Статья «Мультимедийные технологии на уроках химии для обучающихся с нарушениями слуха»
«Мультимедийные технологии на уроках химии для обучающихся с нарушениями слуха».
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Ценностное значение учебного курса «Химия» заключается в том, что обучающиеся с нарушениями слуха получают объективные знания об окружающем мире. Это в полной мере касается освоения способов безопасного поведения в повседневной жизненной практике, обогащения представлений о здоровом образе жизни. Благодаря химическому образованию у обучающихся с нарушениями слуха создаются отчётливые представления относительно роли химии для решения многих проблем, стоящих перед человечеством: медицинских, экологических, продовольственных, сырьевых и иных.
В связи с новым цифровым сопровождением процесса обучения изменились педагогические технологии для построения образовательного процесса нового типа. Цифровые технологии используются в различных вариациях:
• мультимедийные презентации;
• практические пособия;
• учебники и рабочие тетради;
• тренажёры для закрепления новых знаний;
• цифровые образовательные контенты.
Использование этих технологий позволяют выстроить результативный процесс освоения курса «Химия» обучающимися с нарушением слуха, а также является важным условием перехода от доцифрового к цифровому образовательному процессу.
Мультимедийные презентации. Мультимедиа презентация служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно успешно выполняет дидактические функции. Первые презентации были подготовлены мною для внеклассных мероприятий, их было много в моей педагогической практике: «Химическое кафе», «С точки зрения химика…», «Урок волшебства с Гарри Поттером», «Виртуальная галерея», «Колесо удачи»…
Тематические интерактивные презентации по курсу химии с мультимедиа мои верные помощники. Созданы они мною в едином стиле, обязательное присутствие плана урока (обеспечивается переход по гиперссылкам). Начинаются они всегда с «Речевой разминки», содержание которой определяется программными требованиями по химии. Речевая зарядка – это одна из форм организации работы над произношением в школе для детей с нарушением слуха. Включение в план урока тестовых заданий, видеороликов при необходимости, заданий на внимание и логику повышает мотивацию учащихся, увеличивает работоспособность учащихся с нарушениями слуха.
Тренажёры для закрепления новых знаний. В работе я использую онлайн-тренажёры образовательного интернет-ресурса ЯКласс». Рекомендации портала помогают выбирать готовые цифровые решения для каждого урока, чтобы достигать поставленных целей.
Также очень интересны цифровые рабочие тетради «Просвещения», познакомилась с ними недавно. Но на уроках попробовали, будем использовать регулярно!
Цифровые образовательные контенты. В этом году также познакомилась и с образовательной платформой «Моя школа». На ней можно получить доступ к цифровым сервисам и учебным материалам. Проведены ряд пробных, успешных уроков.
Учащиеся с нарушением слуха за 10 лет обучения получают основное общее образование, а химию изучают 3 года в пролонгированные сроки с 8 по 10 класс. Обеспечение качественного образования является одной из важнейшей задачей перед педагогическим коллективом. Неслышащие обучающиеся получают современную учебную и научную информацию, используя электронные учебники, мультимедийные интерактивные курсы, различные электронные издания, презентации и др. Преимуществом таких уроков является повышение качества обучения за счет новизны деятельности. Но хочется отметить, что «Химия»- это наука экспериментальная и полная замена реальных опытов с веществами на «химию гаджетов» невозможна, так как будет потерян интерес к предмету. Решение этой задачи и ряда других, возникающих в условиях образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья, будет способствовать формированию личности социально адаптированного, физически, интеллектуально и творчески развитого неслышащего выпускника, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Список использованных источников и литературы.
1. Актуальные проблемы преподавания предмета «Химия» в 2022/23 учебном году: метод. рекомендации / сост. И.В. Павлова. — Казань, 2022. — 80 с.