12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Килячкова Н.В148

Особенные дети и дети с ОВЗ, как никто другой подвержены эмоциональной неустойчивости. При этом многие учителя сталкиваются с проблемами повышенной тревожности, утомляемости, всплесками агрессии. При этом таким детям тяжело контролировать свои эмоции, что создает проблемы во время обучения и в процессе коммуникации. Частые обращения к психологу не всегда приводят к положительному результату. На помощь педагогам, родителям и самим детям приходит арт-терапия. Можно выделить несколько общих советов, помогающих в острых ситуациях.

Повышенная утомляемость. Помогает рисование цветов акварелью. При работе с жидкими красками происходит расслабление мышц руки, стабилизация нервной системы. Воздействие теплых цветов на зрительный анализатор способствует снятию напряжения в правом полушарии мозга, что снижает риск возникновения головных болей.

Злость, негативные эмоции. Помогает рисование линий и интенсивная штриховка. Мышечное напряжение, возникающее при злости в результате реакции «Бей или беги», снимется резкими размашистыми движениями, которые дети делают при рисовании резких линий. Проявление отрицательных эмоций на бумаге, позволяет скорректировать их проявление в реальной жизни.

Грусть и тоска. Преодолеть грусть у ребенка помогает рисование цветных абстракций. Сочетание теплых и холодных цветов на зрительный анализатор активизирует работу подкорковых структур, что приводит к стимуляции нейронов и вызывает улучшение мозговой деятельности. Перенесение грусти на бумагу способствует деконцентрации негативных эмоций в реальной жизни.

Страх. При преодолении страхов у детей положительные результаты дает рисование своего страха. Увидев, как выглядит, страх на бумаге, придав ему конкретную осязаемую форму, ребенок уже может его преодолеть. Так же в рамках более глубокой терапии, можно дорисовать к страху что-то доброе, таким образом, сделать из «страшилки» «добрячка». Еще возможно нарисованный страх сжечь, порвать или утопить по выбору ребенка.

Тревога. Лучший способ снизить приступ тревожности у ребенка – это дать ему рвать бумагу. Как можно мельче. Сосредоточение на мелких движениях вызывает прилив крови к лобным долям головного мозга. Стимуляция лобных долей вызывает желание действовать решительно и вызывает чувство преодоления тревоги. Лучше, если есть возможность рвать цветную бумагу. Падающие разноцветные кусочки прекращают процессы возбуждения в ЦНС и нейтрализую нервные отростки, что приводит к успокоению.

Напряжение. При повышенном напряжении целесообразно нарисовать с ребенком узоры. Повторение линий способствует снятию напряжения, снижения электрической активности нейронов.

Проблемы с запоминанием. Если у ребенка присутствуют проблемы с памятью целесообразно рисовать с ним лабиринты. Рисование лабиринтов способствует возбуждению коры головного мозга и подкорковых структур, что способствует улучшению памяти. Так же параллельно с памятью улучшается логическое мышление.

Ощущение дискомфорта. При ощущении дискомфорта неясной этиологии лучше создавать копию какой-нибудь картины. Выбор картины и техника рисования зависит от возраста ребенка и его творческих способностей. Лучше начинать с несложных этюдов известных художников.

Отчаяние. При чувстве отчаяние у ребенка предложите ему рисовать дороги. При отчаянии в базальных ядрах мозга возникает процесс торможения, что приводит к падению мотивации. Рисование дорог возбуждает конструктивное мышление, активизирует базальные ядра и блокирует распространение чувства отчаяния.

Быстрая утомляемость. Для восстановления сил полезно выйти на природу, но так же полезно и рисовать ее. Если ребенок быстро утомляем каждый вечер рисуйте с ним пейзажи. В сочетании с режимом дня упадок сил быстро пройдет.

Проблемы с самоидентификацией. Если ребенку сложно выразить свои чувства, есть проблемы с самовыражением, нарисуйте с ним его автопортрет. Анализ собственной внешности облегчает процесс анализа собственных мыслей и чувств. Регулярное рисование автопортретов облегчает процесс понимания себя, своих мыслей и поступков.

Низкая концентрация внимания. При недостаточности внимания, необходимо рисовать сетки, сетчатые орнаменты, узоры из геометрических фигур.

Таким образом, арт-терапию целесообразно использовать в составе общей терапии, для преодоления неврозов, неврозоподобных состояний и прочих эмоционально-личностных расстройств у лиц с ОВЗ.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Морозова Татьяна, 04.02.19 в 18:33 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за публикацию. Беру себе на заметочку.
Благина Алла Петровна, 08.02.19 в 12:21 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная и полезная информация ! Большое спасибо !!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.