Музыкально – экологическая импровизация по мотивам «Осенней сказки» Сергея Козлова «Осенняя история»
Республика Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 112 «Лесная сказка»
(МДОУ «Детский сад № 112»)
Музыкально – экологическая импровизация
по мотивам «Осенней сказки» Сергея Козлова
«Осенняя история»
Автор:
Воспитатель группы
старшего возраста
№7 «Солнышко»
Савостикова А.Ю.
Петрозаводск 2021
Музыкально – экологическая импровизация
по мотивам «Осенней сказки» Сергея Козлова
«Осенняя история»
Старший дошкольный возраст
Место проведения: музыкальный зал
Участники: воспитанники группы старшего возраста №7 «Солнышко», воспитатели, музыкальный руководитель, родители, их активные помощники.
Цель: Обратить внимание воспитанников и их родителей на проблему загрязнения окружающей среды. Показать, что у мусора может быть вторая жизнь.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей об осенних изменениях в природе.
Расширить знания детей о свойствах бросовых материалов через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности.
Способствовать формированию основ экологической культуры у детей и взрослых.
Развивающие:
1. Развивать слуховое внимание, музыкальный слух, музыкальную память.
2. Развивать интерес к экспериментированию с различными материалами, в том числе с бросовым материалом.
3. Развивать творческое мышление, воображение.
Воспитательные:
1. Поддерживать интерес и желание творить в коллективе.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, умение любоваться её красотой.
3. Продолжать формировать умение поддерживать конструктивное общение между разными по возрасту участниками мероприятия.
Предварительная работа
С детьми:
беседы экологической направленности «Земля – наш дом», чтение и рассматривание энциклопедий, чтение художественной литературы, изучение плакатов, подготовка и участие в выставке «Мусорный Бум». Участие в региональном конкурсе «Земля – наш дом: экология в рисунках детей», организованный по инициативе федерального отделения партии «Единая Россия». Участие в проекте «Бумажный Бум», от компании ООО «ЮВИ ПТЗ».
С родителями: консультация по изготовлению музыкальных инструментов,
Организация для сбора макулатуры и других бросовых материалов.
Пополнение РППС: Обновление картотеки «Музыкальные инструменты» (серия «Первые уроки», ООО «ЛИНГ – КНИГА», Москва), изготовление самодельных музыкальных инструментов для музыкального центра группы и музыкального зала детского сада.
Материалы и оборудование:
Компьютер, музыкальный центр
Для инсценировки: театральная ширма, куклы Ёжик и Медвежонок, домик Медвежонка, берёзка с несколькими листочками, листочки.
Музыкальное сопровождение:
Оркестр самодельных инструментов: маракасы, шейкеры, разнообразные шумелки, барабаны, «шум дождя», бубны,…и т.д.
Фонограммы звучания музыкальных инструментов (барабан, маракасы, бубен, труба и т.д.), музыкальные отрывки:
Музыка Моцарта для развития детей,
Музыка Моцарта для расслабления (на основе материалов сайта «DetiOnline»),
Звуки природы (дождь в лесу, раскаты грома и т.д.)
Материалы для экспериментирования:
Контейнеры пластмассовые с крышками, бутылочки, палочки бамбуковые, контейнеры от шоколадных яиц, разнообразные сыпучие материалы (крупы, бумажная крошка, бисер, камушки, ракушки), вода в бутылке, воронка, втулки бумажные и пластмассовые, крышки металлические.
Ожидаемый результат: использование бросового материала для изготовления звучащих музыкальных инструментов.
Импровизация представляет собой мини-театральное представление, где зрители принимают активное участие в постановке. В ходе представления могут появиться другие сюжетные линии, которые необходимо будет учесть, чтобы получить планируемый результат.
Ход импровизации:
Важно:
Воспитатели (ведущие) выступают и в роли взрослых, и в роли сказочных персонажей.
Зрители приглашаются в зал под тихую музыку, рассаживаются по местам (взрослые вместе с детьми). Как только зрители готовы, музыка стихает и начинается представление перед ширмой.
ПШ(перед ширмой): Взрослый: С каждым днем все позднее светало, и лес стал таким прозрачным, что казалось: обшарь его вдоль и поперек — не найдешь ни одного листика.
(За ширмой появляются Ёжик и Медвежонок.)
ЗШ(за ширмой): МЕДВЕЖОНОК: Скоро и наша береза облетит, ( показывает лапой на одинокую березу, стоящую посреди поляны).
ЁЖИК: Облетит... .
МЕДВЕЖОНОК: Подуют ветры, — и она вся так и затрясется, а я буду во сне слышать, как падают с нее последние листья. А утром проснусь, выйду на крыльцо, а она — голая!
ЁЖИК: Голая... .
(Сидят на крылечке медвежачьего домика и смотрят на одинокую березу посреди поляны).
ЁЖИК: Вот если бы на мне весной вырастали листья? …… — Я бы осенью сидел у печки, и они бы ни за что не облетели.
Замечает зрителей в зале:
Ой, здравствуйте, ребята! И взрослые, здравствуйте!
Скажите, а может такое случиться?
(ответы детей, при необходимости помогают взрослые)
МЕДВЕЖОНОК:
— А какие бы ты хотел листья? — Березовые или ясеневые?
ЁЖИК:
— Как у клена! Тогда бы я осенью был рыжий-рыжий, и ты бы меня принял за маленького Лисенка.
Обращается в зал:
- Ребята, а вы знаете какие цвета у осени любимые?
ПШ: (читает взрослый) Ну, конечно, знают. А стихотворение поможет вспомнить все-все осенние цвета!
О. Гольдман. Краски осени.
Осень под мышку корзинку взяла
Красок весёлых в бутыль развела:
Желтой для листьев, синей для неба,
Малость коричневой красить стволы,
Каплю зелёной, чтоб жухлыми не были
Солнцем сожжённые челки травы.
Влила оранжевой краски немножко,
Что бы раскрасить грибы у дорожки,
Красной и белой для мухомора,
Видела рыжик растет у забора,
Для сыроежек различные краски-
Пусть будет радостным мир, словно в сказке!
Кисти в корзину, мольберт и треножник,
Пусть удивляются - вот так художник !
Вышла на улицу, кистью взмахнула -
Тучами синее небо стянуло.
Снова взмахнула и стали вокруг
Серыми травы, и речка , и луг...
-Что же случилось с краской моею?
Видно я красить совсем не умею.
-Краски не нужно все сразу мешать.
Красками разными нужно писать.
МЕДВЕЖОНОК: Ой, сколько много красок…Я даже все и не запомнил…
Взрослый: Ничего, Медвежонок, ребята тебе расскажут.
На кого листочек опадает, тот осенний цвет называет...
(Ответы детей….)
ЁЖИК: Ребята хорошо осенние краски знают, они очень наблюдательны …
МЕДВЕЖОНОК: Ой, Ёжик я бы тебя рыжим не узнал и спросил:
«Может, Ёжик пошел к Медвежонку в гости?» И тут бы ты кивнул головой. А я бы пожелал тебе спокойной ночи и побежал к себе, потому что ты ведь не знаешь, где я теперь прячу ключ, и тебе пришлось бы сидеть на крыльце.
ЁЖИК: Но я же ведь остался бы у себя дома!
МЕДВЕЖОНОК: Ну, так что ж!
Ты бы сидел у себя дома и думал: «Интересно, это Медвежонок притворяется или по-настоящему не узнал меня?» А я бы пока сбегал домой, взял маленькую баночку меда, вернулся к тебе и спросил: «А что. Ёжик еще не возвращался?» А ты бы сказал...
ЁЖИК: А я бы сказал, что я и есть Ёжик! Мы с тобой пили бы чай с мёдом и слушали ОСЕНЬ.
МЕДВЕЖОНОК: А это как?
ЁЖИК: А вот как!
Звуки осени. Игра «Угадай, что звучит?»
(Вниманию участников предлагаются несколько фрагментов аудиозаписей с осенними звуками.
С закрытыми глазами необходимо понять, что шумит).
МЕДВЕЖОНОК: Ой, всё отгадали.
Ребята, а Вы сами умеете по-осеннему шуметь?
Играем «Осеннюю сказку»
(речевая игра с музыкальными инструментами), может проводиться и без музыкальных инструментов, только с хлопками в ладоши.
Тихо бродит по дорожке
Осень в золотой одёжке (шлёпки по коленям, тихо бьют по барабану)
Где листочком зашуршит,
Где дождинкой зазвенит (маракасы – шуршим, колокольчик – капельки)
Раздаётся громкий стук
Это дятел – тук да тук (хлопки, деревянные палочки, кубики)
Дятел делает дупло
Белке будет там тепло (ксилофоны, обнять себя)
Ветерок вдруг налетел
По деревьям пошумел (шуршалки)
Громче завывает
Тучки собирает (тремоло бубнов, шлепки по коленям)
Дождик – динь, дождик – дон!
Капель бойкий перезвон (треугольники, металлофон)
Всё звенит, стучит, поёт
Осень яркая идёт! (Все инструменты)
МЕДВЕЖОНОК: Ух-ты! Пух-ты! Какая осень шумливая ….(замолкает)
(из-за ширмы «ветерок» приносит несколько листочков, они падают у подножия, обращая внимание персонажей и зрителей на горы мусора)
МЕДВЕЖОНОК: (Смотрит вниз на полянку под ширмой):
Ой, посмотри-ка Ёжик на полянке кроме красивых листочков ещё что-то лежит….
(Спускаются пониже, чтобы рассмотреть).
Что же это?
В зал: Ребята, может быть Вы знаете, что это такое?...МУСОР?...
ЁЖИК: А откуда он здесь взялся? …
Что же нам делать? Спать не уйдёшь, когда в доме такой беспорядок!
Погоди-ка Медвежонок, ребята говорят, что с мусором что-то можно сделать!
…
(Слушаем ответы детей. Все принимаем.
Необходимо подвести к тому, что мы находимся в музыкальном зале и мы можем сделать музыкальные инструменты своими руками).
МЕДВЕЖОНОК: А мы пока побежим в лес, спросим у зверей, может кто-то ещё нам поможет?
Экспериментирование под ритмичную негромкую музыку.
Участники: дети и взрослые.
Суть эксперимента:
Выбрать из предложенного многообразия бросовых материалов компоненты для своего музыкального инструмента, соединить их и представить чудо-инструмент остальным участникам.
А у нас есть мастера, которые уже сумели сделать музыкальные инструменты своими руками.
Инструментов много и звучат они по-разному.
Играем: «Что звучит?»
Включаем аудиозапись инструмента, зал отгадывает. (Выходит семья, которая сделала прозвучавший инструмент, зрители дарят аплодисменты).
Взрослый: Уважаемые мастера! Пока мы с Вами порядок наводили, пришло время Медвежонку и Ежику в спячку зимнюю впадать.
И нам после такой работы отдохнуть пора! Большое спасибо Вам за помощь!
А инструменты … можно подарить музыкальному залу….
(Под тихую музыку участники выходят из зала).
Источники:
Ежиный портал https://ejik-land.ru/
http://doshvozrast.ru/roditeli/roditelistihi08.htm
3.https://deti-online.com/pesni/muzyka-mocarta/dlya-razvitiya-detey/
9