Музыкальная терапия как основное направление работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МУЗЫКОТЕРАПИЯ – КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПЕДАГОГА (В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ)
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольных учреждений. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание.
Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.
Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается катарсис (очищение). В третьем — снимается нервно-психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком. Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство. К слушанию музыки относятся: беседы или занятия, когда музыка звучит фоном; специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного; упражнения на внутреннее слышание. Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Пассивная музыкотерапия, а в частности слушание может быть представлено следующими видами: Прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей.
Влияние музыкальных инструментов и пения на организм.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.
Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипка, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания, лечат душу.
Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима коммуникабельность.
Музыкотерапия: показания.
Для дошкольных учреждений , где занимаются дети с разными
формами нарушений - зрительные патологии, различной степени ЗПР (задержка психического развития, ДЦП, расстройства аутистического спектра (РАС), нарушения психо-эмоциональной сферы, нарушения интеллектуальной деятельности, психосоматические заболевания - в этих случаях применение музыкотерапии неоценимо.
Как воздействует музыкотерапия?
Психосоматическое, в процессе которого с помощью музыки осуществляется лечебное воздействие на различные функции организма.
Психотерапевтическое, в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция психоэмоционального состояния, отклонений в личностном развитии психоэмоционального состояния
Воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.
У дошкольников с задержкой психического развития и нарушениями интеллектуальной деятельности часто наблюдаются нарушения в развитии музыкального слуха, его ритмической и динамической основы. У таких детей отмечаются слабость и неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый, монотонный голос, часто с носовым оттенком, вялая размытая дикция.
Трудности певческой деятельности детей с ЗПР и нарушениями интеллектуальной деятельности связаны прежде всего с несовершенством вокально-слуховой координации, звукопроизносительной стороны речи или полным отсутствием её, слабостью праксиса.
Однако специально подобранный репертуар с учетом возможностей диапазона детей данной категории, применяемые в игровой форме приемы вокально-хоровой работы, обеспечивают коррекционную направленность пения и дают положительные результаты.
Показ игрушки или иллюстрации по содержанию музыкального произведения, мини-беседы перед слушанием музыки создают не только интерес и положительную мотивацию, но и помогают понять содержание музыкального произведения. Включение в процесс слушания музыки действий взрослого с игрушкой (гладим кошечку, показываем танцующую куклу) соответственно характеру музыки, а также действия самих детей создают наглядно-образную основу восприятия музыки, делают его более устойчивым, помогают в образовании слухо-зрительных связей.
Две основные формы музыкотерапии: активная и
пассивная (рецептивная). Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически – психотерапевтически направленную, активную музыкальную деятельность, заключающуюся в воспроизведении музыкального материала с помощью собственного голоса или каких-либо музыкальных инструментов, двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий. Пассивная – предполагает процесс восприятия (слушания) музыки с психотерапевтической целью, прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально как фон.
Музыкотерапия как условие развития коммуникативных, творческих способностей детей в процессе музыкальных занятий. Целью занятий по предлагаемой методике является психопрофилактика нарушений в сфере общения детей с помощью музыки. Основные принципы методики: - принцип ориентации на целостность восприятия образа человека. Он предполагает признание равной значимости речевых и невербальных манифестаций личности ребенка; - принцип «фольклорной игры», опираясь на народные методы развития способностей, предполагает участие в занятиях детей различной музыкальной одаренности. Многообразие предлагаемых форм творческого самовыражения, игровые построения занятий, коллективное участие в игре, поощрение инициативы обуславливают высокий уровень эмоциональной отдачи. Принцип способствует стимуляции и развитию детской фантазии. Он служит средством активизации социального поведения ребенка. Работа по этому принципу ведет к развитию индивидуального творческого самовыражения, так как наряду с коллективным исполнительством, предоставляет каждому воспитаннику определенную роль. Принцип является средством поддержания интереса к музыкальным занятиям, так как отвечает физическим (разрядка энергии), социальным (осмысленное коллективное обучение), интеллектуальным (индивидуальная творческая самореализация) запросам дошкольников. - принцип множественного и концентрированного воздействия. Данный принцип предполагает осознание многомерности воздействия всей системы занятий на коммуникативную сферу личности, то есть каждое упражнение наряду с решением определенной цели одновременно косвенно решает и иные задачи по развитию коммуникативных способностей. - принцип «педагогического доверия» основан на вере педагога в возможности каждого ученика. Результатами работы по принципу является всесторонне раскрытие личности ребенка, поверившего в свои собственные возможности. Творческий процесс на музыкальных занятиях один из наиболее интересных и любимых детьми. Элементарное музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способ игры, показать его в различных движениях, украсить жестом, соединить все вместе, по частям и т.д. Процессу варьирования нет конца, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру с данным материалом до тех пор, пока он представляет интерес, а также учит детей взаимодействовать друг с другом. Таким образом мы видим, что музыка, а музыкотерапия в частности, оказывает положительное воздействие на развитие коммуникативных способностей детей, развитие музыкального слуха, творческих способностей, музыкальной восприимчивости, внимания и памяти, как условия общего коррекционного воздействия на детей с ОВЗ.
Утренняя музыка
Включение записи классических произведений с мажорным, солнечным звучанием в момент приема детей в детский сад и тихой, нежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыка, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.
Музыка перед дневным сном.
Прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон я предлагаю воспитателям воспользоваться благотворным влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых,
шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Музыка для прослушивания на музыкальных занятиях. Слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для физического и психоэмоционального расслабления.
Музыкальные произведения, воздействующие на эмоциональное состояние
ребенка:
1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт») .
2. Инструментальная музыка Диего Модена
3. Композиции (оркестр Поля Мориа)
4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)
5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)
6. Инструментальная музыка: Frederic Delarue.
7. «Времена года» П. И. Чайковского.
8. Бетховен, соната № 14 «Лунная».
9. Ф. Шуберт «Аве Мария».
10. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей») .
11. Samudra Ocean «Голоса океана».
12. Инструментальная музыка: Сергей Сиротин, Д. Ливингстон.
13. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».
14. Музыка для здоровья: Edward Simon, Karunesh, Ocarina Blue.
15. Бах Органные прелюдии и фуги
16. А. Вивальди «Времена года».
17. «Голоса природы».
18.«Аве Мария» Ф. Шуберт.
19. «К радости» Л. Бетховена.
20. «Мелодия» Глюк.
21. «Праздничная увертюра» Д. Б. Шостакович.
22. «Чардаш» В. Монти.
23. «Финал венгерских рапсодий (6, 10, 11, 12)» Ф. Лист.
24. «Баркарола» «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковский. 25. Ноктюрн (фа-мажор, ре-бемоль мажор) Ф. Шопен.
Структура музыкотерапевтического занятия.
Установление контакта (формирование атмосферы, налаживание контакта, подготовка к дальнейшему прослушиванию.
Снятие напряжения (музыкальное произведение по характеру напряженное динамичное, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку).
Расслабление и заряд положительными эмоциями (музыкальное произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, или энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма).
Каждый из этапов включает в себя музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения.
Соединение движений под музыку со словом оказывает коррекционное воздействие на формирование речевой функции детей с проблемами.
По показу взрослого выполняют различные музыкально-ритмические движения, реагируют на двухчастную форму, характер, темп музыки, в танцевальных движениях кружатся на месте, хлопают в ладоши, притопывают ногой, кружатся по одному и в парах. Наблюдается моторная неловкость, сложности самостоятельного согласования движений с музыкой.
Игра с музыкальными инструментами зарождается еще в младенчестве, когда ребенок впервые сознательно берет в руки погремушку и манипулирует с ней, извлекая звук. В современных условиях, когда возрастает роль художественной культуры в формировании ребенка с проблемами, знакомство с музыкальными инструментами, отражающими национальные фольклорные традиции народа, приобретает еще большее значение.
С помощью музыкально-дидактических игр и обучения музицированию на детских музыкальных инструментах у дошкольников с проблемами формируются все компоненты музыкального слуха (тембровый, динамический, ритмический, мелодический).
Дети знакомятся с различными группами музыкальных инструментов, учатся различать их по звучанию (духовые, ударные, клавишные, струнные), овладевают звукоизвлечением.
Обучение игре на детских инструментах проходит несколько этапов: сначала это извлечение одного звука и передача простого ритмического рисунка на ударном инструменте (барабане, бубне, ложках, палочках, треугольнике)
Методы, используемые в работе с детьми с ОВЗ:
наглядные методы (исполнение музыкальных произведений или их отдельных фрагментов, показ иллюстраций, репродукций картин художников, рисунков на темы музыкальных произведений, фотографий композиторов, образных игрушек, музыкальных инструментов и др.);
словесные методы (рассказ, беседа о музыке, о композиторах, об истории создания музыкальных произведений, вопросы детям, разъяснения и др.);
практические методы упражнения в выполнении тех или иных способов действий, применяемых в разных видах музыкальной деятельности.
Наглядный метод предполагает воздействие на все органы чувств — слух, зрение и др. Так, в обучении музыке широко применяются наглядно-слуховой метод, основанный на исполнении самим педагогом (или с помощью технических средств) музыкального произведения или отдельных его фрагментов для лучшего восприятия и запоминания детьми, а также с целью акцентирования внимания на некоторых выразительных особенностях произведения (например, изменениях темпа, ритма, смены частей, некоторых изобразительных моментах и т. д.). В музыкальном обучении детей эффективно использование разнообразной зрительной наглядности: дидактических пособий, карточек, рисунков, фотографий композиторов, книжных иллюстраций, репродукций с картин художников, музыкальных инструментов, игрушек, театральных кукол, различных атрибутов (лент, мячей, флажков, элементов народного костюма и др.).
В работе с детьми с нарушением интеллектуальной деятельности следует для активизации познавательной деятельности использовать, например, показ разнообразного дидактического материала.
Для наглядности в музыкальном воспитании очень широко используется в практике дидактическое пособие «музыкальная лесенка». Ориентируясь на высоту ступеней лесенки, ребенок учится соотносить звуки по высоте, овладевая понятием «высота звука». С помощью наглядно-предметных моделей дети гораздо быстрее осваивают также такие понятия, как «метро-ритм», «длительность», «направление движения мелодии».
Словесные методы позволяют не просто передавать художественную информацию, но и определенным образом эмоционально настраивать ребенка, создавать атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в музыкальных произведениях, вызывая отклик, интерес к явлениям, событиям или героям, которым посвящена музыка. Среди словесных методов используются методы сообщения и закрепления знаний о музыке, о ее специфических особенностях, о средствах музыкальной выразительности, например о том, что музыка может звучать в разном темпе (быстро, медленно, очень быстро, очень медленно), в разных регистрах (высоком, среднем, низком) и т. д. С этой целью применяются беседа о музыке, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы и др.
Рассказ, беседа должны по возможности сочетаться с наглядностью — показом иллюстраций, слайдов, звучанием музыкальных фрагментов и т. д. Это значительно повышает эффективность усвоения музыкального материала, делает его более понятным, «зримым».
У детей с задержкой психического развития, с нарушениями интеллектуальной деятельности наблюдается замедленность темпа восприятия. Поэтому организация восприятия музыки с такими детьми требует использования коррекционно-направленных приемов, подготавливающих их к данному процессу. Это может быть рассказ педагога, беседа о музыке и другие словесные методы в сочетании с наглядными (показом иллюстраций, фотографий и др.).
Практические методы обучения эффективны в случае освоения детьми способов музыкальных действий, например навыков пения, движения под музыку, приемов игры на музыкальных инструментах и др.
Упражнения являются основным методом закрепления полученных знаний и выработки определенных умений и навыков, связанных с различными видами музыкальной деятельности. Они очень разнообразны и могут решать самые разные задачи. Так, упражнения для развития слуха и голоса, используемые при обучении детей пению, представлены в таком замечательном учебном пособии, как «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной.
В музыкальном обучении детей с проблемами в развитии огромную роль играют ритмические упражнения, благодаря которым формируются двигательный самоконтроль и произвольность внимания.
Это достигается в таких музыкально-ритмических композициях, как, например, «Игра с водой», «Собираем камешки», «Игра с мячом» и др., в которых не только совершенствуется координация движений, но и закладываются основы для творческих проявлений детей.
Полезны для детей упражнения по воспроизведению несложных ритмических рисунков на музыкальных инструментах. Это может быть воспроизведение ритмического рисунка простых знакомых детям песен, попевок или звукоподражаний, ритмически организованных, например, имитация крика кукушки (ку-ку, ку-ку), пения петушка (ку-ка-ре-ку), стука дождевых капель по крыше дома (кап-кап-кап), пропевание своего имени с одновременной игрой на инструменте (На-та-ша, Са-ша, Ка-тень-ка) и др.
При обучении детей с задержкой психического развития и нарушениями интеллектуальной деятельности также возможна композиция наглядных, словесных и практических методов. Так, детям можно предложить отгадать «музыкальные загадки»: во время восприятия музыкальных произведений определить по характеру звучания музыки, кто в ней представлен (например, скачущий зайчик, играющая кошка, танцующий медведь и др.). При этом педагог загадывает словесные загадки об этих животных до начала восприятия музыки и для лучшей ориентации детей может предложить им картинки с соответствующими изображениями. После восприятия каждой из музыкальных пьес, изображающих животных, дети называют их или показывают соответствующие картинки. Затем им можно предложить показать характерными образными движениями под музыку то или иное животное по выбору.
К методам стимулирования и мотивации можно отнести дидактические игры, занимательные упражнения, создание ситуаций эмоциональных переживаний, метод поощрения, метод создания ситуации успеха, метод предъявления требований и др.
Игра является методом стимулирования музыкальной деятельности и может служить прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему миру, к разнообразным видам музыкальной деятельности. Этот метод используется в процессе работы с детьми с такими нарушениями в развитии, как нарушение слуха, зрения, задержка психического развития, умственная отсталость.
Дидактическая игра может быть и средством, и формой обучения и используется при усвоении любого программного музыкального материала в разнообразных вариантах и в разных видах музыкальной деятельности детей. Она позволяет обеспечить ребенку с проблемами в развитии необходимое количество повторения определенных действий, операций на различном музыкальном и другом художественном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к выполняемым заданиям. Используя дидактические игры «Узнай инструмент», «Сложи ритмический рисунок», «Качели» и др., можно формировать у таких детей представления о свойствах звука (тембре, ритме, высоте).
Ребенок с проблемами, «входящий» в мир музыки, действуя в этом удивительном мире, позитивно, качественно меняется в своем развитии. На время общения с музыкой он уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов. Взаимодействие с музыкой помогает ребенку очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений, вступить на новый путь отношений с окружающим миром.
.Рекомендации по проведению музыкотерапевтических сеансов:
Главное правило: музыка не должна быть слишком быстрой, громкой и диссонансной. В противном случае в организме происходит выброс адреналина, который далеко не всем полезен.
Аудиозапись музыки должна быть качественной, без посторонних помех и шумов.
При прослушивании музыки рекомендуется представлять, что она звучит только для слушающего.
Сеансы музыкотерапии - не раньше чем через 2-3 часа после плотного приема пищи. В любом случае – не меньше, чем за 4-5 часов до ночного сна.
Музыкотерапевтические сеансы лучше воспринимать с закрытыми глазами (“выключение” зрительного анализатора значительно усиливает, обостряет слуховое восприятие). Часто вводится цветовое сопровождение (цветные лампы)
Музыкотерапевтические упражнения, которые рекомендуется выполнять с детьми ОВЗ
«Снеговик» - психогимнастика, направленная на расслабление, снятие напряжения.Ведущий и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу. Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. (Шопен Вальс «Зимняя сказка») .
«В лесу» Музыкальное моделирование.
1 Переживание своего эмоционального состояния: «Мы в дремучем лесу, темно, воют волки, мы продираемся через колючие кустарники, бежим (звучит музыка Петра Ильича Чайковского - оркестровая фантазии «Франческа да Римини» на тему «Ада», ребенок двигается в соответствии с сюжетом) ».
2 Формирования состояния покоя, защищенности: «Мы выбежали на поляну. Она со всех сторон защищена добрым волшебством. Никто кроме нас не сможет пробраться сюда. Здесь очень красиво: маленький водопад стекает в прозрачное озеро, на земле нежная зеленая трава и удивительные прекрасные цветы (звучит ноктюрн Ф. Шопена, ребенок лежит или сидит на коврике) ».
3 Становление конечного эмоционального состояния: «Водопад так радостно звенит своими капельками! Нам становится так легко, так весело! Мы тоже хотим петь вместе с водопадом! (звучит «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, ребенок подыгрывает на металлофоне или
танцует) ».
«Дождь в лесу» релаксация, развитие чувства эмпатии.
Дети становятся в круг, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия: «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног).
Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей).
Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
ПРИМЕРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ:
1) Учитывая в работе несовершенство дыхания детей с ОВЗ, рекомендую давать упражнения на дыхание, которые позволяют развивать продолжительность выдоха, тренировать силу вдоха и выдоха, делать дыхание более устойчивым.
подуть на пёрышки,
сдуть пёрышки с ладошки,
подуть через трубочку в стакан воды - «Бульканье»,
«понюхать» цветы,
подуть в трубочку, создав таким образом, «метель» или «листопад» в прозрачной ёмкости,
пускать мыльные пузыри: «Посмотри-ка, посмотри, я пускаю пузыри!
Синий, красный, голубой, выбирай себе любой!»
подуть на листики:
Проходите и садитесь,
Сядьте прямо, улыбнитесь!
Я сейчас, ребята, вам
Всем по листику раздам!
Жёлтые и красные,
Вот оранжевый, зелёный,
Эти листья все от (какого дерева?) клёна!
Сильный ветер налетел,
Свою песенку запел:
«Фу-у-у-у-у-у!»- на выдохе подуть на листочки
Сейчас ветер сорвёт листочки с веток деревьев и начнётся листопад.
2) Пение - попевки, распевки («ЛИСТИКИ»- из «Осенних распевок» М. В. Сидоровой)
Листики летят – это листопад,
Мы их соберём, маме отнесём.
(попевка, можно как распевание)
(Подобные песенки: «Как под горкой, под горой» р. н. м., «Василёк»,
«На пригорке рос грибок, я его сорвать не смог», «Лесенка» Е. Тиличеевой.
Пение этих песенок-малюток нужно обязательно сопровождать
наглядным материалом: музыкальной лесенкой, куколкой, матрёшкой, грибком).
Эти песенки – упражнения для развития голоса и музыкального слуха позволяют упражнять детей в умении правильно интонировать поступенное движение мелодии снизу вверх и сверху вниз и закреплять умение детей точно определять движение мелодии.
«ЛИСТОПАД»(Муз. Т. Попатенко, Сл. Е. Авдиенко)
Задачи:
начинать пение после вступления
правильно брать дыхание и удерживать его до конца музыкальной фразы
выдерживать долгий звук в конце куплета, мягко заканчивать музыкальные фраз.
Тучи в небе кружатся,
Что ни шаг, что ни шаг,
Что ни шаг, то лужица.
Что ни шаг, то лужица.
День осенний хмурится,
Листопад, листопад,
Листопад на улице.
Листопад на улице.
По дороге стелется
Желтая метелица,
Жёлтая, жёлтая,
Желтая метелица.
Осенью опадают листья, и часто идёт дождь.
«ДОЖДИК»(Муз. В. Косенко, сл.Т. Коломиец)
Задачи:,
Петь песенку, стоя вдали от инструмента, начиная пение после вступления.
Правильно интонировать мелодию.
Активно подпевать звукоподражание, сопровождая пение ритмичными ударами молоточков от металлофона по маленьким тарелочкам.
Дождик, дождик, не шуми,
Кап, кап, кап!
Просят, просят малыши,
Кап, кап, кап!
Вот когда пойдём мы спать,
Кап, кап, кап!
Застучишь тогда опять,
Кап, кап, кап!
Видно дождь не переждать,
Кап, кап, кап!
Всё равно пойдём гулять,
Кап, кап, кап!
Всем по зонтику я дам,
Кап, кап, кап!
И не страшен дождик нам,
Кап, кап, кап!
Капельки дождя капают и поют свою песенку:
«Кап – кап – кап!
«Кап – кап – кап!»
3) Слушание-восприятие
Сейчас мы послушаем, как шумит дождь – включить запись шума дождя.(можно использовать «Звук воды» из альбома «Страх высоты» Д. Маликова).
А ведь мы сами можем изобразить шум дождя - дать пластмассовые шейкеры (шум дождя).
Скажите, что нужно сделать, чтобы не промокнуть под дождём?
Правильно, спрятаться под зонтик – раздать зонтики.
Мы будем стоять под зонтиками, и петь песенку про дождик.
- Поздняя осень: дует холодный ветер, льют проливные дожди,птицы улетели в тёплые края. Может и нам отправиться на берег тёплого моря: послушать крик чаек и шумморского прибоя – включить крики чаек, шум моря.
Послушайте, как изобразил море композитор Н.А. Римский-Корсаков.
Слушание «МОРЕ» Н. А. Римского-Корсакова.
Мы услыхали, что спокойное море композитор изображает тихой музыкой, а если море грозное, бушующее и волны с силой бьются о берег то музыка громкая.
У меня есть инструмент, который может передать всю красоту морского прибоя – показать инструмент «Шум моря»,
затем предложить ребёнку «сделать шум прибоя».
(воспитатель раскладывает на полу морские ракушки, которых должно быть в два раза больше, чем детей)
4) Музыкальная игра«ВОЗЬМИ РАКУШКУ»
Задачи:
Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве: бегать, не наталкиваясь друг на друга и не наступая на предметы (ракушки), лежащие на полу.
Упражнять детей в умении слышать окончание музыки.
Посмотрите, как много ракушек принесли на берег волны! Давайте соберём их! Под музыку вы будете бегать, не наступая на ракушки, а как только музыка закончится, каждый из вас возьмёт только одну ракушку.
Предложить поиграть в игру 2раза.
Вы друг друга не толкали,
И ракушки все собрали,
Покажет каждый свой талант -
Кто из вас здесь музыкант?
5) Игра на детских музыкальных инструментах
Хочу предложить изобразить капельки дождя при помощи музыкальных тарелочек и музыкальных молоточков – раздать музыкальные инструменты.
(повторное исполнение песни с игрой на музыкальных инструментах)
«ОРКЕСТР»(Муз. Н. Б. Караваевой)
Задачи:
Продолжать совершенствовать умение детей играть в ансамбле.
Упражнять детей в умении ритмично постукивать и шуршать ракушками, согласовывая постукивание и шуршание с музыкой.
6) Музыкально-ритмические движения
Ребята, а не пора ли нам отправиться на дискотеку?
Мы умеем петь, играть,
Можем правильно дышать,
А теперь учиться будем
Перекаты выполнять – перенос тяжести тела поочерёдно с правой
ноги на левую ногу
«МЫ ТАНЦУЕМ»
Задачи:
Познакомить детей с новым танцем.
Формировать у детей умение выполнять перенос тяжести тела поочерёдно с одной ноги на другую.
Вызвать у детей желание выполнять движения по показу музыкального руководителя.
Развивать у детей ритмичность движений.
Вступление – дети встают врассыпную, опираясь на левую ногу, правая
нога, с согнутым коленом, опирается на «подушечку»
1 куплет:
Мы танцуем, мы танцуем, - перенос тяжести тела поочерёдно с правой
Раз, два, три! ноги на левую ногу
Мы танцуем, мы танцуем,
Посмотри!
Припев:
Раз, хлопок! – лёгкое полуприседание с хлопком у правого ушка
Два, хлопок! – лёгкое полуприседание с хлопком у левого ушка
Потанцуй со мной, дружок!- «твист»
2 куплет:
Прибежали к нам утята:- поднимание, согнутых в локтях, рук до уровня плеч
«Кря – кря – кря!»и опускание их локтями вниз - «крылышки утят»
Загрустили вы, ребята,- погрозить указательным пальцем правой руки,
Зря, зря, зря!локоть, которой находится в ладошке левой руки
Припев.
Все мы прыгаем, как зайки: - лёгкие прыжки на двух ногах, кисти рук
Раз, два, три! находятся на уровне груди – « лапки зайчика»
И летаем словно птички, - помахивания руками, вытянутыми в разные
Посмотри! стороны – «крылышки птичек» с лёгким бегом на месте
Припев.
4 куплет:
Потанцуйте вместе с нами, - приглашают гостей (мам, бабушек, пап),
Раз, два, три!
Этот танец очень лёгкий, - встают лицом к приглашённому гостю
Посмотри!
Припев.
Выполняют знакомые движения припева, но только стоя в паре с приглашённым гостем, повернувшись к нему лицом и глядя ему в глаза, по окончании танца друг друга обнимают.
(Можно танцевать под светомузыку).
7) Коммуникативная «ПРОЩАЛЬНАЯ ИГРА»
Задачи:
1.упражнять детей в умении согласовывать движения со словом
2. закреплять коммуникативные навыки общения
Вместе хлопнули в ладоши! - все хлопают
Дружно топнули ногой! – все топают правой ногой
Всё, во что мы здесь играли - руки на поясе, повороты вправо, влево
Мы запомнили с тобой!
«До свиданья» - всем сказали – машут правой рукой
Друг другу счастья пожелали! – посылают воздушный поцелуй
Список используемой литературы:
Игра как основа взаимодействия и коммуникации в инклюзивном образовании» (методические рекомендации), серия «Инклюзивное образование», Москва 2014 г.
«Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Под редакцией Е. А. Медведевой,Москва ACADEMIA 2002 г.
Чистякова, М.И. «Психогимнастика»- М., «Просвещение»,.«Владос», 1995 г.
Волкова Г.А., «Логопедическая ритмика» Москва, «Просвещение», 1985 г.
Боромыкова О.С. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» - Детство–Пресс, Санкт – Петербург, 1999 г.
Лопухина И.С. «Логопедия – речь, ритм, движение» - изд. «Дельта», Санкт- Петербург, 1997 г.
Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» (методическое пособие), «Творческий центр», Москва, 2005 г.
Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» Волгоград, изд. «Учитель», 2011 г.
Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000 г.
Бочкарев Л. П. Психология музыкальной деятельности. - М.: Ин-т психологии, 1997.
Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001.
Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. - М.: Музыка, 1991.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия - М., 1999 г
Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольника. (Старшая и подготовительная группы) - Академия развития детей, 2008г.
Фирилеева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» - ДЕТСТВО-ПРЕСС , Санкт-Петербург, 2010.