Наглядно-дидактическое пособие по логопедии
Пояснительная записка
Дисциплина: логопедия.
Раздел: фонетико-фонематическое недоразвитие.
Основная задача логопеда (в том числе и школьного логопеда) выявить и предупредить нарушение письменной речи. Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на каждом уровне (буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста). Особенно распространенными при этом будут искажения звуко-буквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – «дикат», школа – «кола»); пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»); перестановки букв (тропа – «торпа», окно – «коно»); добавление букв (таскали – «тасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – «кота», стакан – «катан»). Чтобы не было таких ошибок, нужна многоуровневая работа. Одним из элементов коррекционной работы – это работа над фонематическим анализом. Под фонематическим анализом понимаются умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Мной создано наглядно-дидактическоге пособие для работы с детьми с фонематическим недоразвития на этапе развития звукового анализа слов.
Цель: пропедевтика дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
Возраст: 6-8 лет.
Тип занятия: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Предварительных знаний не требуется.
Ожидаемые результаты: предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у детей.
Инструкция и правила использования пособия
В игре используются:
- крышки трех цветов (синий, зеленый, красный) без букв;
- крышки трех цветов (синий, зеленый и красный) с буквами;
- цветовые схемы слов;
- слова;
- слова с пропущенными буквами.
1 ВИД РАБОТЫ
В игре может участвовать несколько детей или 2-3 команды по 2-3 человека.
Ход игры:
Дети на слух выбираю слова с заданным звуком. Можно выбрать 1-3 слова. По определенной команде дети начинают производить звуковой анализ выбранного слова с помощью крышех без букв.
Например, при изучении звука П и П΄ и буквы П дети на фронтальном (подгрупповом, индивидуальном) занятии выбирают из слов слова с этими звуками и с помощью крышек быстро делают звуковой анализ слова. Проверку правильности выполнения можно осуществить с помощью взаимопроверки или проговаривать вслух с аргументации сложенной схемы. Данное упражнение занимает мало времени на уроке, но продуктивно.
2 ВИД РАБОТЫ
В игре может участвовать несколько детей или 2-3 команды по 2-3 человека.
Ход игры:
Детям предлагаются наборы из слов и готовые схемы. Необходимо подобрать с схеме слово. Кто быстрее сделал, тот и выиграл.
3 ВИД РАБОТЫ
В игре может участвовать несколько детей или 2-3 команды по 2-3 человека.
Ход игры:
Дети сами и логопед выбирают по несколько карточек. Задача – вставить пропущенные буквы, но при этом еще учитывать какой это звук.
В каждый вариант можно добавить дополнительные задания: посчитать количество звуков, убрать печатное слово и опираясь на цветовую схему поиграть какой звук спрятался и еще многое другое.
Известно, что умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются: освоение действия с опорой на материализацию, затем – с опорой на громкую речь, делее – перенос его в умственный план (по П.Я.Гальперину). При всех вариантах этого пособия создается наглядная модель слова, отражающая количество и последовательность звуков в данном слове. Все это в дальнейшем облегчает переход к развитию более сложных форм фонематического анализа.
В чем преимущество этого пособия:
- детям – играть и учиться одновременно;
- не требует большого количества времени (на занятии это особенно ценно);
- можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях;
- просто в исполнении.