Конспект занятия для детей старшей группы по теме «Наша Родина — Россия»
Конспект занятия для детей старшей группы по теме:
«Наша Родина - Россия»
«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом»
Цели и задачи:
• Расширить представление детей о России как стране, в которой они живут; о её столице;
• Закреплять и обобщать знания детей о символах России;
• Познакомить детей с основными неофициальными символами России;
• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному краю, городу, улице;
• Учить рассказывать о достопримечательностях города;
• Воспитывать чувство патриотизма;
• Обогащать и активизировать словарный запас детей;
Предварительная работа: Беседы о российской символике, о родном крае, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном городе, экскурсии, чтение художественной литературы, стихов о родине, пословиц и поговорок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. А вы хорошо знаете свою Родину? Хотите это проверить? Тогда я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие и усовершенствовать свои знания. Давайте возьмёмся за руки, посмотрим, друг на друга и улыбнемся.
Повторяйте за мной:
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля?
– Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
Воспитатель:
- Кто сможет показать схематично при помощи кругов, что такое наша Родина, наша Малая Родина?
(Ребёнок берёт 3 круга: большой синий, поменьше – красный, самый маленький – зеленый и кладёт их по порядку один на другой с пояснениями, что синий круг — это наша планета Земля, красный – страна Россия – наша большая Родина, зеленый – город, в котором мы родились и живём – наша малая Родина.)
Давайте пройдем на стульчики.
Воспитатель:
- Мы живем в огромной прекрасной стране. Как она называется? (Россия).
- А какая она наша Россия? (Очень большая, любимая, богатая, сильная.) - Россия - наша Родина.
- Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? (Родина — место, где мы родились; страна, в которой мы живём).
Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?
Стихотворение (читает ребенок):
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
Воспитатель:
- Родина — это и дом, в котором мы живём, и наши предки, наши мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. И город, со своими улицами и парками.
- А как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне).
- А кто знает, какие народы населяют Россию? Все мы – жители России – россияне, но народов России проживает великое множество. Назовите, какие знаете вы?
(Татары, мордва, ингуши, якуты, башкиры, буряты, чукчи, калмыки, чуваши, коми, нанайцы, ненцы, дагестанцы, кумыки, чуваши, удмурты, чеченцы…)
- Кто сможет рассказать о каком-либо народе? (Рассказ ребёнка о белорусах).
- Как вы думаете, на каком языке говорят в нашей стране все народы? Он же государственный язык Российской Федерации. (Русский).
- Правильно, у каждого народа есть свой язык, но на русском языке говорят все люди в России, на русском языке заполняются официальные документы.
Воспитатель:
- Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Назовите их. (Ответы детей)
-Дома и стены помогают.
-Всякому мила своя сторона.
-Родная землица и во сне снится.
-Нет земли краше, чем Родина наша.
-Если народ един, он непобедим.
-Кто за Родину горой - тот и герой.
-Береги землю родимую как мать любимую.
-Одна у человека мать - одна и Родина.
-Человек без Родины, как соловей без песни.
Воспитатель:
- Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению её защищать от врагов. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
- Кто сможет показать на карте границы России? (Показывают)
Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от милого порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
- Давайте посмотрим на карту ребята.
Вот как много места занимает Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой надо ехать 7 дней - неделю, а на самолёте лететь более половины суток. И сегодня я предлагаю путешествие по России.
- Ребята, а на чём можно путешествовать? Мы с вами отправимся в путь на поезде. Занимайте места в вагоне (звучит музыка).
Станция №1 «Государственная».
Воспитатель:
- В каждом государстве есть самый главный город. Главный город страны как называется? (Столица).
- Ребята, как называется столица России? (индивидуальные ответы детей) -А кто расскажет стихотворение о Москве?
Стихотворение (читает ребенок):
Москва — это Красная площадь,
Москва — это башни Кремля,
Москва — это сердце России,
Которое любит тебя.
Воспитатель:
- Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент)
- Президентам нашей страны является.? (В. В. Путин)
- А кто избирает президента? (народ)
Станция №2 «Знаки и символы»
Воспитатель: Вторая наша станция называется “Знаки и символы
- У всякой страны есть три обязательных официальных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь.
- Какие это символы? (Флаг, герб, гимн).
- Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы или конских волос, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Главным его назначением было стягивать воинов для защиты родной земли. Битва за стяг была особенно ожесточённой, если удавалось его захватить, то войско считалось побеждённым. Если стяг падал, то это означало поражение войска в этом месте битвы.
Гордо развевающиеся на ветру стяги были обязательной частью военных походов. Они укрепляли боевой дух воинов и помогали издалека отличить своих от чужих. В XV в. начинает входить в употребление название «знамя». Старинные знамёна пышно украшали, они горели на солнце золотом, серебром.
- Как выглядит флаг нашей страны? Сколько полос на флаге России? - Какого цвета полосы на флаге? (Белая, синяя, красная).
- А кто из вас расскажет стихотворение о флаге?
Стихотворение (читает ребёнок):
Белый цвет - березка,
Синий - неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Вот герб нашей страны. (Показывает воспитатель). Давайте рассмотрим его. Что вы видите на гербе. (Рассматривание.) Кто может рассказать стихотворение о гербе?
Стихотворение:
Самый лучший в мире
Триколор России
Чтоб не путать, не гадать
Детям надо твёрдо знать
Как лежат в нём краски :
БЕЛЫЙ
СИНИЙ
КРАСНЫЙ
Воспитатель:
- На нашем гербе мы видим птицу - это орёл, орёл с двумя головами, что означает, объединение народов, живущих на европейской и азиатской территории нашей страны.
В центре орла — всадник воин-змееборец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.
- Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России и важных официальных документах.
Воспитатель: А что же такое - гимн?
— Это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях, а также во время спортивных соревнований, при награждении наших героев и спортсменов наградами. Гимн слушают стоя. Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор А. Александров и поэт С. Михалков. Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, написал слова для нашего гимна. (Показать фото С. Михалкова). Послушаем отрывок.
Слушание отрывка Гимна.
- А сейчас у нас Станция №3 «Физкультурная». Выйдем на перрон и разомнёмся.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
(Дети выполняют движения, в соответствии с текстом).
Воспитатель:
- Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то своё, очень-очень родное.
- Послушайте стихотворение 3. Александровой
(Читают трое детей, каждый свой куплет).
«Родина»
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Воспитатель: Иностранец при упоминании России тоже представит себе что-то вполне конкретное. Для многих людей неофициальным символом России является белоствольная берёзка, потому что это самое распространённое дерево в России.
- Ребята, давайте рассмотрим берёзку и скажем, какая она? (подбор слов-признаков).
Воспитатель:
- Когда говорят о России, то часто вспоминают её символы, которые являются неофициальными. Послушайте загадки о негосударственных символах нашей Родины.
Загадка.
Шла муха на базар и купила…?
(Самовар)
Стоит в лесу кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(ромашка).
Её узнают по простой примете –
Нет дерева белей на свете
(берёза)
Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрешка).
Воспитатель:
- А какие ещё вы знаете неофициальные символы России? (Медведь, балалайка, Спасская Башня, гармошка, Красная Площадь, ушанка, Московский Кремль, Павлово-Посадский платок, Хохлома…)
Станция №4 «Историческая»
Воспитатель делит детей на 2 команды. Проводит конкурсы.
1. Конкурс – «Игра с мячом» (Вопросы-ответы)
- Как называется страна, в которой мы живём?
- Столица нашей Родины?
- Самое большое озеро по глубине и запасам пресной воды в мире?
- Как называется город нашей малой Родины?
- На каких двух реках основан Н.Н.?
- Как называется самая главная площадь в Москве?
- Какое животное считается символом России?
- Кого побеждает воин на гербе России?
- Кто является президентом России?
- Какая самая длинная река в Европе?
- Как назывались воины в Древней Руси?
2. Конкурс – «Найди флаг и герб России»
Одна команда ищет среди множества других флаг России, а другая – герб.
3. Конкурс – Игра «Раньше и теперь»
Игра лото с картинками поможет детям познакомиться с предметами быта наших предков, соотнести их с современными бытовыми приборами. Предлагает детям подобрать старинные предметы аналогичные современным или наоборот (печь - газовая плита, перо для письма и ручка, телега - автомобиль).
У каждой команды свой набор карточек-картинок.
4. Конкурс – «Собери картинку»
У каждой команды своя картинка – неофициальный символ России.
5. Конкурс – Игра «Собери слово по цветам флага России»
У детей карточки с буквами:
Р, О – на белых квадратах
Д, И – на синих
Н, А – на красных.
Должны собрать слово РОДИНА.
Станция №5 «Мой город»
Матрёшка:
- А вот и следующая станция. - Страна наша – Барнаул
Мы будем говорить о нашем городе. Расскажите мне, что вам нравится в нашем городе? Наш город большой, в нём много улиц.
- Как называется улица, на которой ты живёшь?
- На какой улице находится наш детский сад?
- Что находится рядом с детским садом?
- Ребята, а какая главная площадь в нашем городе?
- Что на ней находится?
- Как люди должны относиться к своему родному городу, краю, Родине?
- Мы с вами - одна большая дружная семья, живущая в одном городе. Про нас говорят — это земляки. Мы любим свой город, свою землю.
- Ребята, а вы хотите, чтобы ваш город стал ещё красивее, как бы вы украсили свой город? На мольберте фрагмент схемы города. Звучит музыка, дети подходят, берут готовые формы (деревья, клумбы, фонтаны, памятники.) и расставляют по желанию.
-Я уверена, что вы будете гордиться нашим городом, любить его, беречь красоту и природу нашего города.
Итог занятия.
Воспитатель: Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Но вы уже сейчас можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами - россияне, очень мудрые, терпеливые, сильные, смелые и добрые.
Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика - будет Родина крепка».
Под песню «Я РУССКИЙ» занятие завершается