Урок–презентация «Морфемика и словообразование русского языка»
Составила: преподаватель русского языка и литературы , первой квалификационной категории - Чайка Анна Алексеевна. ГПБОАУ СПО «Благовещенский политехнический колледж». Тема: Морфемика и словообразование русского языка.
Эпиграф к уроку: Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила (а их множество), но необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их. К.Д. Ушинский.
Работа с эпиграфом, актуализация знаний . Ответить на вопросы: Какой смысл вкладывает в эти слова автор строк? Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»? С каким разделом языка тесно соприкасается эта тема? Каким образом связано словообразование с орфографией?
Записать определения: Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова. Морфемы – это значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Каждая морфема имеет определенное значение.
Словообразовательные аффиксы: Приставка – значимая часть слова, которая образует новые слова; стоит перед корнем. Корень – общая часть родственных слов, в которых заключено их основное значение. Суффикс – значимая часть слова, которая образует новые слова; стоит после корня. Окончание – изменяемая часть слова, которая образует новые слова; стоит после корня.
Словообразование – присоединение к непроизводным и производным основам различных словообразовательных аффиксов. Словообразование – присоединение к непроизводным и производным основам различных словообразовательных аффиксов. Способы образования слов (конспект) из учебника (Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средне ий школы / В.Ф.Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.) &17 – Способы словообразования. Непроизводная основа – слова, которые имеют первичный характер, т.е. не образованы от каких – либо других слов(гора, береза, лес и т.п.). Производная основа – к непроизводной основе могут присоединяться словообразовательные аффиксы (горный, березовый, пролесок и т.п.)
Выполнить задания: 1.Разберите по составу слова: Живописный, осветительный, чего-нибудь, поддерживая, пробираться. 2. Найдите общий корень в словах: пехота – опешить, упругий – пружина, простуда – стыд, наизусть – устный, сад – рассадник, лук – излучина, мрачный – обморок, след – последствия, крыло – крыша, судно – посуда.
3. Сделайте разбор слов по составу, укажите способ их словообразования. 3. Сделайте разбор слов по составу, укажите способ их словообразования. Заземление, переговариваться, небезопасно, вычитание, рыбачка, черноморский, подоконник, учительство, состариться, подснежник. 4. Выделите словообразовательные суффиксы в словах: Беглец, владелец, вузовец, доброволец, жилец, кружковец, скиталец, стрелец, торговец.
Назовите четвертое «лишнее» слово (выбор объяснить): Гонщик, сварщик, барабанщик, ящик. Чтец, жилец, певец, спец. Улететь, убежать, уложить, уплыть.
Найдите в тексте слова, образованные: а) приставочным способом; б) суффиксальным. Наш язык – «великий и могучий». Его лингвистический инвентарь и запас выразительных средств колоссальны и продолжают расти. В нем нет регионализмов, как в китайском или немецком. Он более открыт для адаптации иноязычных понятий, чем, например, английский. Разговорный язык не требует никакой защиты – ни юридической, ни моральной. Однако моральной, лингвистической, а иногда и юридической защиты требует наша речь.
Выполнить упражнения из Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф.Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко Упражнение 72 стр.53; Упражнение 74 стр.53-54
Выделите морфемы в словах и назовите их значения: Преподаватель, даритель, дирижёр, тостер, художница, москвичка, братишка, интернетчик, принтер, братство, десантура, зверьё, терроризм, мистицизм. Перевыборы, раскрасавица, разгрузка, антифашистский, вице-консул, ультразвук, сверхчеловек, супермодный.
Составьте текст к одной из картинок (тип речи - описание), используя слова с эмоционально-экспрессивной оценкой:
Комментарии к картинкам: Картинка слева – квартира во времена правления Н.С. Хрущева («хрущевская оттепель»). Картинка справа -Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Придумайте слова, морфемный состав которых соответствовал бы схемам: 1. Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс. 2. Приставка, корень, суффикс, окончание. 3. Приставка, приставка, корень. 4. Корень, корень, окончание. 5. Корень, суффикс. 6. Корень.
Теоретическая разминка Что изучает словообразование? Назовите все значимые части слова? Что называется основой слова? Как выделить основу слова? Охарактеризуйте окончание как значимую часть слова? Что выражает окончание: А) у имен сущ., числит., личн. местоим.? Б) у имен прил., прич., местоим.? В) у глаголов в наст., буд. вр.? Г) у глаголов в прош. вр.?
ЭТАЛОН 1. Строение слов и способы их образования (1) 2. Приставка; корень; суффикс; окончание (4) 3. Основа слова – это часть слова без окончания и формообразующих суффиксов (1) 4. Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующий суффикс (1) 5. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении (1) 6. а) значение падежа и числа (1); б) значение падежа, числа и рода (1); в) значение рода и числа (1); г) значение рода и числа (1).