Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения
Статья «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
Учитель математики ГОУ ЛНР «Новоайдарская санаторная школа-интернат» Кузьменко Антонина Михайловна.
Аннотация. В статье представлен педагогический опыт и практические приёмы способов формирования мотивации к обучению. Особое внимание уделено мотивации обучающихся на уроках математики. Детально рассмотрены приёмы мотивационной деятельности учителя на разных этапах урока.
Ключевые слова. Мотив, мотивация, урок математики, познавательная деятельность, ситуация успеха, связь теории и практики.
Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время перед школой предстают все новые и новые требования. Современность требует людей креативного мышления, самостоятельных, мобильных и конструктивных. Все эти качества в основном формируются в школьные годы на уроках, внешкольных мероприятий, проведения различных мероприятий. Шагая в ногу со временем, мы все время ищем новые методы и формы работы, которые позволяют не просто предоставить соискателям образования определенный объем знаний, а научить их хотеть учиться, чтобы процесс обучения был для них не тяжким долгом, а интересным процессом познания, от которого дети вместе со знаниями получают удовольствие. Заинтересованность ребенка всегда стоит в центре логической последовательности успешного обучения каждого ученика: хочу → могу → выполняю с удовольствием → имею результат → одерживаю победу. Задача каждого учителя – заинтересовать детей. Для этого на каждом уроке должна присутствовать положительная мотивация.
Основной материал. Мотивация учащихся к обучению является одним из основных условий успешного воплощения образовательного процесса. Причем она не только служит активному развитию разума, но и способствует усовершенствованию личности в целом. Формирование мотивации у учащихся к учебно-познавательной деятельности является одной из главных задач при преподавании предметов в современной школе.
Ни для кого не секрет, что в последнее время с приходом в нашу повседневную жизнь гаджетов, интерес к обучению у детей уменьшился. Игры, онлайн-общение, ютуб для них стали более интересным занятием и время в Интернете просто летит. Поэтому, нужна мотивация, чтобы учащиеся хотели получить знания, которые мы с Вами готовы ему передать, или создать условия, чтобы он сам эти знания брал.
В работе над повышением мотивации я учитываю, что учащийся запоминает:
- 1/4 часть слышимого учебного материала;
- 1/3 часть увиденного материала;
- 1/2 часть материала, который одновременно и видит, и слышит;
- 3/4 материала, если к предыдущему пункту прилагается активная деятельность в процессе обучения.
В своей работе применяю следующие методы повышения мотивации:
- использую эпиграфы к урокам в виде цитат выдающихся людей или народной мудрости;
- устный счет с включением задач, решаемых с опорой на наш жизненный опыт, на смекалку детей;
- задача на исправление намеренно сделанных ошибок в решениях;
- решаем игровые и интересные задачи;
- стремлюсь к содержанию задачи связывать с реальными повседневными задачами;
- привлечение учащихся к проектной деятельности;
- применяю исторические вставки.
Рассмотрим некоторые методы мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроках математики.
1. Эпиграф, использованный в начале урока, становится мобилизатором внимания, настраивает на будущую работу, делая ее значимой, поскольку включает учащихся в обсуждение. Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и выражать свои мысли. Эпиграф выполняет не только обучающую, но и развивающую, воспитательную роль во время урока. Мотивационные цитаты о математике помогут заинтересовать учащихся в обучении, развить интерес и способствовать развитию мышления у учащихся. Примерами таких выражений могут быть:
- Если вы хотите научиться плавать, то смело заходите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их! (Д. Пойа).
- "Математика- гимнастика разума" (А.В. Суворов).
- «Математика – это язык, на котором написана книга природы.» (Галилео Галилей) «Математику уже даже для этого нужно изучать, что она разум толком приводит.» (М.В.Ломоносов).
«Для того чтобы усовершенствовать разум, нужно больше размышлять, чем заучать» (Р. Декарт).
Таких цитат можно найти очень много и использовать их на уроках в подходящий момент.
2. Задание на исправление намеренно сделанных ошибок в решениях. Когда ученик ищет ошибку, он превращается из ученика в учителя, из того, кто знакомится с математикой, в того, кто уже является ее знатоком – по крайней мере, так ребенок воспринимает эти задачи. Поэтому для школьника они больше похожи на игру, чем на учебное упражнение, хотя на самом деле для того чтобы найти ошибку в уже выполненном задании, необходимо иметь достаточно уверенные навыки по проработанной теме. В ходе выполнения этой задачи ребенок будет закреплять свои навыки умножения многозначных чисел, ища ошибку в примерах с ними. На экране находится изображение такого примера – нового для каждого этапа. При этом ученик будет работать с действительно большими числовыми конструкциями: один из множителей будет двухцифровым числом, а второй – трехзначным, так что произведение может достигать разряда десятков тысяч. Естественно, пример подается в столбик, чтоб выполнить поразрядное умножение. Правила этого действия ребенок хорошо знает: необходимо каждый разряд первого множителя последовательно и один раз умножить на каждый разряд другого. Таким образом, в промежуточном этапе будет образовано несколько произведений, которые находятся один под другим. Окончательный результат умножения является суммой этих промежуточных произведений. Ошибка может быть в любой строке, кроме того, где есть пара множителей. Ученик анализирует пример, последовательно выполняя умножение, как указано выше. Найдя цифру, которая стоит не на своем месте или просто лишняя, ребенок выделяет ее. И когда учащийся находит все ошибки, то проходит на новый этап к другому подобному случаю. Благодаря этому упражнению учащийся более подробно изучит саму структуру примеров с умножением в столбик многоцифровых чисел, а также поймет, насколько влияют на результат даже мелкие, на первый взгляд, ошибки.
3. Исторический факт. Историзм как стимул формирования познавательного энтузиазма имеет огромное значение и на уроках математики. Известный французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре отмечал, что любое обучение становится ярче, богаче каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета. Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика – наука безымянная, знакомим их с именами людей, творивших науку, богатым в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. В этом могут помочь сами ученики, готовя доклады и сообщения. Через рассказы о "нематематической" деятельности великих ученых привлекаем внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре. Рассказываем учащимся о разностороннем развитии создателей математики. К примеру: узнаваемый математик С. В. Ковалевская имела незаурядный литературный талант, а отлично узнаваемый древнегреческий ученый Пифагор был еще и олимпийский фаворит в кулачном бою (по боксу). Обычно при введении нового математического термина рассказываем учащимся об истории его происхождения.
После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Вот несколько примеров терминов, вызывающих у учащихся особый интерес.
- "Конус" – это латинская форма греческого олова "Коноса", обозначающая сосновую шишку.
- "Сфера" – латинская форма греческого слова "сфайра" – мяч.
-"Линия" происходит от латинского слова "Линеа", образовавшегося от слова "Linum" - лен, льняная нить, шнур, веревка.
-"Цилиндр" - латинская форма греческого слова "кюлиндрюс", что означает "валик", "каток".
4. Особенно эффективным методом мотивации познавательной активности учащихся является проблемный подход к обучению, способствующий интеллектуальному развитию и вместе с тем формирующий мировоззрение, моральные, эмоциональные черты личности. Производительное мышление неотделимо от решения той или иной проблемы. Оно не только начинается с проблемы или вопроса, удивления, непонимания и расхождения, но продолжается в процессе поиска путей и дальнейшего решения ряда последовательных задач, направленных на решение проблемы в целом.
Проблема – это всегда знание о незнании, то есть осознание недостаточности знаний для удовлетворения определенной познавательной потребности. Ситуация затруднения учащихся в решении предложенной учителем задачи приводит к явному пониманию недостаточности имеющихся у него знаний, что, в свою очередь, вызывает интерес к познанию и установке на получение новых знаний. Осознание потребности происходит в проблемной ситуации и зависит от уровня знаний, направленности познавательных интересов и личности учащегося.
Проблемная ситуация создает определенное психическое состояние, возникающее при решении задачи, и помогает учащемуся осознать разногласия между необходимостью выполнения задачи и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний. Осознав это расхождение, ученик испытывает необходимость найти и усвоить новые знания о предмете или способах выполнения действий. Чаще всего дети осознают проблему под руководством учителя.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное и не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного промежутка времени. При рассмотрении аналогичной формулы в геометрической прогрессии примером можно взять и биологическую статистику, например: «В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что в одну минуту одна из них делится на две. Сколько их будет через час? На уроке математики проблемная ситуация может быть сформулирована как самим учителем, так и учащимися. В зависимости от участия учащихся в проблемном обучении можно говорить о разных уровнях проблемности. Известный математик девятнадцатого века М.И.Лобачевский писал: «Нет ни одной области математики, какой бы отвлеченной она ни была, которая когда-нибудь не окажется применима к явлениям действительного мира.»
5. В создании представлений учащихся о прикладном значении школьного курса математики большую роль играют задачи практического содержания с разными сюжетами и общей математической моделью. Рассмотрение и решение таких задач позволяет тесно увязать изучение теории с практикой ее применения. Переход от задачи к теории – один из путей создания проблемной ситуации. Именно посредством конкретной задачи рационально подвести учащихся к осознанию целесообразности изучения теории. Учащимся следует показать, как практическая задача находит математическое звучание. Так удается показать учащимся необходимость знания зависимостей между величинами, правил разного содержания, решения разных уравнений и неравенств, исследования функций и т.д. Мотивация познавательной деятельности учащегося очень часто достигается за счет опоры на имеющийся у детей жизненный опыт, им понятны и интересны задачи, связанные с окружающей жизнью: работой родителей, жизнью села, школы, деятельность предприятий. Поэтому такие понятия как надои, урожайность, грузоподъемность, грузоперевозки делают знания понятными и значимыми. Задачи прикладного содержания помогают раскрыть научное и практическое значение учебного материала, являющегося важным средством пробуждения у учащихся активного мышления и эффективным стимулом для развития соответствующих интересов.
6. Мотивация познавательной деятельности через создание ситуации изумления и успеха. Суть приема «Удивляй!» состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся приобщиться к работе с первых минут урока.
Урок по теме "Признаки делимости" можно начать так: «А знаете, дети, я могу себя назвать мудрецом. Я могу мгновенно ответить вам: делится ли какое-либо названное вами число на 2,3,4,5,6,9,10, не выполняя деления в столбик или на калькуляторе. Хотите проверить? Напишите у себя в тетради число и определите делится ли оно на какое-нибудь из названных чисел.» Дети с большим удовольствием начинают отыскивать разные числа. И когда они удивлены этим угадыванием, предлагаем научить и их этому умению. Таким образом мы приступаем к новой теме, которая поможет всем стать такими же мудрецами. Она называется "Признаки делимости".
Существует множество задач-фокусов с числами, которыми можно увлечь детей, а затем, опираясь на имеющиеся у них знания, в процессе коллективной работы «раскрыть» суть фокуса. Создание ситуации успеха на уроках математики – это такой метод учебной деятельности, который эффективно повышает активность, интерес, побуждает учащихся к более глубокому познанию предмета.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность добиться значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные трудности в обучении. В этой связи необходимо подбирать такие задачи, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и только потом переходить к более сложным упражнениям.
7.Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характер помощи учащимся при ее осуществлении.
Для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению применяются разные формы и методы:
- уровневые задания на разных этапах урока и в домашней работе;
- творческие задачи;
- самостоятельные работы (различные по образовательным целям, по уровню сложности);
- самооценка и взаимооценка на уроке, взаимообучение;
- проблемные и поисковые ситуации.
Особое внимание для создания ситуации успеха необходимо уделять началу урока: организовать положительный настрой на урок, провести диктант, небольшую викторину, блиц – опрос, применить загадки, ребусы, шарады, выполняющие роль устной работы или теоретической разминки и рассчитанные обычно на 3 – 5 минут , в зависимости от целей и возможностей урока Организовывать работу на уроке следует так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти учитель, одноклассник, чтобы можно было не стесняться спросить, выяснить и чтобы никому из детей не было страшно получить неудовлетворительную оценку.
Подведя итог отметим, что:
- мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. ;
- снижение положительной мотивации учащихся ведет к понижению успеваемости и эффективности обучения;
- создание мотивации на каждом этапе урока позволяет повысить результативность обучения;
- использование в учебной деятельности разных методов и приемов, современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.