12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ершова Евгения Викторовна45

Пояснительная записка


Дисциплина: логопедия.


Раздел: фонетико-фонематическое недоразвитие.

Основная задача логопеда (в том числе и школьного логопеда) выявить и предупредить нарушение письменной речи. Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на каждом уровне (буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста). Особенно распространенными при этом  будут искажения звуко-буквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – «дикат», школа – «кола»); пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»); перестановки букв (тропа – «торпа», окно – «коно»); добавление букв (таскали – «тасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – «кота», стакан – «катан»). Чтобы не было таких ошибок, нужна многоуровневая работа. Одним из элементов коррекционной работы – это работа над фонематическим анализом. Под фонематическим анализом понимаются умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Мной создано наглядно-дидактическоге пособие для работы с детьми с фонематическим недоразвития на этапе развития звукового анализа слов.

Цель: пропедевтика дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.

Возраст: 6-8 лет.

Тип занятия: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Предварительных знаний не требуется.

Ожидаемые результаты: предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у детей.


Инструкция и правила использования пособия


В игре используются:

- крышки трех цветов (синий, зеленый, красный) без букв;

t1605713556aa.jpg


- крышки трех цветов (синий, зеленый и красный) с буквами;

t1605713556ab.jpg

- цветовые схемы слов;

t1605713556ac.jpg

- слова;

t1605713556ad.jpg








- слова с пропущенными буквами.

t1605713556ae.jpg


1 ВИД РАБОТЫ

В игре может участвовать несколько детей или 2-3 команды по 2-3 человека.

Ход игры:

Дети на слух выбираю слова с заданным звуком. Можно выбрать 1-3 слова. По определенной команде дети начинают производить звуковой анализ выбранного слова с помощью крышех без букв.

Например, при изучении звука П и П΄ и буквы П дети на фронтальном (подгрупповом, индивидуальном) занятии выбирают из слов слова с этими звуками и с помощью крышек быстро делают звуковой анализ слова. Проверку правильности выполнения можно осуществить с помощью взаимопроверки или проговаривать вслух с аргументации сложенной схемы. Данное упражнение занимает мало времени на уроке, но продуктивно.

t1605713556af.jpg





2 ВИД РАБОТЫ

В игре может участвовать несколько детей или 2-3 команды по 2-3 человека.

Ход игры:

Детям предлагаются наборы из слов и готовые схемы. Необходимо подобрать с схеме слово. Кто быстрее сделал, тот и выиграл.

t1605713556ag.jpg


3 ВИД РАБОТЫ

В игре может участвовать несколько детей или 2-3 команды по 2-3 человека.

Ход игры:

Дети сами и логопед выбирают по несколько карточек. Задача – вставить пропущенные буквы, но при этом еще учитывать какой это звук.

t1605713556ah.jpg


В каждый вариант можно добавить дополнительные задания: посчитать количество звуков, убрать печатное слово и опираясь на цветовую схему поиграть какой звук спрятался и еще многое другое.

Известно, что умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются: освоение действия с опорой на материализацию, затем – с опорой на громкую речь, делее – перенос его в умственный план (по П.Я.Гальперину). При всех вариантах этого пособия создается наглядная модель слова, отражающая количество и последовательность звуков в данном слове. Все это в дальнейшем облегчает переход к развитию более сложных форм фонематического анализа.

В чем преимущество этого пособия:

- детям – играть и учиться одновременно;

- не требует большого количества времени (на занятии это особенно ценно);

- можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях;

- просто в исполнении.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.