Музыкальная история в опере «Н.А. Римский-Корсаков "Снегурочка"» (2 класс)

10
1
Материал опубликован 24 March 2020 в группе

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ОПЕРЕ

Цель урока: расширение представлений о жанре оперы как целостного музыкального произведения

Задачи урока:1.Практическая: продолжить знакомство с особенностями жанра оперы на примере произведения Н.А.Римского- Корсакова «Снегурочка», дать понятие о финальной сцене в опере.2.Развивающая: Способствовать развитию ассоциативного мышления школьников, умения сравнивать, сопоставлять, формированию умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность.3.Воспитательная: Создать условия для формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств у учащихся через постижение красоты звучания инструментов симфонического оркестра, воспитание культуры слушателя, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формируемые УУД:  формирование основ музыкальной культуры, художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование умения моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории», воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать свое отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах, формирование умения слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.

Оборудование: компьютер, аудио и видеофрагменты, иллюстративный материал.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литературное чтение

Ход урока

1.Организационный (этап мотивации).

Музыкальное приветствие

2. Актуализация опорных знаний и умений.

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством композитора Н.А Римского-Корсакова. Вспомните, какие оперы он написал? ( «Золотой петушок»,»Сказка о царе Салтане»). Что такое опера? Н.А.Римского – Корсакова называют композитором-сказочником. Почему? ( Он написал много опер на сказочные темы).

3.Постановка учебной проблемы

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством композитора. Узнать, как называется его произведение, нам поможет репродукция картины знаменитого русского художника В.М.Васнецова. (Демонстрация картины «Снегурочка»). Кого вы видите на картине? Как одета героиня? ( В тулупчике, в сапожках, в рукавичках). Ее парчовая шубка и шапочка, отороченные мехом, написаны жемчужно-серебристыми красками и напоминают поблескивание снежного наста и мягкость только что выпавшего снега. Застенчивая, трепетная, полная ожидания и робкой надежды. Вот какая чудесная картина! А вдохновила В.М Васнецова пьеса А.Н.Островского и музыка Н.А.Римского-Корсакова. Сегодня мы узнаем новую музыкальную историю – историю о Снегурочке.

4.Открытие нового знания

 "Снегурочка" - опера Н.А. Римского-Корсакова. Либретто композитор написал сам, взяв за основу пьесу "Снегурочка" А.Н. Островского. Опера создавалась очень быстро - за одно лето! Эскизы костюмов создавал великий Виктор Михайлович Васнецов.

 Действие оперы происходит в царстве Берендея. Появляется Весна-Красна, но Мороз и не думает отступать: с тех пор, как у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, Ярило-Солнце разозлилось и стало давать мало тепла. Мороз и Весна решают оставить дочку под присмотром Лешего и просят оберегать ее от Леля - пастуха, песни которого так нравятся Снегурочке. Во время проводов Масленицы Снегурочка встречает Бобыля и Бобылиху, которые решают приютить её у себя. Снегурочка подружилась с Купавой, которая рассказала её о скорой свадьбе с Мизгирем. Тот, увидев Снегурочку, влюбляется в неё, бросает Купаву. Люди уговаривают обиженную девушку попросить о помощи царя Берендея. Царь вызывает Мизгиря на суд, в результате которого его решено изгнать. Увидев Снегурочку, царь поражается ее красотой. Он понял, из-за чего гневается Ярило-Солнце, и сказал, что Снегурочку получит в жены тот, кто до утра сумеет ее в себя влюбить. На лесной поляне девушки водят хороводы и поют песни. Появляется Берендей и просит Леля спеть песню. Царю понравилась песня, и в награду он предлагает Лелю выбрать себе девушку. Он выбрал Купаву, а Снегурочка, вся в слезах, уходит в лес. Снегурочка умоляет свою мать Весну даровать ей способность любить. Теперь, встретив Мизгиря, она отвечает ему взаимностью, но Снегурочку пронзает луч солнца. Осознав скорую гибель, Снегурочка поет предсмертную арию. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро. Ярило-Солнце больше не гневается на берендеев и посылает на землю свои теплые лучи.

Работа с иллюстрациями (фото оперной постановки) Какие эпизоды оперы они отражают? А какой эпизод оперы показан на картине В.М.Васнецова? (Ответы учащихся)

Опера «Снегурочка» заканчивается финальной сценой.

Финальная сцена - это заключительная торжественная сцена музыкального или драматического спектакля.

Слушание: финальная сцена из оперы «Снегурочка»

5. Первичная проверка понимания

Выберите слова, которые характеризуют музыку финальной сцены

Нежная, громкая, радостная, спокойная, тихая, быстрая, грустная, торжественная, медленная

6.Применение новых знаний.

Вспомните, какой была Снегурочка в начале сказки, а какой она стала в конце. Распределите слова в два столбика.

Ледяная, доверчивая, холодная, бесчувственная, наивная, влюбленная, простодушная, нежная, обворожительная, восторженная, очарованная, бездушная, красивая

Квазидирижирование (динамическая минутка)

Слушая фрагмент финальной сцены, представьте, что вы дирижёры. Умеете ли вы дирижировать?

Музыкальная грамота: музыкальный размер «две четверти»

Каждый дирижёр должен знать музыкальные размеры. Сегодня мы узнаем, что такое размер «две четверти». В двухдольном размере «две четверти»
каждая доля такта равна четвертной ноте.

Верхняя цифра указывает на количество долей в
такте (2 доли), нижняя – длительность доли (четвертная).

Посмотрите, как обозначается музыкальный размер на нотном стане. Выполните задание: дорисуйте вагончики музыкального паровозика.

t1585069509aa.png

7.Развитие вокально-хоровых навыков

Исполнение и дирижирование распевки «Паровоз» вместе с учителем

Едет, едет паровоз:

Две трубы, сто колес!

Две трубы, сто колёс-

Едет, едет паровоз!

А вы когда-нибудь ездили на поезде? Путешествовать в поезде очень хорошо, когда твои попутчики – добрые и вежливые люди. Михаил Пляцковский и Бориса Савельев написали песню «Если добрый ты». Послушайте её. Из какого мультфильма эта песня? Кто её исполняет?

Разучивание песни

8. Рефлексия учебной деятельности

Кроссворд

                             ВЕСНА

                                  ОПЕРА

                                  ЛЕЛЬ

                                  НИКОЛАЙ

                       ВАСНЕЦОВ

                            БЕРЕНДЕЙ

1.Мама главной героини оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова

2. Музыкальный спектакль с участием певцов, хора и симфонического оркестра.

3. Имя пастушка из оперы Римского-Корсакова

4.Имя композитора Римского-Корсакова

5. Фамилия художника, создавшего эскизы костюмов к опере « Снегурочка»

6.Имя царя из оперы « Снегурочка»

Какое ключевое слово у нас получилось? СОЛНЦЕ

Гибель Снегурочки не омрачила праздник Солнца. Ярило - Солнце вновь будет светить над страной берендеев, и на их земле воцарится мир и благоденствие. Солнце согревает, радует, раскрашивает землю. Так пусть же оно будет не только на небе, но и в каждом добром сердце!

Нарисуйте смайлик - солнышко и передайте своё настроение.

Домашнее задание: нарисовать героя  оперы "Снегурочка" (по выбору)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Со школьной скамьи узнаю любой номер из оперы по первым звукам, любимая опера, дети тоже её запоминают надолго... урок замечательный, спасибо!

1 June 2020

Похожие публикации