателями «Уголок психолога и педагога».
Описание второго этапа
На втором этапе один раз в неделю проводиться развивающие занятия с детьми подготовительной группы.
Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.
Психологические занятия с дошкольниками делятся на три этапа:
Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой. Они не являются пассивными слушателями, они активно участвуют. Дети придумывают её продолжение, предлагают варианты разрешить проблемные ситуации, подсказывают как поступить героям сказки. После прослушивания сказки можно постепенно подойти к её обсуждению. Цель работы на данном этапе - вызвать у детей интерес к определённой проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт. Каждое занятие посвящено одной теме. Тридцать сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные проблемы.
Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Развития познавательных психических процессов - восприятие, память, внимание, воображение; развитии интеллектуальных сфер - мыслительных способностей, наглядно-действенного, наглядно-образного, логического, творческого мышления. Для этого детям предлагается выполнить следующие задания:
Задание№1 (загадки):
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)
Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.
(Репка)
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(По-щучьему велению)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(Три медведя)
Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
У всех жёнушки как жёны,
У него – лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша.
(Царевна-лягушка)
Задание№2 «Разрезанные картинки» Каждому из детей предлагается собрать картинку из сюжета сказки. Раздаются картинки сказочных персонажей, сказки, которые прочитали, рассказали, обсудили и каждому дошкольнику необходимо ее собрать.
Третий этап (эмоционально-эстетический). Предусматривает смысловую законченность. Каждому воспитаннику, воспитатель раздает черно-белые изображения героев сказки, которые необходимо провести по заданным точкам, чтобы получился образ любимого персонажа, которого, также можно раскрасить, это задание можно выполнить дома и принести воспитателю.
Были проведены просветительские, практические мероприятия со всеми участниками данного проекта.
3 этап – контрольно-оценочный: «Анализ и перспективы» сроки март-май
Ожидаемый результат – включение педагогов в аналитическую и диагностическую деятельность, анализ полученного результата, освоения проблемы подготовки детей к школе, определение дальнейших перспектив работы.
Мероприятия:
1. Повторная диагностика уровня развития всех психических процессов, эмоциональной сферы, коммуникативной сферы, личностной и волевой сфер, а также психофизиологических показателей развития детей.
2. Сравнение диагностических показателей в подготовительной подгруппе на начало и конец реализации проекта.
3. Индивидуальные консультации для родителей с целью ознакомления с результатами диагностики детей.
6. Обобщение и распространение опыта проведенной работы:
7. Разработка и проведение консультаций для педагогов ДОУ, родителей.
Описание третьего этапа
На заключительном, третьем этапе будет проводиться повторная диагностика детей подготовительных групп. Для сравнения результата взяты методики, которые были использованы на первом этапе (подготовительном):
Методики:
1.- Методика «Раскрась школу»
2. - Методика «Последовательность событий»
3.- Методика «Четвертый лишний»
4. - Методика «10 слов»
3.- Методика «Запоминайка»
3 - Методика «Сравни картинки»
4 - Методика «Графический диктант»
5 - Методика «Сложи разрезанную картинку по диагонали»
6 - Методика «Продолжи ряд»
7 - Методика «Соотнеси по количеству предметов»
8- Методика «Мое отношение к школе»
В результате проведенной диагностики, можно будет сказать об уровне психологической готовности к школе, сформированности учебной мотивации, появление познавательного интереса. Проведение развивающих занятий в игровой форме «Я играю в сказку», должно послужить толчком для более полного развития детей подготовительной группы. Дошкольники должны научиться ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, овладеть системой умственных действий (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и др.). Приобрести уверенность в себе, стремление к дальнейшей активной деятельности. Дети подготовительной группы должны приобрести одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Благодаря проведению коррекционно-развивающей работы дети легче переживут период школьной адаптации, некоторые избегут участи неуспевающих учеников и, как следствие, не будут испытывать отвращение к учению.
Включены все участники проекта в аналитическую, диагностическую и развивающую деятельность. В заключение реализации проекта необходимо проанализировать опыт проведенной работы, а также определить перспективы дальнейшей деятельности над проектом.
Литература:
Белусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ Под ред.Б.Б. Финкельштейн.-СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.
Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
Груденко Е.А. «Психологическая готовность к школе», ООО Издательство «Детство-пресс», 2013
Пазухина И.А. «Ребёнок идёт в школу». ООО Издательство «Детство- пресс», 2013
Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психологических занятий для дошкольников. Приключения будущих первоклассников. ООО Издательство «Речь».,2012.
Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет. ООО Издательство «Речь», 2020
Калягина Ирина Владимировна