Внеклассное мероприятие «Моя Родина малая... » (1–2 классы)
Тема: Моя Родина малая…
Цели:
Обогатить знания детей о символике Саратовской области.
Развивать у детей пространственное восприятие, произвольное внимание, мышление, память, речь, творчество, воображение.
Воспитывать патриотические чувства, желание беречь и приумножать природные ресурсы родного края.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Добрый день, ребята. Посмотрите пожалуйста, перед вами – карта. Это – карта нашей страны России. А теперь посмотрите на эту голубую ленту – это наша великая река – Волга.
Меж болот из малого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в речку…
Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой –
Матушкой, кормилицей родной.
Волга рекам Родины царица.
Ни одна не может с ней сравниться!
Так замечательно написал о реке Волге С. Я. Маршак.
- Сегодня нам с вами предстоит многое вспомнить и узнать о крае, в котором мы живем!
Послушайте легенду о Волге.
Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет. Волга сказала: «Зачем нам спорить, — мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдем каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдет и скорее придет в Хвалынское царство.» Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только что Волга заснула, Вазуза ночью побежала прямой дорогой в Хвалынское царство. Когда Волга встала и увидала, что сестра ее ушла, она ни тихо, ни скоро пошла своей дорогой и догнала Вазузу. Вазуза испугалась, чтоб Волга не наказала ее, назвалась меньшой сестрой и попросила Волгу довести ее до Хвалынского царства. Волга простила сестру и взяла с собой.
Наша красавица Волга является одной из самых больших рек нашей Родины (показать на карте, много красивых мест, больших и малых городов на ней. И вот в одном месте по обоим ее берегам раскинулась наша Саратовская область.
Почему наша область называется «Саратовская область»?
Дети: Потому, что главный город в ней – Саратов.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий - в море.
Дети: Это река.
Какие реки Саратовской области вы знаете?
Дети: Волга, Медведица, Хопер, Большой Иргиз, Малый Иргиз, Большой Узень, Малый Узень,Чалыкла, Камелик, Терешка, Алай, Карамыш, Елань и другие.
Учитель: Какие народы населяют нашу область?
Дети: Русские, украинцы, белорусы, татары, казахи, мордва, башкиры и другие.
Учитель: Ребята, посмотрите на карту Саратовской области.
Река Волга разделила нашу область на две большие части. Как они называются?
Дети: Правобережье и Левобережье.
Учитель: Ребята, а мы с вами живем на левом берегу. Наш поселок, Сланцевый Рудник находится в Озинском районе, вблиз границ с Республикой Казахстан.
Перед детьми герб и флаг РФ.
Учитель: Ребята, а что за символы мы видим?
Герб Российской Федерации
Флаг Российской Федерации
Ребята, все мы знаем символы нашей большой Родины, а теперь познакомимся с гербом Саратовской области.
Один из учащихся рассказывает о гербе Саратовской области.
Ученик: Лазоревый (синий, голубой) щит с тремя серебряными стерлядями. сходящимися в вилообразный крест, увенчанный золотой земельной короной, подбитой лазурью (с пятью видимыми острыми зубцами, из которых три - на передней стороне обруча, два - на задней стороне).
На областном флаге изображается версия герба в окружении золотого декоративного венка из дубовых, лавровых ветвей и колосьев, соединенных золотой лентой.
Лазоревый цвет щита обозначает речные просторы Волги и красоту малых рек, протекающих на территории области.
Стерляди символизируют изобилие рыбных запасов, чистоту реки Волги и малых рек области.
Дубовые ветки в декоративном венке обозначают силу, мужество и стойкость народов земли саратовской в периоды лихолетья.
Лавр олицетворяет победу над врагами и славу русского оружия.
Колосья пшеницы символизируют природные и растительные богатства, изобилие, хлебосольство жителей, трудолюбие народа.
Золотые ленты - богатство, могущество и постоянство.
В любой символике, как вы заметили, все элементы неслучайны. И каждое изображение что-то обозначает.
Сегодня хочу вас познакомить с гербом нашей малой Родины – Озинского района. Наша малая Родина находится в степной зоне. У нас есть Синие горы – они являются подножьем Уральских гор. Когда на них смотришь издалека, то кажется, что они синего цвета.
А в степи можно встретить гордую птицу-хищницу – орла. Послушайте о гербе Озинского района (слушают сообщение ученика).
Ученик: Герб Озинского района изображены «Синие горы», отражающие характерную особенность рельефа данной местности: Летящий над горами степной орел олицетворяет типичного представителя животного мира заволжской тсепи и символизирует мужество и силу.
Геральдическое описание гласит: "В золотом поле червленый (красный) обращенный вправо летящий орел с черным клювом и лапами, сопровождаемый внизу лазоревой (синей, голубой) горой, позади которой – золотая земля, на которой – две лазоревых горы. В левой вольной части - герб Саратовской области».
Учитель: Сегодня мы с вами познакомились поближе со своей малой Родиной, Саратовский краем, Волгой, и ее символами.
Родное Поволжье, Саратовский край!
Прекраснее нет земли, так и знай!
Ведь здесь ты родился и здесь ты живешь,
И родиной эту ты землю зовешь!
Давайте любить свою малую Родину, ведь все начинаестя с малого. На земле очень много замечательных мест, но роднее места, где мы живём НЕТ!
Рогатнева Татьяна Ивановна