12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарандина Валентина Владимировна3480
Учитель не может научить многому, но для каждого ученика он открывает новый мир.
Россия, Тюменская обл.
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

Тема: Моя родословная (2 часа).

Тип урока: комбинированный

Основные понятия:

генеалогия, генеалогическое древо, родословная, род, поколение, предки, семья, «колено», фамилия

Основные умения и навыки:

На «3»:

Называть вспомогательные исторические дисциплины;

Рассказать о вспомогательных исторических дисциплинах;

На «4»:

Знать понятия;

Объяснить происхождение имен и фамилий;

На «5»:

Выполнять различные упражнения в знании исторических имен и фамилий;

Составить генеалогическое древо своей семьи;

Ход 1 урока:

Проверка д/з – по вопросам учебника, стр. 30.

Изучение нового материала.

Родословная – слово о роде.

Род – все родственники, которые имеют общего предка.

Генеалогия – наука о родословной человека.

У каждого человека есть своя собственная история. Сначала человек учиться ходить, затем говорить, потом идет в детский сад, затем в школу, у него появляются друзья, он ездит с родителями отдыхать. Все эти события и составляют историю человека, историю рода. Вы не все помните из своей истории, особенно из того периода, когда вы были маленькими.

Если бы вы захотели записать историю своей семьи, своего рода, то что (или кто) поможет вам в этом?

Рассказы родителей, бабушек и дедушек. Семейные фотографии.

Игрушки, одежда. Дневники, документы родителей и ваши.

Прошлое есть у каждой семьи – его можно представить в виде «ленты времени», но меньших размеров. На «ленте времени» уже получилось несколько поколений: дети – родители – бабушки – прабабушки.

Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки и дедушки – это семья.

Каждая семья, как правило, имеет свою фамилию.

Фамилия – наследственное имя семьи.

Прабабушки и прапрабабушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей.

На протяжения столетия живут одновременно 3 поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живет внук. На протяжении 200 лет сменяются 6 человеческих поколений, а на протяжении 1000 лет – 30.

Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название генеалогическая таблица, или генеалогическое древо.

Домашнее задание: Составить генеалогическую таблицу своей семьи. Принести тетрадь (в клетку) и обложку.

Ход 2 урока:

Проверочная работа:

1. Начертить «ленту времени». Разделить ее на 30 отрезков. Через 6-10 отрезков поставить – 0.

2. Отметить на ленте: - I в. до н.э.

- VIII в. н.э.

- 212 г. до н.э.

- следующий год после 212 г. до н.э.

- 978 г. н.э.

- следующий год после 978 г. н.э.

3. Написать век по дате (году): - 1788, - 455, - 777, - 2001.

4. Написать название науки о времени.

Изучение нового материала.

История начинается уже с вашего имени и фамилии. Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельно человека из толпы, обращаясь к нему по имени. В Древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности. Например, Балагур, Светлана, Чернава. Были имена, которые часто отражали порядок появления детей в семье. Например, Первой, Старшой, Вторуня, Третьяк. Отдельные имена характеризовали время рождения ребенка (Зима, Вешняк, Октябрина, Майя), явления природы (Постник, Мясоед). Другие имена отражали какие-либо особенности новорожденных: Пискун, Прыгунок, Лобик.

В 988 г., во время правления киевского князя Владимира, Руст приняла христианство. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые, в свою очередь, произошли от древнегреческих и древнеримских. Греческие и римские имена подчеркивали в людях моральное и физическое достоинство.

Греческие имена: Андрей («мужественный»), Евгений («благородный»), Тихон («счастливый»), Елена («сверкающая»), Софья («мудрая»), Галина («спокойная»).

Римские имена: Виктор («победитель»), Валерий («здоровый, сильный»), Марина («морская»), Максим («величайший»).

Древнееврейские имена (означали обращение к Богу): Михаил («равный Богу»), Илья («сила Божья»), Даниил («суд Божий»).

Домашнее задание: Подготовить рассказ о происхождение своего имени. Объяснить происхождение своей фамилии.

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (2)

Покутняя Роза Михайловна, 13.06.18 в 19:51 1 Ответить Пожаловаться
Интересный урок.Каждый человек должен знать свою родословную.Спасибо автору.
Шарандина Валентина Владимировна, 13.06.18 в 20:28 1 Ответить Пожаловаться
И Вам спасибо, Роза Михайловна, за аргументированный комментарий.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.