Урок окружающего мира на тему «Горючие и полезные ископаемые» (4 класс)
Дата: 25.11.12.
Предмет: окружающий мир.
Учитель: Мехоношина М.М.
Тема: Горючие полезные ископаемые.
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Цель: формировать представление учащихся о горючих полезных ископаемых.
Задачи:
Познакомить детей с горючими полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи;
Продолжить развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
Воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр, желание охранять природу.
Планируемый результат:
Должны узнать горючие полезные ископаемые, их применение, свойства и способы добычи.
Должны научится различать полезные ископаемые, работать в группах.
Средства: презентация, карточки, раздаточный материал, коллекция минералов, физическая карта РФ, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.
Информационные источники: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин, часть 1, УМК: «Гармония»; Поурочные разработки по учебнику О.Т.Поглазовой.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности. 2.Актуализация опорных знаний и способов действий. 3.Решение проблемы. 4.Организация самостоятельной работы. 5.Самопроверка. 5.Информация о домашнем задании. 6.Рефлексия. |
Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учится, Не ленится, а трудится. Работаем старательно, Слушаем внимательно. -А сейчас я попрошу дежурного рассказать о сегодняшней погоде. (Дата, облачность, осадки, ветер.) -Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? -Ребята, скажите, какие бывают полезные ископаемые? -На какие группы делятся рудные? - На какие группы делятся нерудные? - И так, ребята давайте сделаем вывод по домашнему заданию: - Какое значение полезные ископаемые, которые используются в строительстве имеют в жизни человека? -А в каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых человек не может существовать? Почему? -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Да ребята мы с вами узнаем, где и как используются горючие полезные ископаемые и поучимся самостоятельно определять их свойства. Работа будет проходить в группах. (Слайд 1) -А сейчас вам нужно отгадать загадку, ответом которой будет являться то вещество над которое мы будем с вами проводить опыт. - И так, первая загадка: Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Слайд 2,3). -Молодцы, ребята. -Что вы знаете о каменном угле? -А сейчас, ребята мы с вами по будем геологами-исследователями, проведём практическую работу. -А кто знает кто такие геологи? -Правильно, ребята. -И вот мы с вами сегодня будем изучать природные богатства. У вас перед глазами план работы. Ваша задача - по плану рассмотреть полезное ископаемое и заполнить таблицу. Карточка № 1,2 При проведении опытов следует соблюдать меры предосторожности. А при работе в группе помнить правила: • Все участвуют в работе. • Все друг другу помогают. • Споры решаются мирным путём. • Когда один говорит, все внимательно слушают. (Слайд 4) (Слайд 5) -Молодцы, ребята, а сейчас давайте сделаем вывод. -И так, ребята давайте послушаем сообщение о каменном угле. -Слушаем следующую загадку: Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета Отгадайте, что же это? (Слайд 6,7) -И так, ребята, так как у нас нет нефти вам сейчас нужно, заполнить таблицу с помощью учебника. Откройте учебник на стр. 101. На выполнение этого задания вам отводится 3 минуты. -Давайте проверим правильно ли вы заполнили таблицу. Ели правильно ставим знак плюс, если не правильно знак минус. (Слайд 8) -И так, ребята время закончилось, кто желает сделать вывод. Физминутка - Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку. Мы геологами станем Да?-Да! (хлопок над головой) Будут все гордиться нами. Да?-Да! (хлопок над головой) Что ждет нас впереди? Высокая гора (показывают руками) Бурная река (показывают руками) Ее не обойдешь(топают ногами) Ее не проплывешь(плывут), Ее не пролетишь(крылья), Надо напрямик. Все мы сможем, все сумеем И своей достигнем цели. Да?-Да! (хлопок над головой) -Слушаем следующую загадку: Росли на болоте растения Стали топливом и удобрением. (Слайд 11,12) -Перед вами лежит это вещество сейчас вам нужно провести опыт и заполнить таблицу. -И так, ребята время закончилось, кто желает сделать вывод. -А сейчас давайте послушаем сообщение о торфе. -Сегодня мы много узнали о горючих полезных ископаемых, много исследовали и чтобы завершить нашу сегодняшнюю работу давайте подведем итог урока. Вам нужно продолжить предложения: Карточка № 3 - А сейчас, открываем дневники, записываем домашнее задание: Составить кроссворд на тему «Полезные ископаемые», стр. 88 -102. Заполнить таблицу (природный газ) -И так, ребята сейчас выбираем на столах картинки: *Если вы усвояли и вам понравился сегодняшний урок, вы выходите и приклеиваете картинка Горючие полезные ископаемые; *Если вы не много не поняли и считаете, что вам нужно еще вложить кирпичик знаний, то вы идете приклеивать картинку Строительные полезные ископаемые. *Если вы не поняли и вам не понравился урок то вы идете приклеивать картинки металлы. Спасибо за внимание, урок окончен! |
Приветствуют учителя. Дежурный встает и рассказывает о погоде. Какие полезные ископаемые используются в строительстве. Рудные, нерудные. Черные, цветные металлы. Строительные, горючие. Ответы детей. Ответы детей. Ребята разделены на 3 группы. Каменный уголь. Ответы детей. Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их Дети делают опыт. Один ученик делает вывод. Ученик рассказывает сообщение. Нефть Ребята заполняют таблицу. Ребята сверяют ответы с эталоном на слайде. Один ученик делает вывод. Торф Заполняют таблицу. Один ученик делает вывод. Ученик делает сообщение. Записывают домашнее задание. |
Карточка № 1
План.
1. Назови исследуемое полезное ископаемое
2. Определи, какого оно цвета. Есть ли у него блеск, прозрачность.
3. Выясни состав: однородный (весь одинаковый) или неоднородный (состоит из частиц), окраску частиц, размеры.
4. Сыпучее или несыпучее это вещество?
5. Определи твердость полезного ископаемого по сравнению с железом. Для этого поцарапай гвоздем по исследуемому объекту. Если гвоздь оставляет на нем царапину, полезное ископаемое мягче железа. Если царапины нет, оно тверже железа.
6. Определи, легче оно или тяжелее воды? Чтобы определить это, опусти кусочек исследуемого полезного ископаемого в воду. Если полезное ископаемое тонет, оно тяжелее воды. Если плавает на поверхности – легче.
8. Определи, притягивается или нет к магниту.
9. Полезные свойства полезного ископаемого.
7. Запиши все полученные данные в таблицу.
Карточка № 2
Название породы |
Цвет и блеск |
Твердость |
Плавает в воде |
Пропускает воду |
Притягивается к магниту |
Полезные свойства |
Каменный уголь |
||||||
Нефть |
||||||
Торф |
||||||
Природный газ |
Карточка № 3
Тема сегодняшнего урока……
На уроке мы узнали……
На уроке мы научились…….
На уроке было интересно ….
Мы сделали вывод для себя, что…..
Мы хотим еще узнать…..
Урок был – полезный, познавательный…
На уроке чувствовал себя….
Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…