12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ефимова Татьяна Викторовна117
Россия, Кировская обл., Киров

Модель урока « Музыка народов мира»

Музыка.7 класс

1.Тема урока:«Музыка народов мира»

2. Дидактическая цель: Создать условия для формирования представления о разнообразии, сходстве и значимости музыкального фольклора разных народов.


 

3. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний.

4. Планируемые результаты:

4.1. предметные -знать жанры народной музыки, народные инструменты; понимать значение терминов аутентичная «этномузыка», «обоработка»;

- различать интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов;

-понимать значение фольклора как части общей культуры народа; выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре; понимать связь народной и профессиональной музыки;

-уметь выражать свое отношение к искусству, высказываться на музыкальную тему;

- знать известных исполнителей народной музыки.


 

4.2 метапредметные:

Познавательные:

осуществлять поиск необходимойинформации, уметь выделять главную мысль при работе с текстом;

осуществлять запись выборочной информации

Коммуникативные:

владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

высказывать свое суждение в процессе решения ситуативной задачи.

Регулятивные:

Ставить, принимать и сохранять учебную задачу;

уметь выполнять интеллектуальную работу в команде,уметь контролировать и оценивать свои действия

4.3. личностные:

осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества;

уметь уважительно относиться к мнению одноклассников;

развивать эстетический вкус, художественное мышление, сопереживание.


 

5. Методы обучения: проблемное обучение, критического мышления при работе с учебными текстами.

6. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

7. Средства обучения: презентация, ПК, учебные тексты, музыкальный материал: 1.попурри «танцы народов мира». 2.Песня Валенки в исполнении Лидии Руслановой 3. «Валенки» в исполнении Пелагеи. 4. «Косторома» группа «Иван Купала»

Ход урока.

Оргмомент.

Приветствие учителя.

Ученики настраиваются на урок, проверяют готовность рабочего места.

Актуализация знаний и умений.

Организация познавательной деятельности учеников.

Послушайте попурри. Попурри - это соединение нескольких произведений на одну тему. Определите, какая музыка прозвучала и обозначьте тему попурри.

Ученики слушают музыку, отвечают, что прозвучала танцевальная музыка разных народов.

Тема нашего урока будет именно такой: «Музыка разных народов»

А вы узнали музыка каких народов была использована?

Называют свои варианты.

А как вы думаете, это была народная или композиторская музыка?

Ответы учеников.

Были фрагменты народной, и были композиторские произведения.

Учитель помогает в затруднительных ситуациях, если не могут точно назвать какому именно народу принадлежит данный музыкальный фрагмент.

Целеполагание и мотивация

Какие задачи можем поставить на урок?

Ученики определяют цели и задачи урока:

- узнать отличия и похожесть музыки разных народов;

- узнать о чем пели и на каких инструментах играли;

- как композиторы могут сочинить музыку настолько похожую на народную;


 

Изучение нового материала

Работа с текстами. Тексты составлены с использованием статьи «НАРОДНАЯ МУЗЫКА это: »

Энциклопедия Кольера

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6100/%D0%9D%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%9D%D0%90%D0%AF

Учитель раздает учебные тексты.

Найдите и выделите маркером главную информацию, связанную с нашей темой. Запишите в тетрадь.

Текст 1.

Народная музыка не записывается. Ей обучаются по памяти, слушая игру или пение других музыкантов. Носителями ее являются не музыканты – профессионалы, а самоучки. Переходя от исполнителя к исполнителю в процессе коллективного сотворчества, народная песня подвергается изменениям. Появляются ее варианты .

Народную музыку можно также определять через связь с определенной этнической общностью, в которой она бытует. Ее отличает не городской, сельский характер и примитивные методы исполнения. 

В конце 20 в. технический прогресс и СМИ Совершенно изменили способ, которым народная музыка создается, познается, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой. Сегодня народную музыку можно встретить и в городских, и в  сельских регионах, в печатных сборниках и в памяти народных музыкантов, она исполняется как образованными музыкантами, так и крестьянами и любителями, звучит на дисках и в Интернете, а также в живом исполнении.

Текст 2.

Исследования музыкального фольклора  до 19 века носили теоретический характер, а во второй половине 19 в. ученые стали собирать народные  песни, используя нотную, а позднее фонографическую и магнитофонную запись.

Наибольшее значение  имели музыкально-этнографические исследования,  вдали от города в глухих деревнях. 

Наибольшее значение в осмыслении народной музыки имели музыкально-этнографические исследования, проведенные под руководством американского филолога Френсиса Джеймса Чайлда (1825-1896) в Великобритании и венгерским композитором и фольклористом Белой Бартоком (1825-1945) в странах Восточной Европы. 

В России фольклор изучали собиратели русских песен Ю.Н.Мельгунов и Н.Е.Пальчиков  композиторы А.Н. Серов, Н.А. Римский-Корсаков, М. Балакирев, А. Лядов.

Первый сборник русских народных песен был опубликован в1776 (второе издание в 1782) В.Ф.Трутовским - музыкантом, служившим при дворе Екатерины Великой". Его публикация  содержит 60 песен и озаглавлена «Собрание русских простых песен с нотами»

В 20 в. музыкальный фольклор стал рассматриваться советской музыкальной теорией как один из важнейших источников композиторского творчества. Одним из самых значительных советских теоретиков был Б.В.Асафьев (1884-1949).

Текст 3.

Великобритания и кельтский пояс (Шотландия, Ирландия)

Шотландский национальный инструмент – волынка. наибольшую популярность получила исполняемая шотландскими волынщиками. Популярна музыка движения, включая танцевальные жанры (хорнпайп, рил, жига, а также стретспей) и военные марши в исполнении различных духовых оркестров. Большинство 

волынщиков-кельтов  - самоучки любители, однако  появляется все больше профессиональных музыкантов, делающих записи и выступающих с концертами. Помимо инструментальной музыки, в Шотландии распространены и различные жанры вокальной народной музыки. гаэльские певцы изобрели "инструментальное" пение для аккомпанемента танцам. Распространены также трудовые песни. Гаэльские т.н. валяльные песни исполняются в процессе обработки шерсти (ее толкут в длинных деревянных лотках), часто группами женщин по 12-16 человек. Эти песни  обычно посвящены местным событиям, историям из жизни; запевает песню солистка, которой отвечает хор остальных работниц.

Ирландская музыка связана с языком и танцем так же, как и шотландская, но в ней меньше чувствуется различие между фольклором и популярной музыкой. В Ирландии используется множество народных инструментов: местные виды волынок, деревянных флейт, скрипок и свистков, а также ирландский бубен (бодран).  Немалую роль в ирландской музыке играет арфа, являющаяся национальным инструментом и геральдической эмблемой.

Текст 4.

Германия.

Для этой страны характерны два типа народной музыки: вокальная и танцевальная. Большие, хорошо организованные мужские хоры поют на различных общественных празднествах по всей Германии.  Обширный репертуар таких ансамблей и хоров  включал духовные песнопения, популярные песни, традиционные народные песни, вокальную танцевальную музыку и романсы. В Южной Германии популярна короткая песня, называемая шнадерхюпферль (Schnaderhpferl). Такие песни побуждают публику начать танцы, воодушевляют музыкантов и танцоров. Их задорные, насмешливые тексты, состоящие из четырех строк, являются импровизацией на какую-либо актуальную тему, от любви до политики

Испания. Испанское фламенко демонстрирует чертымногочисленных культурных традиций, стоявших у его истоков, - индо-пакистанских, мусульманских,еврейских и греческих. Возможно, благодаря усиленной иммиграции евреев, мусульман и цыган в Испаниюво времена испанской инквизиции и возникло фламенко, когда народные музыканты бежали из городскихцерковных центров в горы, где возник новый синкретический стиль (по-арабски "феламенгу" - "крестьянин-беженец" - слово, от которого, возможно, произошел термин "фламенко"). Фламенко включает пение(канте), танец (байле), сольную гитарную музыку (тока), ритм (халео) и речитацию. Для надлежащегоисполнения необходимо, чтобы каждый элемент служил частью единого целого. Фламенко переживает сегодня возрождение. 

 

Ученики индивидуально работают с текстом. Выделяют маркером главную мысль. Выписывают.

Работа в группах.

Обсуждают в группах. Готовятся озвучить результатов своей работы.

Группа3 и 4 презентует результат свой групповой работы

Закрепление и первичное применение знаний

У нас не было текста об особенностях народной музыки России. Давайте составим его.

Какие моменты надо озвучить?

Ученики предлагают темы и поясняют содержание

Жанры русских народных песен (колыбельные, трудовые, плясовые, былины, частушки, обрядовые и т.д.) Особенности исполнения (многоголосие, распевания, много коротких куплетов и т.п.).

Народные инструменты (балалайка, гармонь, рожок, свирель, жалейка, ложки и др.)

Ситуации в которых звучит музыка.

Учитель корректирует правильность ответов. Дополняет информацию


 

Группа 1 и 2 презентуют результат своей работы.

Ученики конструируют вопросы по теме текстов 1 и 2 для групповой дискуссии и предлагают спорные темы для обсуждения

Темы обсуждения:

Любители и профессионалы. Что лучше?

Зачем композиторы изучали народную аутентичную музыку? что лучше- народная аутентичная музыка или сочиненная композиторами сильно похожая на народную? Что легче слушать?

Как влияют новые технических средств на исполнение народной музыки.

Что лучше? современные обработки фольклорных произведений или аутентичное традиционное исполнение?

Ученики высказывают свои суждения по темам

Слушание примеров. Сравнение

Песня Валенки в исполнении Лидии Руслановой и в исполнении Пелагеи.

Пример слияния аутентичного и современного исполнения: «Косторома» группа «Иван Купала»

Учитель корректирует грамотность ответов. Дополняет информацию

Каких еще исполнителей народной музыки знаете?

Кто из них сохраняет аутентичный стиль исполнения?

Ученики называют певцов, ансамбли, хоры, оркестры.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Ученики высказывают свои суждения по результативности работы учащихся в группах.

Запишите свои впечатления о работе на уроке, продолжив предложения

Сегодня я …

Урок мне запомнился, потому что…

Я хочу сказать спасибо

 

Инструктаж о выполнении домашнего задания

Домашнее задание на выбор:

1.Составить афишу концерта «Голоса народов мира»

2. Сделать презентацию или буклет «Народные инструменты разных народов» или «танцы разных народов»


 


 


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.