12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кучумова Ирина Викторовна1324
Учитель русского языка и литературы МБОУ "Вильвенская СОШ", имею двоих детей, люблю путешествовать и открывать что-то новое
Россия, Пермский край, Добрянский район посёлок Вильва

Урок русского языка в 5-м классе по теме: «Буквы з и с  на конце приставок»

 Аннотация:

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом учебника и алгоритмом определения написания приставки. В качестве закрепления изученного материала предлагаю работу по составлению связного текста, что способствует развитию грамотной устной и письменной речи учащихся.

Учитель: Кучумова Ирина Викторовна, МБОУ «Вильвенская СОШ».

Технологическая карта урока Тема урока: правописание букв З и С на конце приставок

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Тема урока: Правописание приставок, оканчивающихся на -З, -С

Цель урока: формирование умения правильно писать слова с приставками, оканчивающимися на з- и с-.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

применение знаний о правописании написания з-с на конце приставок;

умение распределить языковой материал на основе изученной темы;

графическое обозначение условия выбора правильных написаний.

Метапредметные:

формирование умений находить, извлекать и систематизировать информацию; формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и ее результаты, развитие навыков коррекции и оценки;

формирование умений работы в паре, навыков взаимодействия и сотрудничества;

анализ дидактического материала для определения основания распределения слов;

формирование умений работы с таблицей, справочниками;

формирование ценностного отношения к учебным предметам.

Личностные:

развитие интереса к получению знаний в процессе обучения; формирование стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции;

формирование личных ценностных ориентиров.

Основные понятия: приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика

Ресурсы:     Учебник: «Русский язык» 5 класс для общеобразовательных организаций в двух частях

Авторы – Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Москва «Просвещение» 2015 г. 

           

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

толковые словари;

распечатанные тексты.

п/п

Этапы урока

Формируемые УУД, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность   ученика

1.

Организационный этап

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Личностные УУД

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

понимает причины успеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД

быть готовым к сотрудничеству .

Учитель обращается к учащимся, высказывая добрые пожелания, и предлагает вместе отправиться в путешествие. Задаёт вопрос: - Что вам понадобится для того, чтобы путешествие оказалось успешным?

Давайте всё это возьмём с собой в путешествие.

Запись даты в тетрадях

Ответы учащихся.

2

Мотивация учебной деятельности.

ЦЕЛЬ: Мотивация на получение новых знаний ,повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»

Познавательные УУД:

-формирование основных мыслительных операций в ходе рассуждений; построение логической цепочки рассуждений;

- выделение существенной информации из текста.

Коммуникативные УУД:

-умение слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание.

Первым нашим испытанием в путешествии будет выразительное чтение текста. Вам даётся минута на подготовку.

Летом он подошел к восточному побережью Австралии, первым исследовал и нанес на карту около 4 тысяч километров ее восточного побережья и почти весь открытый им Большой Барьерный риф. Через пролив он прошел к острову Ява и, обогнув мыс Доброй Надежды, 13 июля 1771 года вернулся домой, потеряв от тропической лихорадки 31 человека.

Благодаря диете, которую он разработал, никто из команды не болел цингой. Это первое кругосветное плавание длилось немногим более трёх лет; ему было присвоено звание капитана первого ранга.

Он был бесстрашным, имел несгибаемую силу воли и сделал много открытий в безбрежном океане.

- Совершим путешествие по тексту. Фронтальная беседа по вопросам:

- К какому стилю относится этот текст? (научный).

- Тип текста? (повествование).

- В предложении имеется слово, которое необходимо заменить синонимом. Найдите это слово (совершил, т.к. оно звучит более возвышенно).

- Что обозначают слова «риф» и «цинга» и «лихорадка»? Найдите значения слов в Толковом словаре.

- О ком идёт речь в тексте? ( Джеймс Кук). Фото на экране.

Готовятся в течение минуты к выразительному чтению. Выразительное чтение текста.


 


 


 


 


 

Отвечают на вопросы учителя,

Подбирают синонимыищут значение слов в Толковом словаре.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

ЦЕЛЬ: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» РегулятивныеУУД

Искать пути решения проблемы.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

КоммуникативныеУУД

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Осуществлять сравнение и классификацию, выделяя их основания и критерии.

Ориентироваться в своей системе знаний, давать информацию.

- Отодвинем текст и запишем, не глядя в него, последнее предложение.

Он был бесстрашным, имел несгибаемую силу воли и сделал много открытий в безбрежном океане.

Возникли у вас сложности при написании предложения? Были ли вопросы, сомнения? Сверим написанное с текстом. Нет ошибок?

Выделите в словах приставки, объясните их написание.

Пишут предложение под диктовку.

Проверка работы.

Ученики выделяют приставки, объясняют правописание приставки с

3.

Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого.

Анализировать, сравнивать, делать выводы.

 КоммуникативныеУУД

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

- Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы?

Работа с новым материалом в группах. (Слайд )

Слова записаны в 2 столбика. Перепишите их в свои тетради.

-Какие из этих слов могли бы относиться к Джеймсу Куку во время его путешествия? Составьте с ними словосочетания.

Попробуйте определить, по какому принципу их разделили на 2 столбика.

Слова:

Исследователь Безбрежный

Бескрайний разработал

Бесстрашный разбудило

рассердил возглавил

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель можем поставить перед собой на уроке?( научиться правильно писать слова с приставками на –з, -с).

-Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить?

(1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с.

2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.)

 

Дети формулируют тему,  цель и задачи  урока

Запись темы урока в тетради

4.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

ЦЕЛЬ: спланировать  дальнейшую деятельность

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Познавательные УУД

Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Соотносить информацию, представленную в разных формах (план, схема).

 личностныеУУД

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

понимает причины успеха в учебной деятельности

КоммуникативныУУД

приобретают опыт работы в группе

практическое усвоение принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия

- Итак, что же нам предстоит выяснить? (почему в первом столбике в приставке пишется буква з, во втором – с. Звучат версии учащихся).

Работа в группах. Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.

После выступления представителей от каждой группы, формулируется правило: если после приставки стоит звонкий согласный – пиши З, если глухой – С. Ученики объясняют, что первый столбик – приставки, которые заканчиваются на з, второй – на с).

Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила

Показывает схематический рисунок. (Слайд )

Лингвистическая задача.

- Следующее испытание- задание на сообразительность и внимание.:

По какому принципу слова разбиты на группы?

Исколесить Разный

изрезать роскошь

распахать безуспешно

безграмотный испанцы

(Первый столбик – приставки, которые заканчиваются на з-с, и их правописание соответствует правилу, второй –правописание слов не соответствует изучаемому правилу).

Работа в группах

Выделяют приставки.

 Группы предлагают свои варианты правила

5.

Первичное закрепление

ЦЕЛЬ: Развивать умения   применять новые знания

регулятивныеУУД осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме познавательные

проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;

- На материке Кук увидел странных животных. Он дал им название … Так же называется и остров у южного побережья Австралии.

Чтение текста:

Голова относительно небольшая, с длинной мордой. Уши большие. Задние конечности значительно длиннее и сильнее передних. Хвост сильный, покрыт волосами и выполняет функцию дополнительной опоры, а во время прыжков — балансира.

Кто это? (кенгуру).

По преданию, на вопрос Кука, как называется прыгающее животное, аборигены отвечали «кенгуру». Кук решил, что это и есть название зверя. На самом деле, на языке местного племени это означало «не понимаю».

В чём особенность этого существительного? (оно несклоняемое).

Задание: образуйте слова с приставкой на з и с от слов, данных ниже. Ваши слова должны быть связаны с поведением или действиями кенгуру. Сформулируйте правило их написания.

(без) заботы–

(без) шума -

(из, ис) пугать (ся)–

(раз, рас) бежать (ся)-

(раз, рас) сердить(ся) -

(без) страха –

Называют животное.

Учащиеся образуют слова и объясняют, в каких словах на конце приставок пишется з-, а в каких – с-.

8.

Включение в систему знаний и повторение.

ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания

УУД: познавательные, коммуникативные,

регулятивные Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

Коммуникативные УУД

1. Строить связный текст.

Какие части речи вы получили? Составьте с ними связный текст, отметив орфограмму.

Составляют связный текст

9.

Рефлексия.

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивныеУУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

В чём состояла задача сегодняшнего урока?

Выполнили ли мы её?

От чего зависит написание з-с в конце приставок?

С какими трудностями вы встретились в процессе урока?

Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным?

Оценка работы класса

Самооценка

10.

Объяснение домашнего задания.

 

Одно из двух упражнений учебника на выбор.

Записывают задания в дневники

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Сафонова Елена Валерьевна, 30.03.18 в 12:09 0Ответить Пожаловаться
Спасибо. Только одно замечание: не забывайте внизу давать ссылки на источники материалов.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.