12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сулуянова Ольга Борисовна135
Добрый день!Работаю воспитателем,добрая,открытая,жизнерадостная!Очень люблю детей и свою работу!
Россия, Оренбургская обл., Бузулук








Методические рекомендации по использованию наглядно-дидактического пособия лэпбук «Моя Россия»

 












  

Автор-составитель:

Сулуянова Ольга Борисовна

воспитатель

МДОБУ «Детский сад 32»

г. Бузулук

 




Введение


«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости- это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»


Академик Д.С. Лихачев


Актуальность

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» такие целевые показатели, как воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальных традиций являются важнейшими задачами в сфере образования.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Но актуально не только вооружить детей готовыми образцами поведения, но и сформировать у них базовую систему ценностей, основу морального, нравственного поведения ребенка в течение всей жизни

Любовь к Отечеству закладывается еще в детстве, поэтому в настоящее время в системе дошкольного образования патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста уделяют большое внимание, оно  начинается с формирования основ патриотизма, а также привития уважения к Родине и её ценностям и традициям.

Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Основные направления патриотического воспитания:

                   формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных праздниках и традициях, о труде взрослых земляков, их роли в обществе и жизни каждого человека;

                   формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;

                   формирование у ребенка уважительного отношения и чувства принадлежности семье, к стране, к сообществу детей и взрослых в образовательной организации, гендерной идентичности, любви к Родине;

                   воспитание толерантного отношения к людям всех национальностей и народностей России, воспитание чувства любви к Кузбассу как малой родине;

                   воспитание нравственных и патриотических чувств, сосредоточение  интереса у дошкольников на национальной культуре и историческому прошлому народов Кузбасса, отраженного в памятниках, названиях улиц, символике;

                   формирование представлений о народных этикетных нормах и традициях Кузбасса в частности  и России в целом;

                   воспитание бережного, заботливого и ответственного отношения к природе родного края и страны.

Одним из способов организации взаимодействия с детьми в этом направлении является создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Одним из условий является разработка и создание дидактических пособий, систематизирующих информацию и приёмы работы по патриотическому воспитанию. И одним из самых доступных и продуктивных пособий в этой связи является наглядно-дидактическое пособие лэпбук, от (англ. lapbook) – это интерактивная папка для детей на заданную тему.

В детском саду лэпбук может стать основой для проведения обобщающего занятия. Так, на вводном этапе для повторения сведений о России дети разгадывают загадки, рассказывают стихотворения, на основном этапе отрабатывают полученные знания в играх, а на заключительном этапе демонстрируют полученные знания по теме. Лэпбук можно использовать во время занятий фрагментарно, подбирая подходящие материалы.

Цели:

                   -получение первичных представлений о родине (знакомство с родным краем, городом, государственной символикой, природой и пр.);

                   -обобщение и закрепление полученной информации на практике в играх, разгадывании загадок, раскрашивании;

                   -организация  самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых;

                   -воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

                   расширять, закреплять, систематизировать знания детей о Родине, государственной символике, о народах России и народных промыслах, устном народном творчестве в игровой форме; 

                   получать и закреплять знания детей о животном мире и полезных ископаемых нашей страны.

Развивающие:

                   развивать интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям;

                   развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности;

                   формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;

                   обогащать активный словарь новыми словами, развивать связную речь, мелкую моторику.

Воспитательные:

                   воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики России;

                   формировать нравственные ценности;

                   воспитывать чувства принадлежности к своей семье, стране, сообществу детей и взрослых в образовательной организации;

                   воспитывать толерантное отношение к людям всех национальностей и народностей России;

                   воспитывать бережное отношение к природе;

                   воспитывать чувство любви к Кемеровской области-Кузбассу;

                   воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы.

Пособие рассчитано на старший дошкольный возраст.

Методическое пособие содержит практический материал для проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей, а также он рассчитан для организации совместной и самостоятельной деятельности воспитанников. Материал систематизирован и распределен на блоки, тем самым облегчает его использование для изучения и закрепления конкретных тем.

Наглядно-дидактическое пособие лэпбук «Моя Родина» состоит из следующих блоков:

                   блок «Праздники и традиции»;

                   блок «Символика и народы России»;

                   блок «Природа России»;

                   блок «Народное творчество».

Лэпбук «Моя Россия» – на наш взгляд, одно из обязательных пособий в группе детского сада. С его помощью педагог может систематизировать информацию по теме нравственно-патриотического воспитания, подобрав информацию и задания, соответствующие возрасту воспитанников, организовать самостоятельную работу ребят. Кроме того, яркий и красочный лэпбук привлекает внимание детей, тем самым располагая их к более продуктивной работе.


Содержание Лэпбука «Моя Россия»

Блок «Праздники и традиции»

1.                 Книжка – раскладушка,  набор картинок «Праздники России»;

     2.Конверт «Праздники России» с подборкой дидактических игр:

«Подбери к празднику дату», «Рассмотри картинку расскажи о празднике», «Назови праздник, в какое время года он отмечается». Имеются даты и названия месяцев на магнитах; «Составь название праздника из предложенных букв, Игра лото «Подбери картинку символ праздника».

2.                 Карман: «Загадки о Родине»; 

3.                 Карман «Русские пословицы и поговорки»

.Цель: Развивать внимание, память, умение внимательно слушать. Знакомить с устным народным творчеством. Учить пояснять смысл пословиц и поговорок о Родине. Карточки с заданиями «Составь пословицу»;

4.                 Карман «Стихотворения о Родине».


Блок «Символика и народы России»

1.                 Фото президента России В.В. Путина;

2.                 Карман  «Пазлы - Россия», из фрагментов собирается карта страны;

3.                 Блокнот с символикой России в виде крест - папки, с информационными картинками –герб, флаг, гимн, столица Москва, карта России;

4.                 Конверт «Символы России» - здесь собраны дидактические игры о государственных символах России: «Узнай флаг, герб России», «Составь флаг по полоскам», «Сложи из фрагментов», «Составь семейку»;

5.                 Конверт «Народы России» с картинками народов населяющих нашу страну. Внутри конверта подборка подвижных игр разных народов России;

6.                 Конверт с дидактической игрой «Найди символы России»;

7.                 Информационная книжка – раскладушка «Народные символы России», знакомит детей с негосударственными символами Родины;

8.                 Ребусы с заданиями «Назови картинку, запиши слово по первому звуку» и другие;

9.                 Папка с раскрасками национальных костюмов, «Раскрась матрешку», «Рассмотри нац. костюм, раскрась»;

10.            Портфель «Костюмы народов России» с картонными куклами и национальными костюмы к ним.  Магнитная доска для игр с магнитными карточками, буквами, для письма маркером, маркер;

11.            Папка с кроссвордами «Разгадай кроссворд» позволяет детям, самостоятельно рассмотрев картинки, записать зашифрованное слово.

Блок «Природа России»

1.                 Карман «Природные богатства». Картинки, собранные в данном кармане позволяют детям познакомиться с богатствами страны. Карта «Природные богатства»;

2.                 Конверт «Разрезные картинки» закрепляют знания о народных промыслах, прививают интерес к русским традициям, учат узнавать и называть различные промыслы;

3.                 Карман с карточками животного и растительного мира, кара животного мира России;

4.                 Книжка «Игры с Матрешкой» с играми разной тематики «Собери картинку», «Сложи и посчитай». Словесные игры «Поиграй с предлогами», «Расставь матрешки, собери слово», «Составь слово».

Блок «Народное творчество»

1.                 Книжка-раскладушка «Промыслы и ремесла России»;

2.                 Сундучок с народными промыслами, в нем словесные и развивающие игры «Что лишнее?», «Собери картинку, определи название промысла», «Рассмотри картинки, определи, что за чем?», «Составь рассказ по картинкам», «Рассмотри орнамент, определи промысел»… Материал меняется;

3.                 «Круг Лурия» игра «Определи, откуда фрагмент, назови промысел», возможны варианты игр;

4.                 Конверт с магнитными буквами для игр;

5.                 Магнитная доска с маркером, буквы на магнитах.

В наглядно-дидактическом пособии отражены все образовательные области по ФГОСДО:

1.                 Познавательное развитие – знакомство с государственными символами и праздниками страны; знакомство с народами и народными промыслами России;

2.                 Речевое развитие - мир родной речи через художественное чтение (стихи о Родине, пословицы), составление рассказов о праздниках с опорой на картинку;

3.                 Социально-коммуникативное развитие – развитие игровой деятельности;

4.                 Художественно-эстетическое развитие – изучение народных промыслов России через изобразительную деятельность; изучение гимна России;

5.                 Физическое развитие - здоровый образ жизни через подвижные игры народов России.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

                   информативен, содержательно насыщен, понятен детям.

                   полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

                   пригоден к использованию одновременно группой детей(в том числе с участием взрослого, как играющего партнера);

                   обладает дидактическими свойствами;

                   является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

                   вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

                   его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

                   обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;

                   безопасен в использовании, может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации.

Планируемые результаты

В ходе занятий с лэпбуком воспитанники стали:

    проявлять больший интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям; эмоционально реагировать на государственные символы;

    мотивированы к осуществлению познавательной и творческой деятельности, способны к самостоятельному поиску решений в новой для них ситуации;

    инициировать общение со взрослыми (деловое, познавательное, личностное).

    отзывчивы и доброжелательны,  готовы к совместной деятельности со сверстниками;

    иметь позитивное мировосприятие, проявляют оптимизм, обладают чувством эмоционального благополучия и комфорта.


Приложение 1


Практическое содержание

Наглядно–дидактическое пособие - лэпбук  «Моя Россия».

Данное пособие составлено для детей старшего дошкольного возраста.

Блок «Праздники и традиции»

1.Игра - беседа «Рассмотри картинку, расскажи о празднике»

Цель: закрепление знаний о праздниках (народные, государственные, семейные), закрепление правил поведения в общественных местах.

Задачи:

                   развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа. Развивать у детей сообразительность, память;

                   обогащать активный словарный запас воспитанников;

                   воспитывать уважительное отношение к традициям семьи и своего народа.

Материал:

картинки с разными праздниками, иллюстрации с изображением праздников (папка – гармошка)

Ход игры.

Воспитатель начинает рассказ с беседы о том, что праздники бывают разные - народные, государственные, семейные. Рассказывает об их отличиях. Показывает детям карточки и иллюстрации. Предлагает дополнить свой рассказ. Просит рассказать о своём любимом празднике.




2.Дидактическая игра «Подбери к празднику дату»

Цель: расширение и систематизация знаний о национальных, государственных и семейных праздниках страны;

Задачи:

                   закрепить знания о праздничных датах;

                   закрепить умение сопоставлять дату и праздник;

                   развивать и закреплять умение читать;

                   развивать познавательный интерес к истории и традициям своего народа;

                   воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

Материал: картинки с праздниками, карточки с числами и названиями месяцев.

Ход игры.

Воспитатель показывает картинку с изображением какого- либо праздника. Ребенок выбирает из предложенных цифр, то число, которое соответствует дате праздника. Затем, из предложенных карточек с названием месяцев, выбирает карточку соответствующую дате.  Воспитатель предлагает прочесть собранный текст, рассказать о данном празднике.


Дидактическая игра «Назови праздник, в какое время года он отмечается»

Цель: закрепление умение сопоставлять праздничную дату с временем года.

Задачи:

                   развивать у детей интереса к родной культуре  в процессе ознакомления с календарными праздниками;

                   воспитывать гражданина и патриота своей страны;

                    формировать нравственные ценности;

Материалы: 4 карточки с изображением времени года, карточки с изображением праздников.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки – праздники. Беседует о том, в какое время года мы отмечаем те или иные праздничные даты. Просит разложить картинки по времени года. Воспитанники раскладывают предложенные картинки к тому времени года, когда отмечается этот праздник. Рассказывают о празднике.


Игра лото «Подбери картинку символ праздника».

Цель: расширение и систематизация знаний о национальных, государственных и семейных праздниках страны, их событиях и смыслах.

Задачи:

                   закреплять знания детей о праздниках своей страны;

                   обогащать активный словарь слов воспитанников;

                   воспитывать уважительные отношения к национальным традициям.

Материалы: картинки с праздниками нашей страны, к ним по 3 карточки - символа.

В игру могут играть несколько человек. Задача ребенка первым собрать все символы к своей карточке с праздником и рассказать о нём. Не подсказывать друг другу.

Ход игры.

В начале игры дети выбирают карточку с праздником. Воспитатель берет одну из маленьких карточек, показывает, что изображено. Ребенок, которому подходит карточка, называет изображение, берет её себе. Побеждает тот, кто быстрее других подберет все символы к своей карточке с праздником.


Дидактическая игра «Составь название праздника из предложенных букв»

Цель: закрепление умения составлять названия праздников из предложенных букв. Закрепление умения читать составленные слова.

Задачи:

                   развивать навык звукобуквенного анализа, фонематического анализа;

                   развивать логическое мышление, внимание;

                   развивать мелкую моторику рук;

                   закрепление навыка чтения, умения составлять короткие рассказы.

                   воспитывать уважительное отношение к традициям страны.

Материалы: карточки с изображением праздников, магнитное поле, буквы на магнитах.

Ход игры.

Ребенок выбирает любую картинку с изображением праздничной даты. На магнитном поле выкладывает слово- название этого праздника. Дополнительное задание: составить небольшой рассказ о событии.


Дидактическая игра «Загадки»

(о Родине, символах России, о национальных музыкальных инструментах, растительном и животном мире)

Цель: знакомство детей с родным краем, родной культурой, народным творчеством через отгадывание загадок.

Задачи:

                   знакомить с устным народным творчеством;

                   способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно-патриотическую тему;

                   воспитывать патриотические чувства к народному наследию, любовь к Родине.

Материал: карточки с загадками.

Ход игры.

Воспитатель беседует с детьми на предложенную тему загадки, загадывает загадку. Дети слушают, размышляют. Воспитатель помогает если нужно, наталкивает наводящими вопросами на ответ. Дети отгадывают загадку. Умеющие писать дети записывают отгадку


«Стихи о Родине»

Цель: знакомство детей с родным краем, родной культурой, народным творчеством через чтение художественной литературы.

Задачи:

                   воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к культурному наследию своего народа;

                   развивать активную речь, обогащать активный и пассивный словарь;

                   вызвать эмоциональный отклик у детей.

Материал:

                   карточки со стихами о Родине, родном крае.

Ход игры.

Воспитатель прочитывает детям стихи, беседует по их содержанию. Просит детей рассказать, как ребенок понимает то, или иное выражение.

Словесная игра «Пословицы о Родине»

Цель: знакомство с иносказательным смыслом фольклорных форм. Развитие патриотических качеств личности через чтение пословиц и поговорок о Родине.

Задачи:

                   учить понимать переносное значение образных выражений;

                   приобщать детей к истокам русской народной культуры;

                   воспитывать уважение и интерес к родной стране;

                   прививать любовь к родному языку, повышать культуру речи.

Материалы: карточки с пословицами.

Ход игры.

1.Воспитатель зачитывает пословицу, раскрывая её смысл.

2.Воспитатель зачитывает пословицу, просит воспитанников сказать, как они понимают смысл данной пословицы.


Дидактическая игра «Продолжи пословицу»

Цель: знакомство с иносказательным смыслом фольклорных форм.

Задачи:

                   знакомить с устным народным словотворчеством;

                   воспитывать уважение к культурному наследию своего народа;

                   развивать речь, память, логическое мышление.

Материалы:

                   карточки с незаконченными пословицами;

                   карточки с ответами.

Ход игры.

Воспитатель начинает пословицу, дети слушают предложенные ответы, выбирают подходящий и продолжают пословицу.


Дидактическая игра «Собери пословицы»

Цель: знакомство с иносказательным смыслом фольклорных форм.

Задачи:

                   продолжать знакомить с устным народным словотворчеством;

                   закреплять навык чтения, письма;

                   развивать внимание, мышление, речь;

                   воспитывать уважение к культурному наследию своего народа.

Материалы:

ламинированные карточки с пословицами, разделенными на 2 столбца. В левом- начало пословицы, в правом- перемешанные окончания пословиц, маркер.

Ход игры.

Воспитанники получают карточки с незаконченными пословицами. Требуется соединить стрелками начало пословицы (левый столбик) с её концом (правый столбик). Дети слушают или читают начало пословицы, Во втором столбике ищут её продолжение. С помощью  маркера проводят линию, соединяющую начало и конец пословицы.


Блок «Символика и народы России»

Портрет президента России и символика РФ 

Цель: формирование и закрепление знаний о президенте страны, знакомство дошкольников с государственной символикой, столицей России, Кремлем.

Задачи:

                   выявить, обогатить и закрепить знания о столице Родины, Московском Кремле, символах России;

                   обучать составлению связного рассказа о своей Родине, её символике;

                   воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну;

Материал: иллюстрация Красной площади, Кремля, символики России.

Ход игры.

В ходе беседы о стране, дети рассматривают  иллюстрацию с изображением Красной площади, символики страны. Воспитатель рассказывает о флаге, о расположении на нём полос разного цвета. Рассказывает, что обозначает каждый цвет.  Воспитатель знакомит с гербом России. Знакомит с символами, изображенными на нём. В ходе беседы воспитатель задает вопросы о столице России, рассказывает об истории Московского Кремля.


Дидактическая игра Пазлы «Россия»

Цель: закрепление знаний о своей стране, о её расположении на карте.

Задачи:

                   закреплять знания детей о карте России;

                   развивать зрительную память;

                   формировать умение читать, делать звуко–буквенный анализ слов;

                   воспитывать гордость за нашу Родину.

Ход игры.

Для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т. д.

Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6 -8 частей (в зависимости от возраста детей). На каждую часть  наклеивают по1  букве названия страны. Предлагается, составить из частей целую карту страны (как пазлы). Прочитать название (для тех детей, которые умеет читать).

Усложнение: собрать карту на время, сделать звуко - буквенный анализ слова.


Крест - папка «Символика нашей страны», карта России

Цель: формирование и закрепление знаний о геральдике нашей страны. Знакомство с Россией на карте.

Задачи:

                   выявить знания детей о государственной символике страны, ее столице;

                   развивать слуховое восприятие, внимание, связную речь;

                   воспитывать чувство гордости и патриотизма за свою страну;

Материал: папка раскладушка с символикой, текстом гимна, картой России.

Ход.

Постепенно разворачивая папку, воспитатель беседует с детьми о символах нашей страны. Задает вопросы о расположении и значении полос на флаге России. Знакомит с гербом нашей страны. Спрашивает о том, что изображено на гербе, что обозначает этот символ? Знакомит с текстом гимна, предлагает прослушать его. На развороте папки – раскладушки размещена Физическая карта России. Воспитатель говорит о расположении нашей Родины, о ее протяженности. В ходе беседы воспитатель задает вопросы, дети отвечают.


Символы России

Дидактическая игра «Найди символы России»

Цель: закрепление знаний о национальных и государственных символах России.

Задачи:

                   закрепить и расширить знания детей о национальных символах России;

                   воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране;

                   развивать любознательность, познавательный интерес.

Материал: карточки с различными картинками, включая символы страны.

Ход.

Воспитатель предлагает воспитанникам рассмотреть предложенную карточку, показать картинки символы страны, просит объяснить свой выбор.


Дидактическая игра «Узнай флаг (герб)России»

Цель: закрепление представления детей о государственном флаге (гербе).

Задачи:

                   обогащать знания детей о государственной символике;

                   учить находить и отличать геральдику страны от символики других стран;

                   развивать внимание, память, связную речь;

                   воспитывать чувство гордости и патриотизма.

Ход игры.

Воспитатель на столе раскладывает открытки с изображением флагов (гербов) разных стран и даёт детям задание найти Российский флаг (герб), рассказать о нём. Воспитатель предлагает найти и рассказать об отличительных особенностях наших символов от символов других стран.


Дидактическая игра «Составь флаг России из полосок»

Цель: закрепление основных цветов флага, что они обозначают.

Задачи:

                   способствовать закреплению знания флага своей страны;

                   учить собирать флаг России из предложенных полосок в правильном порядке;

                   закреплять умение рассуждать и рассказывать о важности этого символа;

                   развивать память, внимание при сборе флага нашей страны;

                   воспитывать чувство гордости за символ Родины.

Материал: иллюстрация флага России, полосы красного, синего, белого и других цветов

Ход игры.

Воспитатель показывает детям иллюстрацию флага России. Убирает и предлагает выбрать из различных цветных полос, те полосы, из которых состоит флаг нашей страны. Затем, воспитатель просит выложить полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России. По окончании, воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Предлагает рассказать о значении каждого цвета.


Дидактическая игра «Сложи герб (флаг) России»

Цель: способствовать закреплению знания герба (флага) своей страны.

Задачи:

                   закрепить  знания о том, что изображено на гербе, что это обозначает;

                   способствовать закреплению знания флага своей страны;

                   учить собирать флаг (герб) России из предложенных фрагментов в правильном порядке;

                   закреплять умение рассуждать и рассказывать о важности этих символов;

                   развивать память, внимание при сборе герба (флага) нашей страны;

                   воспитывать чувство гордости за государственные символы Родины.

Материал: картинка герба, (флага) разрезанная на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей)

Ход игры.

Воспитатель показывает детям герб (флаг)России. Убирает и просит собрать символ из предложенных частей разрезной картинки. Ребенок собирает символ. Воспитатель просит рассказать о собранной картинке. Задает вопросы о символе.


Дидактическая игра «Сложи герб (флаг)»

Цель: способствовать закреплению знания герба (флага) своего региона – Кузбасса.

Задачи:

                   закрепить  знания о том, что изображено на гербе Кузбасса, что это обозначает;

                   способствовать закреплению знания флага Кузбасса;

                   учить собирать флаг (герб) Кузбасса из предложенных фрагментов в правильном порядке;

                   закреплять умение рассуждать и рассказывать о важности этих символов;

                   развивать память, внимание при сборе герба (флага) нашего региона;

                   воспитывать чувство гордости за символы своего края.

Материал: картинки герба и флага Кузбасса, разрезанные на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей). Карточки с флагом и гербом Кузбасса в неразрезанном виде.

Ход игры.

В ходе беседы о нашем регионе, воспитатель предлагает рассмотреть картинки с символикой Кузбасса. Просит рассказать, что дети знают об этих символах. Поправляет их ответы, дополняет. Затем просит собрать предложенные символы из разрезных элементов.


Дидактическая игра словесная «Составь семейку»

Цель: формирование навыка подбора однокоренных, родственных слов. Воспитание патриотических чувств.

Задачи:

                   развивать логическое мышление, память, речь;

                   формировать навыки подбора однокоренных, родственных слов;

                   воспитывать чувство любви к Родине.

Материал: карточки с изображением столицы Родины, флага, герба и т.д.

Ход игры.

Воспитатель показывает карточку, предлагает назвать, что на ней изображено. Просит подобрать родственные, однокоренные слова: родина, родной, родители, родственник, родинка; герой - геройский, героический, героизм; защита - защитник, защищать.


Народы России (картинки)

Цель: знакомство детей с многонациональным составом населения России.

Задачи:

                   познакомить воспитанников с многонациональным составом нашей страны;

                   познакомить с традициями и национальными костюмами разных народов России;

                   воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Материал: карточки с изображением и описанием народов нашей страны, в национальных костюмах. Мини карта с изображением места проживания того или иного народа России.

Ход.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинный материал и карту России. Рассказывает о месте проживания, традициях каждого народа. Рассказывает об особенностях национального костюма.


Подвижные игры «Игры народов России»

Цели проведения игр: укрепление физического здоровья дошкольников.

Задачи:

                   донесение национального колорита обычаев, оригинальности самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов;

                   формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны;

                   формирование толерантности;

                   развитие положительных эмоций.

Материал: книжка с подвижными играми народов России.

Описание и ход каждой игры находятся в книжке.


Дидактическая игра «Ребусы»

Цель: закрепление знаний о своей стране её традициях. Развитие навыка письма и звуко - буквенного анализа.

Задачи:

                   упражнять детей в определении первого звука в словах и записывать его с помощью буквы;

                   развивать фонематический слух, зрительную память, логическое мышление;

                   вызвать интерес в разгадывании ребусов;

                   воспитывать любовь к Родине её традициям.

Материалы: карточки с картинками.

Ход игры.

Ребенку предлагается рассмотреть картинки на карточке, выделить первый звук в каждом слове и записать его с помощью буквы. Прочитать полученное слово.


Раскраски: «Раскрась матрешку», «Рассмотри национальный  костюм, раскрась»

Цель: развитие представлений на основе предварительного наблюдения объекта, восприятие графического образа  и его словесного обозначения.

Задачи:

                   научить расписывать бумажные силуэты матрешек, национальные костюмы;

                   расширять у детей запас знаний о русской народной игрушке и народных национальных костюмах;

                   научить навыкам росписи;

                   обогащать и активизировать словарный запас;

                   воспитывать интерес к творчеству. Воспитывать уважительные отношения к творчеству товарищей.

Материалы: Раскраски с изображением матрешек, раскраски народов России в национальных костюмах.

Ход.

В ходе беседы о народах России или в ходе знакомства с народной игрушкой - матрёшкой, воспитатель обращает внимание на элементы росписи нарядов, костюмов. Воспитатель предлагает выбрать понравившуюся картинку – раскраску. Ребёнок, ориентируясь на цветной оригинал, раскрашивает раскраску.


Папка гармошка «Народные символы России»

Цель: закрепление знаний о национальной символике страны.

Задачи:

                   расширять знания о негосударственной символике страны;

                   упражнять в определении различных символов нашей Родины, в умении отличать их от геральдики страны;

                   развивать любознательность, познавательный интерес;

                   воспитывать любовь к Родине.

Материал: папка гармошка с различными национальными символами страны.

Ход.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинный материал. Рассказывает детям о национальных символах страны, объясняя их значение для нашего народа, объясняет отличие от государственной символики.

Портфель «Костюмы народов России»

Цель: приобщение детей дошкольного возраста, к культуре, традициям народов, населяющих Россию. Знакомство с костюмом, как частью народной культуры.

Задачи:

                   дать представление о народах населяющих Россию и их национальных костюмах;

                   знакомить с элементами национальных костюмов;

                   совершенствовать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. Формировать усидчивость, терпение;

                   обогащать и активизировать словарный запас;

                   закреплять навык письма, звуко–буквенного анализа слова;

                   закреплять умение фонематического разбора слова;

                   воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ, культуру.

Материалы: Книжка с карманами, в карманах – картонные куклы, национальные костюмы, головные уборы. Маркеры синего, зеленого, красного цвета. Магнитная страница. Буквы на магнитах.

Ход игры.

В игре могут участвовать 1-3 человека. В ходе беседы воспитанники выбирают силуэт куклы, находят понравившийся бумажный костюм, примеряют его на куклу. Воспитатель спрашивает детей, почему был выбран именно этот костюм? Дети рассказывают о своем выборе, описывают части костюма, вышивку, цвет.

Воспитатель просит составить из предложенных букв слова описывающие наряд кукол (или записать их). С помощью букв на магнитах дети выкладывают слова. По просьбе воспитателя выполняют ряд заданий: сделать звуко – буквенный анализ, фонематический разбор слова. Придумать слова «родственники» и др.


Папка «Кроссворды»

Цель: закрепление знаний о своей стране. Закрепление навыка письма, чтения.

Задачи:

                   упражнять детей в отгадывании слов из предложенных картинок, в записывании слов в нужные клетки кроссворда;

                   развивать внимание, зрительную память, логическое мышление;

                   развивать фонематический слух;

                   вызвать интерес в разгадывании кроссвордов;

                   упражнять в аккуратном записывании букв.

Ход.

Воспитатель предлагает ребенку выбрать кроссворд. Рассмотрев картинки, воспитанник отгадывает название слова, проговаривает его. Записывает данное слово под своей цифрой в клетки кроссворда слева направо. В выделенных клетках (сверху вниз) получится зашифрованное слово. Ребенок должен правильно записать все слова, чтобы прочесть зашифрованное слово.


Блок «Природа России»

Словесная познавательная  игра «Природные богатства России»

Цель: закрепление знаний о полезных ископаемых нашей Родины.

Задачи:

                   расширять представления детей о внутреннем строении земли;

расширять представления детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни).

                   воспитывать бережное отношение к ресурсам страны;

                   воспитывать чувство гордости за нашу страну.

Материал: карта полезных ископаемых страны, карточки с изображением природных богатств.

Ход.

В ходе беседы воспитатель предлагает детям рассмотреть карту полезных ископаемых. Просит рассказать, чем богата наша страна. Предлагает взять карточки, рассмотреть и рассказать о том или ином полезном ископаемом, найти его на предложенной карте.

 

Дидактическая игра «Разрезные картинки» (народные промыслы)

Цель: знакомство детей с народными промыслами нашей Родины.

Задачи:

                   упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей;

                    развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество;

                   вызвать интерес к предметам декоративного искусства;

                   развивать мышление, зрительное внимание у ребенка;

                   упражнять в умении рассказывать о содержании собранной картинки;

                   воспитывать интерес к развивающим играм.

Материал: конверты с цветными картинками с изображением народных промыслов, разрезанные на 6-8 частей и целостным изображением на соответствующем конверте.

Ход игры.

Предложить ребенку выбрать конверт. Уточнить, что нужно правильно собрать картинку. Рассказать о ней. По желанию предложить собрать ещё одну картинку.


Карман: «Животный и растительный мир»

Цель: закрепление знаний детей о животном и растительном мире России. Задачи:

                   закрепить знания детей о животном и растительном мире России;

                   закреплять умение отгадывать загадки. Логически мыслить, рассуждать;

                   обогащать и активизировать словарный запас;

                   обучать составлению небольшого описательного рассказа;

                   прививать любовь к природе Родного края;

                   воспитывать бережливое отношение к природе страны.

Материалы: карта «Животные и растения» России. Картинки и иллюстрации с изображением животного, растительного мира.




Варианты игр:

1.Д/и. «Отгадай и назови». Педагог загадывает загадку, ребёнок должен отгадать и найти животное (птицу) из предложенных воспитателем картинок.

2.Д./и. «Найди по описанию». Педагог даёт описание животного (птицы): внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т. д. Ребёнок отгадывает и находит.

3.Д/и. «Найди, кого (что) назову». Из предложенных картинок ребенок должен найти животное (растение) по названию.

4.Д/.и. «Найди, о ком (о чём) расскажу». Педагог подбирает заранее произведения художественной литературы: стихи, рассказы, сказки. После прочтения, дети отгадывают и находят животное (птицу, растение).

5.Д/и. «Опиши, а мы отгадаем». Ребёнок старшей и подготовительной группы может описать животное (растение, птицу) или назвать несколько отличительных признаков, не говоря его название. Дети отгадывают.

6.Д/и. «Кого (Чего) не стало?» Воспитатель предлагает детям посмотреть на карточки с животными, (растениями, птицами) а потом закрыть глаза. В это время педагог закрывает одну картинку. Дети по памяти называют, кого не стало.

7.Д/и. «Расскажи, чем питается». Педагог называет животное, ребёнок находит и рассказывает, чем оно питается.


Дидактическая игра «Красная книга России»

Цель: закрепление знаний детей о редких растениях, животных, птицах занесенных в « Красную книгу».

Задачи:

                   познакомить детей с редкими животными и растениями, занесенными в Красную книгу России;

                   уметь находить редких животных, занесенных в Красную книгу;

                   прививать бережливое отношение к природе, любовь к родине, родному краю.

Материал:  карточка «Красная книга России», картинки и иллюстрации с изображением редких растений, животных, птиц.

Ход игры.

Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений. Рассказывает о месте их обитания, внешнем виде. Знакомит с местом произрастания растений. Беседует с детьми. Предлагает назвать и рассказать, что известно детям о редких животных (растениях).

Спрашивает детей, почему исчезают те или иные виды животных (растений)?

С чем это связано? (с экологией, питанием…)


Дидактическая игра «Кто такой?»

Цель: закрепление знаний детей о видах животных, занесенных в Красную книгу России. Активизировать словарь слов.

Задачи:

                   продолжать знакомить детей с редкими видами животных, растений;

                   развивать память, внимание, логику при выборе из предложенных карточек с животными и растениями, редких видов, занесенных в Красную книгу;

                   обогащать и активизировать словарный запас;

                   закрепить умение писать, делать звуко–буквенный анализ слов;

                   определять количество букв, звуков в слове, количество слогов;

                   давать характеристику звукам;

                   воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать.

Ход игры.

1 вариант

Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных (растений), которые занесены в Красную книгу. Воспитатель просит рассказать о своём выборе.

2 вариант:

Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в Красную книгу, дети называют его, пробуют записать название. Определяют  в названии первую букву, какой звук она дает, дают характеристику звуку. Определяют количество слогов в слове…и т.д.


Книжка «Игры с Матрёшкой»

Цель: закрепление  знаний детей о народной игрушке – матрешке.

Задачи:

                   учить собирать  символ нашей страны – матрешку из предложенных фрагментов в правильном порядке;

                   продолжать учить описывать предмет, картинку. Подбирать слова обозначающие признак предмета;

                   совершенствовать в умении считать до 10;

                   совершенствовать умение определять положение предмета используя предлоги на, в, за, перед, около…;

                   совершенствовать умение в отгадывании загадок, в составлении слов из предложенных букв;

                   формировать интерес к народной игрушке;

                   воспитывать  уважительные отношения к народному творчеству.

Материал: Книжка – «Матрешка» с кармашками для заданий.


Варианты игр.

1.Д/и. «Собери картинку» 

Воспитатель предлагает ребенку собрать из отдельных частей по способу мозаики, целую матрешку. Описать собранную матрешку. Подобрать слова, обозначающие признак предмета (матрешка красивая, румяная, синеглазая, русская, деревянная…)

2.Д/и. «Сложи матрешку, сосчитай»

Матрешка разрезана на 10 частей. Воспитатель предлагает ребенку собрать картинку  по порядку, сосчитать все детали (до 10).

3.Д/и. «Поиграй с предлогами»

Рассматривая картинки, ребенок определяет  положение матрешки относительно предметов, используя предлоги.

4. Д/и. «Расставь матрешки, собери слово».

На матрешках написаны различные буквы, из которых ребенок составляет слова (Москва, Родина, доброта…). Матрешки могут быть одеты в один наряд (1слово-1 наряд),  либо выстраиваться по росту.

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку. По его просьбе, ребенок составляет слово – отгадку  из предложенных матрешек. ! Один наряд матрешки определяет одно слово, или же матрешки выстраиваются по росту, от большей к меньшей.

5.Д/и. «Составь слово».  На картонных матрешках наклеены липучки. Воспитатель загадывает загадки, ребенок отгадывает. Наклеивает отгадку по 1 букве на матрёшку. Составляет слово. (Предусмотрен запас матрешек и букв)

Блок «Народное творчество»

Папка–гармошка «Промыслы и ремесла России»

Цель: знакомство детей с народными промыслами своей страны.

Задачи:

                   прививать интерес к русским традициям;

                   совершенствовать умение узнавать и отличать различные промыслы;

                   формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства;

                   формировать умение различать стили наиболее известных выводов декоративной живописи: хохломской, городецкой, гжельской, и др.

Материал: картинки и изображения  предметов народного творчества.

Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением предмета народного промысла, знакомит с промыслом. Рассказывает об истории и месте возникновения данного промысла. Учит различать виды промыслов.


Карман «Сундук-Народное творчество»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

                   развивать интерес к национальным ремеслам;

                   развивать мышление, логику;

                   развивать внимание, наблюдательность, речь;

                   обогащать и активизировать словарный запас;

                   учить находить картинку определенного промысла
среди нескольких предложенных;

                   воспитывать нравственно - патриотические чувства к народным традициям.


Варианты игр

1.Д/и. «Найди лишнее»

Материал:  карточки с 3мя изображениями одного промысла и одного - любого другого.

Ход игры: Воспитатель выставляеткарточки. Ребенку  следует найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний, к какому промыслу относится, что ему свойственно?

2.Д/и. «Что за чем?» Игра развивает логику, мышление, умение составлять связный рассказ, устанавливать причинно-следственные связи. Учит систематизировать полученные знания, расширяет словарный запас детей.

Материал: сюжетные картинки.

Ход.  Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть сюжетные картинки и расставить их по порядку действия, комментируя свой выбор.  Просит составить небольшой рассказ по картинкам.


3.Д/и. «Разрезные картинки»

Цель: закрепление знаний о выразительных средствах,
применяемых в разных промыслах.

Задачи:

                   упражнять в составлении целой картинки
из отдельных частей;

                   развивать внимание, сосредоточенность, стремление к
достижению результата, наблюдательность, творчество;

                   вызвать интерес к
предметам декоративного искусства.

Материал: плоскостные изображения предметов декоративного творчества,
разрезанные на 6-8 частей.

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого, дети собирают из разрезанных частей изображение народного искусства. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

4.Д/и. «Рассмотри орнамент»

Цель: закрепление знаний детей о видах росписи, национального орнамента.

Материал: карточка с различными элементами орнамента в левом столбике и изделием народного творчества в правом столбике.

Ход игры. Ведя по стрелочке, ребенок сопоставляет фрагмент орнамента и изделие с таким же орнаментом. Определяет вид росписи. Рассказывает об особенностях данной росписи.

Круг Лурия Дидактическая игра «Определи, откуда фрагмент, назови промысел»

Цель: знакомство с народным творчеством, ремеслом.

Задачи:

                   уточнить и закрепить представление об основных элементах народной росписи;

                   учить вычленять отдельные элементы узора;

                   развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции;

                   вызвать интерес к росписи. Уважительное отношение к народному творчеству.

Материал: Круг Лурия. Внешний круг с картинками народных промыслов, внутренний круг с элементами росписи промысла.

Ход игры.

Вращая внутренний круг, ребенок сопоставляет элемент росписи или узора с изображением промысла на внешнем круге. Прищепка играет роль стрелки, которая крепится на внешнем круге, на изображении промысла.

Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.

Усложнение: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.


 





Список использованных источников:


1.АлешинаН.В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» (патриотическое воспитание). Конспекты занятий, М.: Перспектива, 2011.

2.Вахрушев А.А., Акимова Ю.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!» Методические рекомендации для воспитателей. - М.: Баласс, 2016.

3.Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М.: Сфера, 2010.

4.Котятова Н.И., «Наша Родина Россия», энциклопедия в картинках для детей- www.shutterstock.com

5.Макаренко А.С., «Воспитание гражданина», А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2012. - 304 c.

6. Мартынова Н.Т., “Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей”, https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyatelnosti-vospitatelya-sdetmi-512880.html .

7.Морозова А., «Промыслы и ремесла России», атлас с наклейками. ООО «Алтей и К», г. Выкса, 2016;

8.Полинкова А., Псарёва А. «Атлас России с наклейками «Наша Родина Россия» - ООО «Геодом», Ростов -на –Дону, 2019

9.Савченко В. И., Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников",  В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 c.

 






 

Приложение 2

Блок «Праздники и традиции»

         Книжка – раскладушка,  набор картинок «Праздники России»;

 t1663945954aa.jpgt1663945954ab.png

 

 

 

 

 

 t1663945954ac.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Дt1663945954ad.jpg /и. «Подбери к празднику дату»

 

 t1663945954ae.jpg

 

 

 

 

 

Д/и. «Составь название праздника из предложенных букв»

 t1663945954af.jpgt1663945954ag.jpg

 

 

 

 

 

 

 t1663945954ah.jpgt1663945954ai.jpgИгра лото «Подбери картинку символ праздника».

 

 

 

    Д/и. «Назови праздник, в какое время года он отмечается».

 t1663945954aj.jpgt1663945954ak.jpg

 

 

 

 

 

«Загадки о Родине»; 

 t1663945954al.jpg

 

 

 

 

 

 

 

«Русские пословицы и поговорки», «Стихотворения о Родине».

 t1663945954am.jpgt1663945954an.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Д/и.  «Составь пословицу»;

 t1663945954ao.jpg

 

 

 

 

 

 

Блок «Символика и народы России»

Фото президента России В.В. Путина;

 t1663945954ap.jpg

 

 t1663945954aq.jpg

 

 t1663945954ar.jpg

 

 

«t1663945954as.jpg Пазлы – Россия»

 t1663945954at.jpg

 t1663945954au.jpg

 


 

 Крест – папка «Символика нашей страны», карта России

 t1663945954av.jpgt1663945954aw.jpg

 

 t1663945954ax.jpg

 

 

 

Дt1663945954ay.jpg /и. «Найди символы России»

 t1663945954az.jpg

 

 t1663945954ba.jpg

 

Д/и. «Узнай герб (флаг) России»,

 t1663945954bb.jpg

 t1663945954bc.jpg

 

Д/и. «Составь флаг России из полосок»

 t1663945954bd.jpgt1663945954be.jpg

 t1663945954bf.png

 

Д/и. «Сложи флаг (герб) России из фрагментов»,

 t1663945954bg.jpgt1663945954bh.jpg

 

 

 t1663945954bi.jpg



 t1663945954bj.jpgt1663945954bk.jpg

 t1663945954bl.jpg

Народы России (картинки)

 t1663945954bm.jpg

 

 t1663945954bn.jpg

 Пt1663945954bo.jpg /и. «Игры народов России»

 t1663945954bp.jpg

 

 

 t1663945954bq.jpg

 

 t1663945954br.jpg

 t1663945954bs.jpg

 

 Д./и. «Ребусы»

 t1663945954bt.jpgt1663945954bu.jpg

 

 

 t1663945954bv.jpg

 

 t1663945954bw.png

 

 Раскраски: «Раскрась матрешку»

 t1663945954bx.jpgt1663945954by.jpg

 

 t1663945954bz.jpg

 

«Народные символы России»

 t1663945954ca.jpgt1663945954cb.jpg

 

 

 t1663945954cc.jpg

 

 

 

 

Портфель «Костюмы народов России»

t1663945954cd.jpgПt1663945954ce.jpgt1663945954cf.jpgt1663945954cg.jpgt1663945954ch.jpgt1663945954ci.jpg апка «Кроссворды»

 

 

 

 t1663945954cj.jpg

 

 

 t1663945954ck.jpg

 

 

Блок «Природа России»

«Природные богатства России»

 t1663945954cl.jpgt1663945954cm.jpg

 t1663945954cn.jpg

 

Д/и. «Разрезные картинки» (народные промыслы)

 t1663945954co.jpgt1663945954cp.jpg

 

 t1663945954cq.jpg

 

«Животный и растительный мир» (подборка дидактических игр)

 t1663945954cr.jpgt1663945954cs.jpg

 

 

 t1663945954ct.jpg

 

«Игры с Матрёшкой»

 t1663945954cu.jpg

 

 t1663945954cv.png

 

Д/и. «Собери картинку» 

 t1663945954cw.jpgt1663945954cx.jpg

 t1663945954cy.jpg

 

 

Д/и. «Сложи матрешку, сосчитай»

 t1663945954cz.jpg

 

 

 

 t1663945954da.jpg

 

Д/и. «Поиграй с предлогами»

 

 t1663945954db.jpgt1663945954dc.jpg

 t1663945954dd.jpg

 

t1663945954de.jpg

Д/и. «Составь слово». 

 t1663945954df.jpg

 

 t1663945954dg.jpg


 

Блок «Народное творчество»

«Промыслы и ремесла России» (папка раскладушка)

 t1663945954dh.jpg

 t1663945954di.jpg

 

 

 t1663945954dj.jpg

 

 

«Сундук - Народное творчество»

 t1663945954dk.jpgt1663945954dl.jpg

 t1663945954dm.jpg


Д/и. «Найди лишнее»

 t1663945954dn.jpg

 

 t1663945954do.jpg 

 

Д/и. «Что за чем?»

 t1663945954dp.jpgt1663945954dq.jpg

 

 

 t1663945954dr.jpg

 

Д/и. «Разрезные картинки»

t1663945954ds.jpgt1663945954dt.jpg

 

 t1663945954du.jpg


Д/и. «Рассмотри орнамент»

 t1663945954dv.jpgt1663945954dw.jpg

 t1663945954dx.jpg

 

Круг Лурия  Д/и. «Определи, откуда фрагмент, назови промысел»

​​​​​​​t1663945954dy.jpg

Опубликовано


Комментарии (3)

Морозова Татьяна Леонидовна, 24.09.22 в 08:36 2Ответить Пожаловаться
Ольга Борисовна, вы проделали огромную работу! Представлено много полезного материала. Спасибо!
Медведева Татьяна Петровна, 24.09.22 в 09:36 1Ответить Пожаловаться
Огромная работа не одного дня. Спасибо за ресурс. Думаю, помощь многим.
Елена Гаврииловна Гончарова, 24.09.22 в 14:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за отличную, трудоемкую и полезную работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.