Урок окружающего мира в 4 классе на тему «Муж и жена — одна душа»
Пояснительная записка к презентации
Урок по предмету «Окружающий мир 4 класс» УМК «Перспектива»
Тема: Муж и жена – одна душа.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цель урока: формировать умение работать с различными источниками знаний с целью определения ценности супружества.
Задачи урока:
-актуализировать знания о родственных отношениях в семье;
-ввести понятия «упряжь», «супруги»;
-раскрыть сущность праздника «Всероссийский день семьи, любви и верности».
-формировать умения определять условия успешной жизни молодожёнов и обосновывать своё мнение.
УУД:
Личностные умения:
- проявлять интерес к познанию мира;
- проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам.
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятий «супруги», «упряжь»;
- определять условия успешной жизни молодожёнов и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.
Предметные умения:
- иметь представление об оценках значимости супружеского союза мужчины и женщины, отраженной в сказках, пословицах;
- знать 2 -3 пословицы и сюжеты народных сказок о любящих супругах;
- иметь представление о качествах мужа и жены, которые помогают укреплению супружества.
Организация пространства:
Форма работы: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.
Ресурсы: учебник «Окружающий мир»3 класс, ч. 2 (с.32–34), презентация.
Содержание урока.
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Слайд 2
- Добрый день, ребята!
Мне приятно вас видеть. Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
Слайд 3
Формулирование детьми темы и задач урока
-Посмотрите на иллюстративный ряд. Что объединяет все фото? Какому событию они посвящены?
Слайд 4
- Расскажите, как выглядят молодожёны и какие чувства испытывают они на свадьбе?
- От кого или от чего зависит счастливая семейная жизнь?
- Кем становятся жених и невеста по отношению друг к другу после торжественного бракосочетания?
- Попробуйте сформулировать тему и цель урока.
Слайд 5
Учебно-познавательная деятельность. Изучение материала урока
1. Значение слов.
- Как еще называют мужа и жену? (супруги, чета)
- Почему?
- Я предлагаю вам побыть сегодня в роли необыкновенных учеников, а настоящих исследователей. Что вам хотелось бы узнать о супругах и их жизни?
- И так начнём.
- С чего начнём наше исследование?
Слайд 6
- Давайте попробуем выяснить происхождение этого слова. Где можно об этом узнать? (книги, словари, спросить у взрослых, интернет)
- Проверим свои предположения.
Слайд 7
Работа по учебнику стр. 32 -33(2 -4 абзацы), выдержки из словарей, интернета.
- Расскажите о происхождении слова «супруги».
Слово супруг пришло к нам из ст.славянского(супругъ), и, скажем, в X –XI веках
супругом называли только ... парную упряжь[1]: коли двух лошадей или волов запрягали вместе, то это и называлось супругъ. И слова супруга, подпруга, запрягать, упряжка... - все однокоренные.
Получается, если муж с женой – вместе, в одной упряжке и тянут в одну сторону, то они и вправду – супруги,
Так что далеко не каждую пару можно называть супругами,
если слово это будем мы применять осмысленно.
[1] Старославянский словарь (по рукописям X—XI веков): Под.ред. Р. М. Цейтлин, Р. Вечерки и Э. Благовой.— М.: Рус. яз., 1994.— 842 с.
(Упряжь, упряжка.Запрягать, впрягать — прилаживать к возу того, кто может сдвинуть его с места и повезти вперёд. Супруги — это два человека, которые любят, понимают друг друга, всё делают слаженно. Муж и жена вместе сопряжены в одну повозку — семью, семейную жизнь, домашнее хозяйство.)
Значение слова супруг: м. супруга ж. сопряженный браком, муж и жена, повенчанная чета; в семье, отец и мать, хозяин и хозяйка. (словарь В. Даля)
Супруги в Энциклопедическом словаре:
Супруги - (правовое положение) - лица, состоящие в надлежаще оформленномбраке.
СУПРУГ, -а, м. 1. То же, что муж (в 1 знач.) (устар., теперь офиц. и прост, или ирон.). 1. мн,. Муж и жена. Счастливые супруги. || прил. супружеский, -ая, -ое (ко 2 знач.). (Ожегов)
- Назовите древние родственные слова к слову «супруги». (Упряжь, упряжка.)
Слайд 8
2. Работа над пословицей
- Чем крепка семья?
- Объясните пословицу: «Не нужен и клад, коли в семье лад»
- Объясните значение слова «лад» .(Всё делают слаженно, живут ладно).
- Прочитаем объяснение слова «лад» в толковом словаре (на экран)
Значение слова Лад по Ефремовой, Ожегову:
Лад - Согласие, мир, порядок.
- От чего будет зависеть лад в семье? (От людей, их качеств, характера, поведения, отношения друг к другу)
Слайд 9
3.Работа над пословицами (в парах)
Давайте ещё поработаем над пословицами и посмотрим, о каких качествах супругов идёт речь.
К сожалению, пословицырассыпались помогите их собрать. (работа в парах)
1 пара
У мужа и жены одной веревкой связаны.
мысли одни.
что гусь без воды.
2 пара
Муж и жена что гусь без воды.
мысли одни.
одной веревкой связаны.
3 пара
Муж без жены, мысли одни.
без жены – что без крыши.
что гусь без воды.
4 пара
Без мужа – что без забора,одной веревкой связаны.
без жены – что без крыши.
мысли одни.
5 пара
С доброй женой горе - полгоря, жена хороша - и муж хорош
а радость вдвойне.
мысли одни.
6 пара
Муж хорош - и жена хороша, мысли одни.
без жены – что без крыши.
жена хороша - и муж хорош
7 пара
Добрая жена своему мужу венец, а злая — конец.
жена — душа.
мысли одни.
8 пара
Муж — голова, жена — душа.
а радость вдвойне.
а злая — конец.
- Как понимаете данное высказывание?
- О каких качествах супругов идёт речь в этих пословицах?
- Сделайте вывод- какими качествами должны обладать супруги?
Слайд 10
4. Физминутка
Слайд 11
5.Качества супругов в сказках
- Но не только пословицах можно проследить взаимоотношения мужа и жены, но и в литературных произведениях.
- Послушайте отрывки из сказок. Ваша задача-назвать произведение, желательно автора.
- Какие показаны взаимоотношения мужа и жены?
Давным-давно жила-была одна счастливая семья: отец, мать и их единственная дочка, которую родители очень любили. Много лет жили они беззаботно и радостно.
К несчастью, однажды осенью, когда девочке исполнилось шестнадцать лет, ее мать тяжело заболела и через неделю умерла.
Прошло два года. Отец девочки познакомился с одной вдовой, у которой были две дочки, и вскоре женился на ней.
С первого дня мачеха возненавидела свою падчерицу. Она заставляла ее делать всю работу по дому и не давала ни минуты покоя.От грязной работы девочка и в самом деле всегда была выпачкана в золе и пыли.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: “Умница!” А падчерица как ни угождает - ничем не угодит, все не так, все худо.
И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:
- Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!
Царь глядит — и узнает...
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
- В какой из сказок показаны правильные взаимоотношения супругов? Почему вы так решили?
Слайд 12
Первичное закрепление
1. Работа над качествами супругов (в группах).
- Перед вами лепестки цветов, на которых написаны качества присущие мужу и жене. Девочки выбирают качества мужа, а мальчики качества жены и соединяют их в цветок.
Качества мужа |
Качества жены |
Умение зарабатывать деньги Готовность разделить домашние хлопоты Внимательность Заботливость Наличие вредных привычек Грубый Жадный Может ударить Любовь Надёжность Ценить родителей |
Неопрятная Хозяйственная Верность Уважение Поддержка мужа во всех вопросах Заботливость Любовь Наличие вредных привычек (алкоголь, сигареты) Расточительная (тратит деньги) Уважать родственников Ворчливая |
- Сделайте вывод - какими качествами должны обладать супруги?
Слайд 13
Учебно-познавательная деятельность. Изучение материала урока
1. Символика
- Какой цветок у вас получился?
-Сколько лепестков у каждой ромашки?
- Почему?
- Чем необычно число 7?
- Почему ромашка? С каким событием связан этот цветок?
- 8 июля — православный праздник семьи и брака, день благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских, которые считаются покровителями супругов. В России в 2008 году был учрежден всероссийский праздник «День семьи, любви и верности», получивший официальный статус. Светлана Медведева предложила сделать ромашку его символом.
- А кто знает легенду о Петре и Февроньи.
Слайд 14
В городе Муроме правил князь Павел. Вот стал к его жене летать змей в образе Павла и соблазнять ее. Жена поведала об этом мужу. В следующий прилет змея она выведала о кончине его: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча».
У Павла есть брат Петр, который находит Агриков меч в церкви, на алтаре, и убивает змея. На теле Петра остались незаживающие язвы. Петр посылает слуг в Рязанскую землю, где, по слухам, живут хорошие лекари. Один из слуг князя заходит в крестьянскую избу, в которой сидит девушка — Феврония. Заговорив с ней, он удивляется ее уму. Например, она говорит: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз». На вопрос, что это значит, Феврония отвечает: «Ну чего уж тут не понять! Подъехал ты ко двору и в дом вошел, а я сижу неприбранная, гостя не встречаю. Был бы пес во дворе, почуял бы тебя издали, лаял бы: вот и были бы у двора уши. А кабы в доме моем было дитя, увидело бы тебя, как ты через двор шел, и мне бы сказало: вот был бы и дом с глазами». Молодой человек рассказывает о болезни князя, и крестьянка берется его вылечить, но с тем условием, что Петр возьмет ее в жены. Она отдает слуге князя мазь и велит мазать все раны на теле, кроме одной. Это впоследствии дает ей возможность заставить князя выполнить уговор.
Петр хочет проверить ум крестьянки и посылает ей пучок льна с просьбой соткать из него рубаху, портки и полотенце. В ответ на это девушка отсылает князю маленькую чурочку, прося сделать из нее ткацкий станок и все необходимые для работы инструменты. Находчивость Февронии удивляет Петра, но жениться на ней он не собирается. Он возвращается в Муром и вновь заболевает от оставшейся одной раны. Петру приходится жениться на Февронии.
Супруги живут долго и мудро правят своим уделом, а когда приходит старость, они молят Бога, чтобы он им позволил умереть в один день, так как не мыслят жизни друг без друга. Феврония умирает вместе с мужем, и их кладут в один гроб.
- Какими качествами мужа и жены обладали Пётр и Февронья?
Слайд 15
- Какие символы крепкого брака ещё знаете? (замок)
- Как он связан с обрядом «свадьбы»?
Итог и рефлексия деятельности учащихся
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Мы с вами провели большую плодотворную работу. Каким образом исследовали ценности супружества?
- Что вы можете о супругах сказать?
- Справились с поставленными задачами?
Слайд 16
- Давайте оценим нашу работу. Если вам было интересно, и вы узнали много нового-зелёная ромашка, если было очень трудно и непонятно – красная ромашка.
Здесь будет файл: /data/edu/files/r1462211050.pptx (Муж и жена – одна душа.)