Музыкальная игра как средство освоения музыкально-ритмических движений с детьми старшего дошкольного возраста
Все мы с вами знаем, как любят играть наши воспитанники. Игра порой настолько захватывает их, что они меняются: становятся взрослее, самостоятельнее, учатся терпимости, коммуникабельности. Здесь они раскрываются, свободно выражают свои желания и чувства.
Я, конечно же, знала, что игра – это надёжное средство против неудач в обучении. Любые трудности можно преодолеть в игре, ведь у детей сразу загораются глаза. Они уже мотивированы, а так как они в связи с их возрастными особенностями стремятся к активным движениям, то педагог только лишь должен направлять их. А если ещё нам и музыка в помощь, то уж тогда результат себя не заставит долго ждать.
В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание и память, воображение и воля, дисциплинированность и ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.
В целом, ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности.
К основным потребностям детей старшего дошкольного возраста относятся
1.Стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п. Таким образом, малыш, как указывал К.Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.
2.Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.
3.Потребность в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. По мере развития игры ребенок овладевает компонентами присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата.
Здесь нужно понимать, что вся работа делится на несколько этапов. Первый — создание мотивации, объяснение дошкольникам правил, подготовка к действиям. Второй — проверка необходимых для игры навыков: вокальных, двигательных, речевых. Третий — это автоматизация этих навыков, действия детей уже становятся самостоятельными.
В соответствии с этим музыкальная игра решает следующие задачи:
Коррекционные: развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;
Оздоровительные: укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата; развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной; развитие быстроты двигательной реакции;
Образовательные: обучение речевым, певческим, двигательным навыкам; развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Воспитательные: воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему;
Развивающие: познавательная активность, устойчивый интерес к действию, самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировка в пространстве.
В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Понимание музыкально – игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
Напомню классификацию музыкальных игр.
2.1 Классификация музыкальных игр:
Игры под инструментальную музыку | Игры с пением | Музыкально-дидактические игры | Ритмические игры со словом | Игры спектакли |
Сюжетные, несюжетные, инсценировки | Хороводы инсцени- рование песен, народные игры с пением | На развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти, на развитие ладотонального и гармонического слуха | На развитие чувства ритма, на развитие ориентировки в пространстве | Музыкально-драматические ритмо-пластические на обрядовой основе, на основе певческих импровизаций |
Наблюдая за детьми в процессе музыкально-ритмических движений я обнаружила, что некоторые танцевальные движения дети осваивают тяжело. Это заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, и подтолкнуло меня к поиску новых методов работы.
Накопленный опыт в процессе музыкально-ритмического воспитания дошкольников, показал мне, что при реализации данного направления существуют трудности. Прежде всего: недостаток методической литературы по музыкально-ритмическому развитию дошкольников; отсутствие разработок педагогических методов и приёмов, позволяющих рационально использовать время для выполнения большего объёма двигательных упражнений, эффективного развития способностей детей к музыкально-ритмическим движениям.
В связи с вышесказанным я решила внедрить в музыкальную образовательную деятельность детей свои авторские музыкальные игры. Старалась подбирать музыку с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способную активизировать фантазию ребенка. Подбирая их, я учитывала возрастные особенности детей, как можно усложнить содержание игровой деятельности, какое развитие игра оказывает на детей. В своих музыкальных играх я использовала музыку со словами, это дало мне возможность применить элементы логоритмики, то есть, дети выполняли танцевальные движения, одновременно проговаривая слова игры, что облегчило сам процесс разучивания танцевального движения.
Совершенствуя систему педагогической работы, организовывала совместную образовательную деятельность таким образом, чтобы новое ребенком постигалось деятельно и всегда в поле обозрения того, что ими уже усвоено на основе зрительного, тактильного и коммуникативного игрового опыта.
Вообще такая музыкально-игровая технология применяемая мною своими корнями уходит в такой малый фольклорный жанр, как подговорки. Они очень помогают детям освоить ритмические танцевальные движения. Например, при освоении детьми шага польки используем ритмизированный стих (Все девчонки и мальчишки очень рады поплясать, скок-пробежка, скок-пробежка, будем польку танцевать), который в непринужденной игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию танцевального материала.
Заключение
На собственном опыте я удостоверилась, что музыкальные игры являются ценностным и активным средством музыкального развития детей, а музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми.
Поняв значимость двигательной активности в образовательной деятельности я в своей дальнейшей работе решила сделать акцент на применение музыкальных игр для развития ритмических способностей, слухового внимания, дикции детей.
В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию музыкально-ритмических навыков.
Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию различению основных свойств музыкального звука.
Музыкальные игры закрепляют умение детей самостоятельно менять движения со сменой музыкальных фраз; четко реагировать на начало и окончание звучания музыки. Самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывают организованность, развивают ловкость, быстроту. Учат творчески использовать знакомые движения. Согласовывать свои движения с движениями товарищей. Педагогическая ценность игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В результате намеченных действий, на основании мониторинга педагогической деятельности, анализа выполнения образовательной программы можно констатировать, что эффективное решение поставленных задач способствовало позитивным изменениям в освоении музыкально-ритмических движений:
1.слуховое внимание детей стало более организованным,
2.появилась быстрая и чёткая реакция;
3.ритм, передаваемый детьми стал более точным (хлопки, звучащие жесты, игра на инструментах, ритмические палочки),
4.установилась связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями;
5.развито ритмическое чувство;
6.расширен словарь,
7.совершенствованы психофизические функции,
8.развита эмоциональность,
9.дети стали более общительны,
10.в доступной игровой форме они научились разбираться в соотношении звуков по высоте, динамике, ритму.
Систематическое применение музыкальных игр вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.
Музыкальная игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности.
Таким образом, музыкальные игры на занятиях способствует более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства. И если дети от музыкально-двигательных игр, упражнений получают удовольствие и радость, есть результаты - то цель освоение музыкально-ритмических движений успешно решена.
Литература:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzykalno-ritmicheskih-dvizheniy-v-zhizni-doshkolnikov