Морфемика и словообразование. Теоретический материал
Морфемика
- это раздел науки о языке, изучающий морфемы (значимые части слова).
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Постфикс | Основа |
Находится перед корнем или другой приставкой. Образует новые слова. | Главная часть слова. Заключает в себе общее лексическое значение всех однокоренных слов. | Находится поле корня или другого суффикса. Образует новые слова. | Изменяется, образует формы слов. | Образует форму слова. Находится после окончания. Отвечает за возвратность или неопределённость. | Часть изменяемого слова без окончания или неизменяемое слово. |
| | | | | |
при, за, на, до, из, под, бес, о, не | раст, стол, уч, игр, бел, книг, крас | онн, тель, к, ск, н, а, е, ник, ек | а, у, и, е, ю, ит, ешь, им, ую, его, ый | сь, ся то, либо, нибудь | покрасне, сыгра, прекрасн, умн, справа, быстро |
Однокоренные слова – это слова, имеющие общий корень и объединённые лексическим значением.
Пример: белый, побелка, белеть, добелить, белизна, беловатый, белок, беленький и т.д.
Словообразование
- это раздел науки о языке, изучающий образование слов.
Способы словообразования в русском языке | |||||
Слово образовано при помощи добавления приставки | Слово образовано при помощи добавления суффикса | Слово образовано при помощи добавления приставки и суффикса | Слово образовано без суффикса или при помощи удаления суффикса | Слово образовано путём сложения двух слов | Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую |
Приставочный | Суффиксальный | Приставочно-суффиксальный | Бессуффиксный | Сложение | Переход из 1 ЧР в другую |
полететь (лететь + по) предобрый (добрый + пре) нарисовать (рисовать + на) никогда (когда + ни) | домик (дом + ик) учитель (учить + тель) торжественный (торжество + енн) быстро (быстрый + о) | разгуляться (гулять + раз + ся) заземлить (земля + за + и) бескрайний (край + бес + н) вдалеке (далёкий + в + е) | зеленый (от сущ. зелень) юный (от сущ. юность) пробег (пробегать – а) дрожь (дрожать – а) | сенокос (сено +косить) зарплата (заработная +плата) | ванная военный |
Словообразовательная пара – два слова, одно из которых образовано от другого (производящее и производное слова). Примеры: дом – домик, рисовать – нарисовать, левый – слева.
Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, где каждое последующее образовано от предыдущего. Примеры: учить – учитель – учительница; новый – обновить – возобновить – возобновление.
Словообразовательное гнездо – все однокоренные слова (словообразовательные пары и цепочки).
Пример: дом, домовой, домовёнок, бездомный, домовладелец, домохозяйка, домище, домой, домик.