Музейная педагогика как средство развития познавательного интереса дошкольников

3
0
Материал опубликован 12 September 2021

Предварительный просмотр презентации

Музейная педагогика как средство развития познавательного интереса дошкольников

Идеология современного дошкольного образования, заданная Государственным образовательным стандартом дошкольного образования,- поддержка разнообразия детства. Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Государственным образовательным стандартом ДО ЛНР, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде. Средства реализации музейной педагогики интегрирует все образовательные области и позволяют очень легко и корректно их реализовать. Причем инициатива и самостоятельность детей раскрывается во всех видах деятельности. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления: 1)сотрудничество ДОУ с музеем; 2)создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Цель: формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики – создание мини-музеев. Задачи : -обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ; -вовлечение в общественные связи и обогащение социальным опытом; -развитие познавательных способностей, познавательной деятельности проектно-исследовательских, творческих умений и навыков; -формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции детей.

При выборе тематики мини-музеев, мы ориентировались на следующие принципы: -принцип интеграции; -принцип деятельности и интерактивности; -принцип научности; -принцип природосообразности; -принцип культуросообразности; -принцип гуманизации и партнерства; -принцип регионального компонента; -принцип вариативности и динамичности.  

В обычном музее, ребенок, лишь пассивный созерцатель, так как нельзя трогать экспонаты, а мини-музее экспонаты можно и нужно трогать, передвигать. В обычном музее, ребенок, лишь пассивный созерцатель, так как нельзя трогать экспонаты, а мини-музее экспонаты можно и нужно трогать, передвигать. Здесь ребенок соавтор, творец экспозиции.

Создание мини-музея в ДОУ проходит в 3 этапа: подготовительный, практический и заключительный. Подготовительный этап: 1.Выбор темы и концепции мини-музея; 2.Определение путей создания мини-музея, подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей. Практический этап: 1.Совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа: -оформление и изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т.п. 2.Работа с детьми и родителями (реализация перспективного плана, семейных и групповых проектов). Заключительный этап: 1.Официальное открытие мини-музея. 2.После открытия мини-музея разрабатываются и проводятся экскурсии, организуются праздники спектакли, день открытых дверей, выставки рисунков и поделок.

В нашем детском саду функционируют следующие мини-музеи: «Дымковская Слобода»; «Русская матрешка»; «Золотая хохлома»; - «Колокольчик»; - «Кошкин дом»; - «Кукол»; - «Вышивка»; - «Транспорт».

МИНИ-МУЗЕЙ В ГРУППЕ МИНИ-МУЗЕЙ «Дымковская Слобода»

МИНИ-МУЗЕЙ В ГРУППЕ МИНИ-МУЗЕЙ «Русская матрешка»

МИНИ-МУЗЕЙ В ГРУППЕ МИНИ-МУЗЕЙ «Золотая хохлома»

МИНИ-МУЗЕЙ В ГРУППЕ МИНИ-МУЗЕЙ «Колокольчик»

МИНИ-МУЗЕЙ В ГРУППЕ МИНИ-МУЗЕЙ «Кошкин дом»

МИНИ-МУЗЕЙ В ГРУППЕ МИНИ-МУЗЕЙ «Кукол»

МИНИ-МУЗЕЙ В ГРУППЕ МИНИ-МУЗЕЙ «Вышивки»

МИНИ-МУЗЕЙ В ГРУППЕ МИНИ-МУЗЕЙ «Транспорта»

Формы работы в мини -музее - беседы с детьми; - экскурсий для детей и родителей; - самостоятельное рассматривание экспонатов; - творческие игры, образовательные путешествия; - чтение художественной литературы; - исследовательская деятельность, экспериментирование; - прослушивание аудио -материалов; - просмотр презентаций.

Проделанная нами работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре. Проделанная нами работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.