12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шендерова Е.Р.738
Музыкальный руководитель МДОУ №194 г.Макеевка
Украина, Донецкая область, г.Макеевка





видеоt1572778424aa.gif

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦВЕТОК СЧАСТЬЯ



Цели:

Приобщать дошкольников к ознакомлению с классическими произведениями живописи и музыки через развитие цветомузыкального восприятия детей.

Способствовать формированию понимания музыки и цвета. Их изобразительная роль. Выражение цветом содержания музыкального произведения.


Задачи развития цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста:


накопление детьми опыта восприятия классической музыки композиторов разных эпох и стилей;

ознакомление с шедеврами живописи художников различных стран, эпох и стилей;

формирование у детей цвето-эмоциональной отзывчивости на музыку и способности различать музыкальную форму;

развитие представлений о цвете и колорите живописи как средстве передачи многообразия эмоциональных состояний;

расширение опыта эмоционального переживания и восприятия музыкальных и живописных произведений как основы развития эстетического сознания и элемента приобщения к художественной культуре.


t1572778424ab.jpgt1572778424ac.jpg

t1572778424ad.jpg

Музыкальный вход детей «Осень» И. Кюи.

Предлагаю подойти к столу, на котором разложены одинаковые листочки желтого цвета.

t1572778424ae.jpgt1572778424af.jpg

МУЗ. РАБОТНИК

О каком времени года мы будем говорить, если на нашем столе лежат листочки?

ДЕТИ

Об осени.

МУЗ. РАБОТНИК

Какого они цвета?

ДЕТИ

Желтого.

МУЗ. РАБОТНИК

Я предлагаю вам взять в руки листочки той стороной, где желтый цветС ними мы перенесемся в мир цветной музыки.

Дети под музыку выполняют произвольные танцевальные движения.

МУЗ. РАБОТНИК

t1572778424ag.jpgt1572778424ah.jpg

Переверните листочки обратной стороной. Какого они цвета теперь?

ДЕТИ

Разноцветные. Синие, черные, серые, голубые и т.д.

МУЗ. РАБОТНИК

Это листочки из страны «Цветные краски» и «Музыкальные сказки».

Музыкальный работник вносит мольберт с картиною. Предлагает ребятам загадку.

МУЗ. РАБОТНИК

Ярко ягоды горят – на меня они глядят

Что за чудная картина?

Это дерево?

ДЕТИ

Рябина!

t1572778424ai.jpg



МУЗ. РАБОТНИК

Догадайтесь, как русский поэт Игорь Грабарь назвал эту картину?

ДЕТИ

Рябинка!

МУЗ. РАБОТНИК

А почему именно рябинку нарисовал художник?

ДЕТИ

Завершение сбора урожая, чтобы насладиться красотой осенней природы.

МУЗ. РАБОТНИК

Какие еще деревья изображены на перднем плане?

ДЕТИ

Две высокие старые березки с длинными, спускающимися вниз ветвями.

МУЗ. РАБОТНИК

Какими красками художник нарисовал деревья?

ДЕТИ

Золотые «косы» березок ,огненная рябинка.

МУЗ. РАБОТНИК

На фоне чего изображены деревья? Какого цвета фон?

ДЕТИ

Ярко – зеленое поле.

МУЗ. РАБОТНИК

Что еще изобразил художник на своей картине?

ДЕТИ

За полем деревенька на противоположном берегу реки.

МУЗ. РАБОТНИК

Какое настроение вызывает у нас эта картина?

ДЕТИ

Веселое, радостное, солнечное, хотя солнца на картине не видно. Почему вы так думаете?

ПРЕДЛАГАЮ ДЕТЯМ ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТ».

Давайте выберем из наших цветных листочков те цвета, что и на картине.

А затем, выложим листочками « Краски картины»

t1572778424aj.jpgt1572778424ak.jpg

t1572778424al.jpgt1572778424am.jpg

КАРТИНУ УБИРАЮ.

МУЗ. РАБОТНИК

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я расскажу вам об интересной стране, где много гор, озер, заливов, снегов, скал. И живут там сказочные существа – феи, тролли, эльфы, гномы.

Это страна Норвегия, где родился композитор Эдвард Григ.

С камерно – симфоническим музыкальным произведением, специально написанной к одноименной театральной пьесе Генрика Ибсена, сюитой «Пер Гюнт» мы и познакомимся. Сюита состоит из нескольких отдельных музыкальных картин. Одна из них - «Песня Сольвейг». Ее сегодня мы и услышим.

Деревенский парень по имени Пер Гюнт – озорной мечтатель – попадает к злым троллям. Они внушают ему «жизненное правило» - «будь всегда доволен собой». За плохие поступки односельчане прогоняют Пера из деревни. Покинув родной дом, юноша отправляется в путешествие - в поисках счастья стать богатым. Он видел Китай, Америку, Африку. Наживал нечестным путем богатство и все терял.

В деревне у Пера осталась девушка по имени Сольвейг – светлая, преданно любящая и все прощающая. С норвежского имя «Сольвейг» переводится «солнечный путь».

После сорока долгих лет скитаний старый, больной и бедный возвращается Пер домой. Он встречается с Сольвейг. Взявшись за руки, они долго сидели в застывшем молчании, в тихой радости от счастливой встречи.

Я предлагаю прослушать произведение. Вслушаться, прислушаться к музыке, чтобы ее понять и услышать.

t1572778424an.jpgt1572778424ao.jpg

ПРОСЛУШИВАНИЕ «ПЕСНИ СОЛЬВЕЙГ» из сюиты «Пер Гюнт»- камерного – симфонического музыкального произведения, специально написанного к одноименной театральной пьесе Генрика Ибсена композитором Эдвардом Григом. Для прослушивания предложила минус, чтобы не отвлекать внимание детей на текст.

Какими другими словами можно заменить слово песня?

ДЕТИ

Мысли, воспоминания.

МУЗ. РУК

Какое настроение у нее было? (печальное, тоскливое)
Всегда такое?(оно менялось)

Музыка менялась? (менялась по характеру, становилась волнительной, ускорялся темп)

Какая она была? (спокойная, повествовательная)

Какая стала? (веселая, радостная, оживленная, танцевальная)

Что еще изменилось в музыке? (музыка звучит то громче, то тише)

ОПРЕДЕЛЯЕМ ФОРМУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

ПРЕДЛАГАЮ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ «ЦВЕТНЫЕ КВАДРАТИКИ»

t1572778424ap.jpgt1572778424aq.jpg

МУЗ. РУК

Характер музыки? (грустный – веселый)

Сколько частей в музыке? (две)

На столе выберете тот цвет квадратика,который соответствует характеру произведения. Количество квадратиков соответствует количеству частей музыки. Выкладываем квадратики в той последовательности, какую мы слышали в музыке. Коллективно обращаем на тот момент, что каждая часть повторяется дважды.( Дети выкладывают цветными квадратиками схему- синий – синий –желтый – желтый .А + А + В + В .)

МУЗ. РУК.

Какими же музыкальными красками нарисовал композитор Э. Григ образ Сольвейг?

Какое настроение у девушки? ( грустное)

А какая бывает грусть? (хмурая, печальная, тоскующая, унылая)



Я предлагаю ритмическое музыкальное упражнение «ОПРЕДЕЛИ РИТМ»

t1572778424ar.jpgt1572778424as.jpg

Мы слушаем 1 часть произведения. Музыка А.

Сольвейг грустит, печалиться, мечтает о встрече с любимым.

Выходим на середину зала. Исходное положение – ноги вместе, не отрывая от пола, движением корпуса «Пружинка» создаем спокойный, повествовательный ритм музыки.

Сольвейг страдает, волнуется о Пере – как он, где он?

Ноги «Дорожка». Покачивание корпуса, не отрывая ног от пола. Создаем движением тела музыкальное ощущение волнения, тоски, печали.

Сольвейг переживает, молит, просит о возвращении любимого. Музыка А.

Изгибаем корпус в наклонах вправо – влево - вперед—назад,помогая жестами рук .Создаем движением тела музыкальное ощущение страха, переживания,мольбы, глубоко вздыхая и что-то вспоминая из прошлой жизни. Жестами рук показываем ускорение темпа и громкость звука (руками выполняем « моторчик»)

Вот такой образ печали, страдания,горя, тоски, щемящей грусти-это изобразили нам струнные инструменты, нарисовал музыкальными красками композитор образ девушки Сольвейг.



МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ОПРЕДЕЛИ ЦВЕТ».

t1572778424at.jpgt1572778424au.jpgt1572778424av.jpgt1572778424aw.jpgt1572778424ax.jpgt1572778424ay.jpgt1572778424az.jpgt1572778424ba.jpgt1572778424bb.jpg

Приглашаю детей к столу, на котором разложены цветные шарфики. Ребята выбирают такие цвета шарфиков, которые соответствуют характеру музыки в соответствии с последовательностью

развития мелодии.

Прослушиваем снова первую часть «Песни Сольвейг».

Я предлагаю прослушать вторую часть произведения.

t1572778424bc.jpgt1572778424bd.jpg

Сольвейг вспомнила то время, когда они с Пером были вместе. Вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне

Какую музыку вы услышали сейчас? - (веселую, светлую, радостную, легкую, изящную).

Отличается ли она от первой части? (она по характеру - противоположная)

Что вы скажете о темпе второй части в отличие от темпа первой части? (быстрая, в характере оживленного танца).

МУЗ. РУК.

Верно. Это норвежский народный танец на легких поскоках в исполнении музыкального инструмента – скрипочки.

Я предлагаю под эту музыку придумать свой танец. Движениями корпуса, жестами рук мы попытаемся передать легкость норвежского народного танца.

СЛУШАЕМ СНОВА ВТОРУЮ ЧАСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ВЫПОЛНЯЕМ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

Предлагаю выбрать шарфики того цвета, который соответствует характеру музыки второй части, соединяя с уже выложенной первой частью.

МУЗ. РУК.

t1572778424be.jpgt1572778424bf.jpg

Эти изменения в музыке еще больше раскрыли музыкальный образ девушки Сольвейг.

А скажите, ребята, приходилось ли вам далеко уезжать от дома? Одыхать, путешествовать?

Что с вами происходит? Домой хотелось?

Как бы ни хорошо нам было, мы все равно начинаем тосковать, нам грустно, хочется вернуться обратно домой.

Так и Сольвейг преданно и верно ждала своего любимого сорок лет – и он вернулся. Они встретились! Взявшись за руки, они сидели долго-долго и молчали в тихой грустной радости от счастливой встречи.

Предлагаю прослушать все произведение и изобразить эту музыку в красках в той последовательности, в которой мы вместе с вами разбирали: так, как мы слушали , как выбирали определенный тон шарфиками, последовательно, шаг за шагом.

Я придумала и нарисовала свою музыку (показ рисунка)

t1572778424bg.jpgt1572778424bh.jpg

t1572778424bi.jpgt1572778424bj.jpg

Вы можете сегодня нарисовать, как я, с помощью улитки. Цвет выбрать по своему настроению, исходя из вашей личной фантазии, как вам подсказывает музыка.

ДЕТИ РИСУЮТ МУЗЫКУ.

ТИП КОМПОЗИЦИИ - ЛИНЕЙНАЯ.

Изображения этой группы представляют собой разноцветные линии,которые могут быть расположены вертикально, горизонтально, диагонально,могут иметь углы, искривления или пересечения, образуя при этом сложнейшие несимметричные построения.

t1572778424bk.jpgt1572778424bl.jpgt1572778424bm.jpg

МУЗ. РУК.

Какие вещи, ребята, вызывают подъем настроения? Чувство счастья? Мечты?

ДЕТИ: Музыка!

МУЗ. РУК.

Музыка помогает человеку быть счастливым!

t1572778424bn.gift1572778424bo.gif

t1572778424bp.jpg

t1572778424bq.gift1572778424br.jpg

t1572778424bs.gif

КАМЕРНОЕ СИМФОНИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЮИТА «ПЕР ГЮНТ» . МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРТИНА « ПЕСНЯ СОЛЬВЕЙГ» КОМПОЗИТОРА Э. ГРИГА.

t1572778424bt.jpg

t1572778424bu.gift1572778424bv.gif

t1572778424bw.gift1572778424bx.gif



Ознакомление дошкольников с классическими музыкальными произведениями живописи и музыки через развитие цвето - музыкального восприятия детей на праздничном осеннем утреннике 2019 – «Модница Осень».

t1572778424by.jpg

t1572778424bz.jpg

Родители выклдывают под музыку Эдварда Грига «Пер Гюнт» - песня «Сольвейг» -музыкальный цветок счастья цветными шарфиками.

t1572778424ca.jpgt1572778424cb.jpg 



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.