12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Журавлева Татьяна Анатольевна14919
Стаж педагогической деятельности 33 года, имею высшую квалификационный категорию. Награждена знаком 'Почётный работник образования и воспитания РФ' Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2023г."
Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский
8

Муж и жена – одна душа



Урок по предмету «Окружающий мир 4 класс» УМК «Перспектива»

Тема: Муж и жена – одна душа.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цель урока: формировать умение работать с различными источниками знаний с целью определения ценности супружества.

Задачи урока:

-актуализировать знания о родственных отношениях в семье;

-ввести понятия «упряжь», «супруги»;

-раскрыть сущность праздника «Всероссийский день семьи, любви и верности».

-формировать умения определять условия успешной жизни молодожёнов и обосновывать своё мнение.

УУД:

Личностные умения:

- проявлять интерес к познанию мира;

- проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятий «супруги», «упряжь»;

- определять условия успешной жизни молодожёнов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.

Предметные умения:

- иметь представление об оценках значимости супружеского союза мужчины и женщины, отраженной в сказках, пословицах;

- знать 2 -3 пословицы и сюжеты народных сказок о любящих супругах;

- иметь представление о качествах мужа и жены, которые помогают укреплению супружества.

Организация пространства:

Форма работы: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.

Ресурсы: учебник «Окружающий мир»3 класс, ч. 2 (с.32–34), презентация.

 

Содержание урока.

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Слайд 2

- Добрый день, ребята!

Мне приятно вас видеть. Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Слайд 3

Формулирование детьми темы и задач урока

-Посмотрите на иллюстративный ряд. Что объединяет все фото? Какому событию они посвящены?

Слайд 4

- Расскажите, как выглядят молодожёны и какие чувства испытывают они на свадьбе?

- От кого или от чего зависит счастливая семейная жизнь?

- Кем становятся жених и невеста по отношению друг к другу после торжественного бракосочетания?

- Попробуйте сформулировать тему и цель урока.

Слайд 5

Учебно-познавательная деятельность. Изучение материала урока

1. Значение слов.

- Как еще называют мужа и жену? (супруги, чета)

- Почему?

- Я предлагаю вам побыть сегодня в роли необыкновенных учеников, а настоящих исследователей. Что вам хотелось бы узнать о супругах и их жизни?

- И так начнём.

- С чего начнём наше исследование?

Слайд 6

- Давайте попробуем выяснить происхождение этого слова. Где можно об этом узнать? (книги, словари, спросить у взрослых, интернет)

- Проверим свои предположения.

Слайд 7

Работа по учебнику стр. 32 -33(2 -4 абзацы), выдержки из словарей, интернета.

- Расскажите о происхождении слова «супруги».

Слово супруг пришло  к нам из ст.славянского(супругъ), и, скажем, в X –XI веках 
супругом называли только ... парную упряжь[1]: коли двух лошадей или волов запрягали вместе, то это и называлось  супругъ. И слова супруга, подпруга, запрягать, упряжка... -  все однокоренные.

Получается, если муж с женой – вместе, в одной упряжке и тянут в одну сторону, то они  и вправду – супруги, 

Так что далеко не каждую пару можно называть супругами,
если слово это будем мы применять осмысленно.

[1] Старославянский словарь (по рукописям X—XI веков): Под.ред. Р. М. Цейтлин, Р. Вечерки и Э. Благовой.— М.: Рус. яз., 1994.— 842 с.

(Упряжь, упряжка.Запрягать, впрягать — прилаживать к возу того, кто может сдвинуть его с места и повезти вперёд. Супруги — это два человека, которые любят, понимают друг друга, всё делают слаженно. Муж и жена вместе сопряжены в одну повозку — семью, семейную жизнь, домашнее хозяйство.)

Значение слова супруг: м. супруга ж. сопряженный браком, муж и жена, повенчанная чета; в семье, отец и мать, хозяин и хозяйка. (словарь В. Даля)

Супруги в Энциклопедическом словаре:
Супруги - (правовое положение) - лица, состоящие в надлежаще оформленномбраке. 

СУПРУГ, -а, м. 1. То же, что муж (в 1 знач.) (устар., теперь офиц. и прост, или ирон.). 1. мн,. Муж и жена. Счастливые супруги. || прил. супружеский, -ая, -ое (ко 2 знач.). (Ожегов)

- Назовите древние родственные слова к слову «супруги». (Упряжь, упряжка.)

Слайд 8

2. Работа над пословицей

- Чем крепка семья?

- Объясните пословицу: «Не нужен и клад, коли в семье лад»

- Объясните значение слова «лад» .(Всё делают слаженно, живут ладно).

- Прочитаем объяснение слова «лад» в толковом словаре (на экран)

Значение слова Лад по Ефремовой, Ожегову:
Лад - Согласие, мир, порядок. 

- От чего будет зависеть лад в семье? (От людей, их качеств, характера, поведения, отношения друг к другу)

Слайд 9

3.Работа над пословицами (в парах)

Давайте ещё поработаем над пословицами и посмотрим, о каких качествах супругов идёт речь.

К сожалению, пословицырассыпались помогите их собрать. (работа в парах)

1 пара

У мужа и жены одной веревкой связаны.

мысли одни.

что гусь без воды.

2 пара

Муж и жена что гусь без воды.

мысли одни.

одной веревкой связаны.

3 пара

Муж без жены, мысли одни.

без жены – что без крыши.

что гусь без воды.

4 пара

Без мужа – что без забора,одной веревкой связаны.

без жены – что без крыши.

мысли одни.

5 пара

С доброй женой горе - полгоря, жена хороша - и муж хорош

а радость вдвойне.

мысли одни.

6 пара

Муж хорош - и жена хороша, мысли одни.

без жены – что без крыши.

жена хороша - и муж хорош

7 пара

Добрая жена своему мужу венец, а злая — конец.

жена — душа.

мысли одни.

8 пара

Муж — голова, жена — душа.

а радость вдвойне.

а злая — конец.

- Как понимаете данное высказывание?

- О каких качествах супругов идёт речь в этих пословицах?

- Сделайте вывод- какими качествами должны обладать супруги?

Слайд 10

4. Физминутка

Слайд 11

5.Качества супругов в сказках

- Но не только пословицах можно проследить взаимоотношения мужа и жены, но и в литературных произведениях.

- Послушайте отрывки из сказок. Ваша задача-назвать произведение, желательно автора.

- Какие показаны взаимоотношения мужа и жены?

Давным-давно жила-была одна счастливая семья: отец, мать и их единственная дочка, которую родители очень любили. Много лет жили они беззаботно и радостно.

К несчастью, однажды осенью, когда девочке исполнилось шестнадцать лет, ее мать тяжело заболела и через неделю умерла.

Прошло два года. Отец девочки познакомился с одной вдовой, у которой были две дочки, и вскоре женился на ней.

С первого дня мачеха возненавидела свою падчерицу. Она заставляла ее делать всю работу по дому и не давала ни минуты покоя.От грязной работы девочка и в самом деле всегда была выпачкана в золе и пыли.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: “Умница!” А падчерица как ни угождает - ничем не угодит, все не так, все худо.

И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:

- Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!

Царь глядит — и узнает...

В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.

- В какой из сказок показаны правильные взаимоотношения супругов? Почему вы так решили?

Слайд 12

Первичное закрепление

1. Работа над качествами супругов (в группах).

- Перед вами лепестки цветов, на которых написаны качества присущие мужу и жене. Девочки выбирают качества мужа, а мальчики качества жены и соединяют их в цветок.

Качества мужа

Качества жены

Умение зарабатывать деньги

Готовность разделить домашние хлопоты

Внимательность

Заботливость

Наличие вредных привычек

Грубый

Жадный

Может ударить

Любовь

Надёжность

Ценить родителей

Неопрятная

Хозяйственная

Верность

Уважение

Поддержка мужа во всех вопросах

Заботливость

Любовь

Наличие вредных привычек (алкоголь, сигареты)

Расточительная (тратит деньги)

Уважать родственников

Ворчливая

- Сделайте вывод - какими качествами должны обладать супруги?

Слайд 13

Учебно-познавательная деятельность. Изучение материала урока

1. Символика

- Какой цветок у вас получился?

-Сколько лепестков у каждой ромашки?

- Почему?

- Чем необычно число 7?

- Почему ромашка? С каким событием связан этот цветок?

- 8 июля — православный праздник семьи и брака, день благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских, которые считаются покровителями супругов. В России в 2008 году был учрежден всероссийский праздник «День семьи, любви и верности», получивший официальный статус. Светлана Медведева предложила сделать ромашку его символом.

- А кто знает легенду о Петре и Февроньи.

Слайд 14

В городе Муроме правил князь Павел. Вот стал к его жене летать змей в образе Павла и соблазнять ее. Жена поведала об этом мужу. В следующий прилет змея она выведала о кончине его: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У Павла есть брат Петр, который находит Агриков меч в церкви, на алтаре, и убивает змея. На теле Петра остались незаживающие язвы. Петр посылает слуг в Рязанскую землю, где, по слухам, живут хорошие лекари. Один из слуг князя заходит в крестьянскую избу, в которой сидит девушка — Феврония. Заговорив с ней, он удивляется ее уму. Например, она говорит: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз». На вопрос, что это значит, Феврония отвечает: «Ну чего уж тут не понять! Подъехал ты ко двору и в дом вошел, а я сижу неприбранная, гостя не встречаю. Был бы пес во дворе, почуял бы тебя издали, лаял бы: вот и были бы у двора уши. А кабы в доме моем было дитя, увидело бы тебя, как ты через двор шел, и мне бы сказало: вот был бы и дом с глазами». Молодой человек рассказывает о болезни князя, и крестьянка берется его вылечить, но с тем условием, что Петр возьмет ее в жены. Она отдает слуге князя мазь и велит мазать все раны на теле, кроме одной. Это впоследствии дает ей возможность заставить князя выполнить уговор.

Петр хочет проверить ум крестьянки и посылает ей пучок льна с просьбой соткать из него рубаху, портки и полотенце. В ответ на это девушка отсылает князю маленькую чурочку, прося сделать из нее ткацкий станок и все необходимые для работы инструменты. Находчивость Февронии удивляет Петра, но жениться на ней он не собирается. Он возвращается в Муром и вновь заболевает от оставшейся одной раны. Петру приходится жениться на Февронии.

Супруги живут долго и мудро правят своим уделом, а когда приходит старость, они молят Бога, чтобы он им позволил умереть в один день, так как не мыслят жизни друг без друга. Феврония умирает вместе с мужем, и их кладут в один гроб.

- Какими качествами мужа и жены обладали Пётр и Февронья?

Слайд 15

- Какие символы крепкого брака ещё знаете? (замок)

- Как он связан с обрядом «свадьбы»?

Итог и рефлексия деятельности учащихся

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Мы с вами провели большую плодотворную работу. Каким образом исследовали ценности супружества?

- Что вы можете о супругах сказать?

- Справились с поставленными задачами?

Слайд 16

- Давайте оценим нашу работу. Если вам было интересно, и вы узнали много нового-зелёная ромашка, если было очень трудно и непонятно – красная ромашка.

Здесь будет файл: /data/edu/files/r1462211050.pptx (Муж и жена – одна душа.)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.