Музей Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули К 145-летию со дня рождения народного художника Беларуси и России
первый в республике мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству художника Музей Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули был открыт 24 декабря 1982 года. Почти пятьсот живописных произведений народного художника БССР и РСФСР Бялыницкого-Бирули с большой старательностью и любовью были собраны директором Государственной картинной галереи, заслуженным деятелем искусств БССР Еленой Васильевной Аладовой. Эта коллекция – единственное по своей полноте и художественной значимости собрание работ замечательного пейзажиста.
мемориальный раздел Музея Вдова художника Елена Алексеевна передала в дар музею значительную часть документальных материалов, фотографий и личных вещей, ранее находившихся в «Чайке», доме-мастерской художника на берегу озера Удомля: этюдник, палитру, кисти; охотничье ружье – свидетельство особого пристрастия к охоте; мебель, сделанную в Абрамцевской мастерской; уникальные письма И.Е. Репина, в одном из которых великий русский живописец писал о своем восхищении работами молодого пейзажиста. Все это позволило создать достаточно цельный мемориальный раздел Музея, который занимает весь первый этаж здания.
Особый интерес представляют фотографии Фотографии рассказывают о родных Витольда Каэтановича, его семье, показывают художника в разные годы жизни – ребенком, учеником Киевского кадетского корпуса, за работой у мольберта, с дочкой Любочкой, среди друзей, с известными русскими художниками на праздновании 40-летия передвижных художественных выставок, с группой белорусских художников в Минске, с известными мастерами советского искусства в залах Музея Академии художеств в Ленинграде.
История жизни художника Подлинники и копии разных документов рассказывают о годах обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, об участии в творческих конкурсах, выставках, о получении почетных званий и наград. В Музее хранятся медаль, которой была отмечена картина «Зимний сон» на выставке в Барселоне, ордена СССР, а также дипломы, поздравительные адреса, подписанные крупнейшими мастерами изобразительного искусства, издания, посвященные творчеству Бялыницкого-Бирули. Среди экспонатов мемориального раздела находятся работы художников – близких друзей В.К. Бялыницкого-Бирули: портрет матери художника А.Р. Бялыницкой-Бируля, написанный в 1894 году Н.П. Ульяновым; портреты В.К. Бялыницкого-Бирули, исполненные А.В. Моравовым (1908), М.М. Зайцевым (1922), Ф.А. Модоровым (1950); пейзажи, запечатлевшие дом-мастерскую «Чайка» и окрестности озера Удомля.
творчество выдающегося живописца, замечательного мастера лирического пейзажа Второй этаж музея полностью занимают произведения В.К. Бялыницкого-Бирули. Более ста полотен, законченных картин и маленьких этюдов, размещенных в светлых просторных залах, дают полное представление о творчестве выдающегося живописца, замечательного мастера лирического пейзажа. Корни искусства Бялыницкого-Бирули лежат, несомненно, в природе родной Беларуси, неброская красота которой, незатейливость мотивов, мягкие спокойные краски навсегда вошли в душу художника и определили своеобразие его искусства, весь эмоциональный строй его произведений. Кисти Бялыницкого-Бирули принадлежат мастерски написанные пейзажи зимы, лета, золотой осени. Но больше всего его волновала весенняя природа, ее пробуждение от зимней спячки, первая зелень и буйный ее расцвет. Обращаясь к конкретному пейзажному сюжету, мастер стремился, прежде всего, передать состояние природы, которое зависит от поры года, времени суток, солнечного света, передать те эмоции, которые ощущает человек, общаясь с природой.
Дом-мастерская «Чайка» В 1912 г. Витольд Каэтанович приобрел участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля и построил дом с мастерской. Свою небольшую усадьбу он назвал «Чайка». С «Чайкой» связана большая часть творческой и личной жизни мастера. Именно здесь были созданы многие известные полотна живописца, в том числе и его известная картина «Час тишины. Озеро Удомля» (1911). Значительную часть экспозиции занимают произведения, созданные в советское время. В 20-е и 30-е годы, увлеченный тем новым, что происходит вокруг, Бялыницкий-Бируля много ездит по стране. Его интересуют первые опыты реконструкции сельского хозяйства в совхозе «Гигант» и коммуне «Сейбит», строительство «Азовстали», преобразования Севера. Трижды – в 1933, 1935 и 1937 гг. – он побывал в Заполярье. Об этих поездках свидетельствуют картины, представленные в экспозиции. Несмотря на тематическую основу этих работ, в них превалирует лирико-поэтическое начало, идущее от таланта художника, его мировосприятия. В экспозиции находятся полотна «Голубой весной» (1942), «Весенняя тишина» (1943), картины с изображением памятников русского деревянного зодчества – «Девятиглавая деревянная церковь», «Деревня Зачатье», «Ратонаволок. Старая церковь», «Мельница на Северной Двине» (все – 1944). В них красота родной земли и преклонение перед культурным наследием народа. Именно так в годы Великой Отечественной войны художник-гражданин выразил свою преданность Родине, безграничную любовь к ней.
Вечер ранней весны Лодки, 1913
Ранняя весна, 1953 В начале весны
Вешние воды. 1930. Масло Голубая часовня. До 1920. Масло
Задумчивые дни осени. 1940 Дача в саду
Дремлющий пруд "Тишина" 1890-е - начало 1900-х
В конце зимы
признание в любви к изумительному по своей красоте заповедному уголку русской природы Почти сорокапятилетний период жизни Витольда Каэтановича связан с тверской землей. Здесь, на берегу озера Удомля, в знаменитой даче «Чайка» им были созданы многие известные полотна. Очень красивые и вдохновенные строки посвятила этим местам Анна Васильевна Книппер, бывавшая на даче «Чайка»… Суровое лето север Неласковая сторона… В полях отцветают клеверы И глаза голубые льна. Валунов лиловые глыбы Взрывают тело полей — А в озере полно рыбы И волны свинца синей. И небо над ним неулыбо В плаще проливных дождей. Но я навсегда запомню Твое веселье и грусть И знаешь ли что, Удомля, Я снова к тебе вернусь. Это стихотворение, как и картины Бялыницкого-Бирули, — признание в любви к изумительному по своей красоте заповедному уголку русской природы, ставшему творческой мастерской для многих художников разных поколений.
Изумруд весны. 1915 Вновь расцвела весна. 1947 г. Государственная Третьяковская галерея
Весна идёт. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея Вещие воды. Холст, масло. Государственный Русский музей
Лесная речка зимой. 1920. Государственный Русский музей Осенний ветер. 1902 г.
В конце зимы 1911 г. Голубая весна
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля - вдохновенный художник, великий труженик, сын земли белорусской Важным событием был приезд Витольда Каэтановича в Беларусь впервые за много лет. С мая и до середины июня художник жил и работал на Белой даче в окрестностях Минска. Здесь он написал несколько десятков этюдов, которые стали основой цикла картин, посвященных Беларуси. Именно тут, в окрестностях Минска, был найден мотив для картины «Беларусь. Вновь зацвела весна», эмоциональное содержание которой подчинено главной мысли автора – жизнь торжествует, она победила смерть, разрушения. Это полотно – одно из центральных в экспозиции.