Наглядно - дидактическое пособие «Разноцветики»
Наглядно - дидактическое пособие «Разноцветики»
Разноцветики - это многофункциональное, наглядно - дидактическое пособие, предназначенное для детей от 2 до 8 лет. Основная цель всех дидактических игр - это их обучающий и развивающий эффект.
Данное пособие, помогает педагогам интересно, доступно, в игровой форме обучить ребенка необходимых навыкам, а сопровождение заданий стихотворениями, помогут поддержать игровую атмосферу, лучше адаптируют материал к восприятию и стимулируют активность детей. «Речецветики», можно использовать в самостоятельной деятельности детей, на занятиях (индивидуальных и подгрупповых) учителя-логопеда, а также воспитателями в индивидуальной работе с детьми.
Цель пособия:
- активизировать познавательную сферу;
- развивать устную речь;
- создавать положительные эмоции;
- формировать предпосылки к обучению грамоте;
- воспитывать навыки самоконтроля, любознательность, интерес к логопедическим занятиям.
Описание изготовления пособия:
Крышка от картонной коробки обклеивается зеленой тканью (это будет поляна). В середину наклеиваются три серединки, для наших цветов. Один цветок у нас будет их четырех лепестков, второй из пяти лепестков, третий из шести лепестков. Поэтому вокруг серединок приклеиваем или пришиваем кусочки липучек (лепестки у наших цветов будут съемными) . Теперь изготавливаем лепестки и серединки . Красные лепестки у нас будут из картона и губки, зеленые из губки( можно использовать губки для мытья посуды)синие лепестки все из картона. На лепестки с обратной стороны приклеиваем по кусочку липучки. Теперь вырезаем разные картинки ( предметы, животные, цветы, деревья и др.) они должны быть небольшого размера и помещаться в серединки наших цветов. Наши «Разноцветики» готовы. А теперь давайте поиграем!
Игры для детей 2-4 лет
Игра «Назови цвет»
Задачи:
- закрепить представление о цвете;
- развивать мелкую моторику рук.
Ход игры
Воспитатель
Давай поиграем, посмотри, наш цветок потерял все лепестки, он совсем некрасивый давай мы ему поможем и соберем все лепестки на место, но при этом мы будем называть цвета.
«Наш цветочек, потерял свой лепесточек,
Ты цвета все назови и цветочек наряди!»
(Ребенок приклеивает лепестки к серединке, называя цвета)
Игра « Назови сколько лепестков»
Задачи:
- закрепить порядковый счет;
- совершенствовать грамматический строй речи. (учить согласовывать существительные с числительными)
Ход игры
Воспитатель
Посмотри, какая некрасивая поляна без цветов, давай мы с тобой нарядим полянку, и посчитаем, сколько лепестков на наших цветах.
« Ты полянку наряди!
Посчитай все лепестки .»
(Ребенок приклеивает к серединкам лепестки и считает: « Один лепесток, два лепестка, три лепестка и т.д.)
Игры для детей 5-8 лет
Игра «Посчитаем сколько слогов»
Задачи:
- упражнять в слоговом анализе слов.
Ход игры
Логопед
Ребята , давайте поиграем со словами, посмотрите сколько много картинок, выбирай любую. Дети выбирают картинку. Давайте похлопаем и посчитаем, сколько слогов в этом слове, и к какому цветку подойдет эта картинка. Один слог – один лепесток.
«На полянке мы играем,
Слова на части разбиваем,
Раз слог – раз лепесток .»
(Дети хлопают слово и подбирают для него цветок, для слова из четырех слогов используют цветок с четырьмя лепестками, для слова с пятью слогами используют цветок с пятью лепестками и т.д. картинку кладут в середину цветка)
Игра « Найдем звук»
Задачи:
- упражнять в определении места заданного звука.
Ход игры
Логопед
Ребята, выберите любую картинку и определите заданный звук : в начале, в середине или в конце
« Слово четко произнеси!
Место звука назови,
лепесточек положи .»
( Когда дети произносят слово, выбирают место звука, они приклеивают лепесток в начало цветка , в середину или в конец.)
Данные игры предлагаются детям старшего дошкольного возраста или детям младшего школьного возраста. Дети должны хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом.
Игра «Звуки назови, лепестки подбери»
Задачи:
- развивать умение определять количество, последовательность и место звука в слове;
- упражнять детей в умении различать твердость и мягкость звука, используя, не только слуховые, цветовые, но и тактильные ощущения;
-упражнять детей в умении различать звонкость и глухость звука;
- формировать фонематический анализ с опорой на вспомогательные средства ( схему слова- цветка)
Ход игры
Ребенку предлагается выбрать картинку. Данное слово - название необходимо проанализировать. ( первое время необходимо пользоваться схемами звукового состава слова). Сначала ребенок последовательно выделяет каждый звук в слове, четко и громко проговаривая и заполняя схему слова цветовыми карточками ( красный – гласный; зеленый – согласный, мягкий; синий – согласный, твердый). Данные действия являются практическим действиями по моделированию последовательности звуков в слове. Использование схемы слова на данном этапе является напоминанием ребенку, какое слово анализируется. Схема слова служит контролем правильности выполнения задания. Далее дети пробуют играть без схемы слова.
«На картинку посмотри,
И все звуки разбери,
Лепесточки подбери
Зеленый, синий, красный наш цветок прекрасный.»
Дети выбирают картинки , вкладывают их в серединки цветов и анализируют слова, подбирая лепестки по цвету. Например слово : «Гуси»
Мы вкладываем картинку в середину цветка с четырьмя лепестками:
[Г] - согласный, твердый (синий лепесток)
[У] - гласный (красный лепесток из картона)
С] - согласный, мягкий (зеленый лепесток)
[И] - гласный (красный лепесток из губки). Лепестки цветов из разных материалов обозначают твердость и мягкость согласных . Следующее слово «Малина».
[М] - согласный, твердый ( синий лепесток)
[А] - гласный (красный лепесток из картона)
[Л ] - согласный мягкий ( зеленый лепесток)
[И] - гласный ( красный лепесток из губки)
[Н] - согласный твердый ( зеленый лепесток)
[А] - гласный (красный лепесток из картона)
На другом занятии можно сделать наоборот. Педагог заранее подбирает слова и приклеивает лепестки к серединкам. Детям предлагается посмотреть картинки и подобрать слово к цветку - схеме, если ребенок затрудняется можно положить слово в серединку цветка. Но он должен назвать все звуки по порядку , проанализировав слово, в данном случае ребенок различает твердость и мягкость звука, используя, не только слуховые, но и тактильные ощущения ( для этого и используются лепестки из мягких губок).
Можно также использовать такие игровые задания:
- определи количество только гласных звуков в слове и приклей лепестки (соответствующего цвета);
- определи количество только согласных звуков в слове и приклей лепестки (соответствующего цвета);
- посчитай все звуки в слове и приклей лепестки (соответствующего цвета);
«Будем звуки мы считать,
По порядку называть .»
Вариантов игр может быть много, все зависит от поставленных образовательных задач и вашей смекалки.
Список использованной литературы
Новоторцева Н.В. Домашние уроки логопеда / Н.В. Новоторцева.- Москва АСТ- 2014. – 192с.
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом/ Под редакцией В.А. Сохина.- М.: Просвещение, 1991.- 128с.