Морфемика. Орфография. Культура речи. Буквы з и с на конце приставок. (урок по ФГОС)
Класс: 5
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2012.
Название раздела, темы: Морфемика. Орфография. Культура речи. Буквы з и с на конце приставок.
Тема урока: «Буквы з и с на конце приставок»
Цель: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления о правописании приставок на з, с.
Планируемые результаты:
предметные: закрепление знаний о правописании приставок на з, с; закрепление умения правильного выбора букв з, с на конце приставок; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи средств художественной выразительности; воспитание интереса к изучению предмета;
личностные УУД: эстетическое, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, учебник.
Литература:
Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография - М., 1997
Ресурсы сети Интернет:
Сайт фестиваля педагогических идей (http://festival.1september.ru)
Русский урок (http://rusurok.ru/index.php)
Сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su)
Ход урока
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организация начала урока |
личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция |
Психологический настрой детей на урок. Учитель: -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. |
Оценивание готовности к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности |
личностные: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Учебная ситуация «Посещение художественной галереи» |
Делают вывод о том, что слово позволяет наиболее полно передать мысль. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Определение темы. Слово учителя: -Ребята, сегодня приглашаю вас посетить картинную галерею и познакомиться с полотнами великих русских художников. Перед вами картина знаменитого мариниста И.К.Айвазовского «Приближение бури». (Слайд 1) Что вы видите на ней? 1. Работа с текстом. А теперь послушайте стихотворение К.Д.Бальмонта (Слайд 2) Ветер. Взморье. Вздохи ветра, Величавый возглас волн. Буря близко. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. Понимание текста. - Какая картина предстает перед глазами после прочтения стихотворения? (Короткими мазками рисуется целая картина вечернего морского пейзажа. И за словами следуют звуки, пережитые эмоции) -Удается ли нам услышать звуки приближающейся бури, плеск волн? Поэт использует звукопись (аллитерацию и ассонанс), чтобы усилить выразительность речи. Значение какого слова вам непонятно? (Чёлн – лодочка – однодеревка. Словарь В.И.Даля) (Запись на доске) 2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. - Слова какой части речи помогают нам представить эту картину? (Имена существительные.) - Какова же тема нашего урока? (Верно, тема нашего урока «Имя существительное как часть речи») |
Словесное рисование (учащиеся описывают картину) Отвечают на вопросы. Записывают в тетради определение слова. Записывают текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Отвечают на проблемный вопрос. Определяют тему урока, записывают в тетрадь |
Организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений по образцу и в измененной ситуации с целью их безошибочного применения Открытие нового знания |
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Работа с учебником Откройте учебник на с.113 упр.13. Прочитайте стихотворение. -Я слово удивительное,- Сказало Существительное,- Обозначаю я предмет, Всему опора – спору нет: Ведь солнце, воздух и вода, Земля, леса и города, Заводы, люди и планеты – Всё это разные предметы. (П.Чесноков) -Согласны ли вы с таким определением имени существительного? - В стихотворении К.Д.Бальмонта мы видим только предметы? Чувствуем ли мы динамику действия? -Таким образом, мы можем сказать, что существительное обозначает не только предмет, но и действие, признак, отвлеченные явления, то есть предметность. 4. Знакомство с правилом на с. 115. 5. Определите синтаксическую роль имен существительных в тексте стихотворения К.Д.Бальмонта. |
Аналитическое чтение Решение проблемной ситуации. Аналитическое чтение: выделение компонентов в определении |
Физ. минутка (пауза релаксации) |
6. Физкультминутка 1. Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте. 2. Зажмите руки в замочек, вытяните вперед, теперь вверх, потянитесь к солнышку. |
||
Закрепление полученных знаний |
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
7. Организация самостоятельной дифференцированной работы: 1 вариант – ответить на вопросы 1-3 на с.113 к упражнению 13: Какие существительные в тексте образуют словосочетания с прилагательными? Подберите подходящие по смыслу прилагательные к остальным существительным в тексте. Запишите все словосочетания. Может ли одно и то же прилагательное изменяться по родам? А существительное? Определите ,какими членами предложения являются выделенные существительные. 2 вариант – вопрос на с. 114: Подберите примеры к каждому пункту правила. Прочитайте текст, вставляя примеры, и перескажите правило. 8. Коллективная работа. Упражнение 15. 1) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. В скобках рядом с каждым существительным укажите, в какой форме числа и падежа оно употреблено. Я п..знакомился с дятлом. Шёл по тихой тр..пинке и вдруг услышал стук. На засохшей в..ршине2 сидел дятел и стуч..л, разбивая ш..шку.4 Иногда он переворачивал ш..шку, отдыхал или перебирал пёрышки на спине. Каждую осень я прихожу к сухой с..сне и встр..чаю на ней знакомого дятла. (Н.Сладков) 2) Работа в паре. Выберите правильные ответы. В данном тексте количество разных имён существительных: а) 12; б) 9; в) 15; разных одушевлённых существительных: а) 1; б) 3; в) 4; разных существительных мужского рода: а) 1; б) 2; в) 4; разных существительных женского рода: а) 4; б) 5; в) 6. - Какая из предложенных картин, на ваш взгляд, соответствует содержанию текста упражнения? (Слайды 3-4) |
Самостоятельная дифференцированная работа по вариантам (выполнение заданий, самооценка, коллективный контроль ) Выполняют развернутый анализ текста. Составляют устное высказывание на эстетическую тему (подготовка к восприятию произведения искусства). Взамопроверка Дают развёрнутый ответ на вопрос |
Обобщение |
Беседа. Итак, над какой темой мы работали сегодня? Что нового мы узнали о существительном как о части речи? Какую функцию выполняет существительное в тексте? Слово учителя. Таким образом, мы увидели, что слово – наиболее емкая единица, которая позволяет наиболее полно выразить мысли, чувства, настроение человека. |
||
Домашнее задание |
Дифференцированное домашнее задание. Рассмотрите репродукцию картины И.Левитана «Лето» и выполните задания по выбору: Составьте 5 предложений на тему «Лето». Найдите художественные тексты, соответствующие настроению картины. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу: «Когда я смотрю на картину И.Левитана,..» |
Записывают задания в дневники. |
|
Рефлексия |
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Вспомните, какие картины вы видели сегодня и скажите, настроение какой из них соответствует вашему состоянию на уроке? Итоговый комментарий. |
Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха» |