12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Никитина Татьяна Андреевна169
Россия, Краснодарский край, Геленджик

Морфемика

- это раздел науки о языке, изучающий морфемы (значимые части слова).


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Постфикс

Основа

Находится перед корнем или другой приставкой. Образует новые слова.

Главная часть слова. Заключает в себе общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Находится поле корня или другого суффикса. Образует новые слова.

Изменяется, образует формы слов.

Образует форму слова. Находится после окончания.

Отвечает за возвратность или неопределённость.


Часть изменяемого слова без окончания или неизменяемое слово.
Содержит лексическое значение слова.

t1607851476aa.gif



t1607851476ab.gif



при, за, на, до, из, под, бес, о, не

раст, стол, уч, игр, бел, книг, крас

онн, тель, к, ск, н, а, е, ник, ек

а, у, и, е, ю, ит, ешь, им, ую, его, ый

сь, ся

то, либо, нибудь

покрасне, сыгра, прекрасн, умн, справа, быстро


Однокоренные слова – это слова, имеющие общий корень и объединённые лексическим значением.

Пример: белый, побелка, белеть, добелить, белизна, беловатый, белок, беленький и т.д.


​​​​​​​ Словообразование


- это раздел науки о языке, изучающий образование слов.


Способы словообразования в русском языке

Слово образовано при помощи добавления приставки

Слово образовано при помощи добавления суффикса

Слово образовано при помощи

добавления приставки и суффикса

Слово образовано без суффикса или при помощи удаления суффикса

Слово образовано путём сложения двух слов

Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Бессуффиксный

Сложение

Переход из 1 ЧР в другую

полететь

(лететь + по)

предобрый

(добрый + пре)

нарисовать

(рисовать + на)

никогда

(когда + ни)

домик

(дом + ик)

учитель

(учить + тель)

торжественный

(торжество + енн)

быстро

(быстрый + о)

разгуляться

(гулять + раз + ся)

заземлить

(земля + за + и)

бескрайний

(край + бес + н)

вдалеке

(далёкий + в + е)

зеленый

(от сущ. зелень)

юный

(от сущ. юность)

пробег

(пробегать – а)

дрожь

(дрожать – а)

сенокос

(сено +косить)

зарплата (заработная +плата)


ванная
(из прилаг. в сущ.)

военный
(из прилаг. в сущ.)


Словообразовательная пара – два слова, одно из которых образовано от другого (производящее и производное слова). Примеры: дом – домик, рисовать – нарисовать, левый – слева.


Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, где каждое последующее образовано от предыдущего. Примеры: учить – учитель – учительница; новый – обновить – возобновить – возобновление.


Словообразовательное гнездо – все однокоренные слова (словообразовательные пары и цепочки).

Пример: дом, домовой, домовёнок, бездомный, домовладелец, домохозяйка, домище, домой, домик.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.