Музыкальное приключение

Рабочая программа платной образовательной услуги
по реализации программы «Музыкальное приключение»
в МБДОУ детский сад №99 г. Орла
на период с 01.10.2025 по 31.07.2026 года
«Музыкальное приключение»
Воспитатель
Тарасова А.В.
г. Орел
Пояснительная записка
1. Направленность программы
Дополнительная образовательная программа «Музыка с мамой» реализуется в рамках музыкально-эстетического направления развития дошкольников и направлена на всестороннее развитие личности ребенка через музыкальную деятельность в тесном взаимодействии с родителем (взрослым). Программа способствует формированию у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальности, чувства ритма, а также укреплению эмоциональных связей между ребенком и взрослым.
2. Новизна программы
Новизна программы заключается в интеграции музыкального развития дошкольников с совместной деятельностью родителей и детей. В отличие от традиционных музыкальных занятий, данная программа делает акцент на взаимодействии в семье, создавая условия для совместного творчества, развития коммуникативных навыков и формирования положительного эмоционального фона. Используются авторские методики, включающие элементы сольфеджио, ритмики, игры на музыкальных инструментах, подражательные движения, пальчиковые игры и инсценировки.
Используются интерактивные приёмы:
пальчиковые игры;
музыкальные приветствия;
игры с игрушками и куклами;
движение под музыку;
простое пение и ритмопластика.
3. Актуальность программы
Современная педагогика уделяет всё больше внимания развитию эмоционального интеллекта, творческого потенциала и социальной адаптации детей с раннего возраста. Музыкальная деятельность является одним из наиболее эффективных средств развития этих качеств. Программа актуальна, так как отвечает запросам родителей на гармоничное развитие ребёнка в тесной связи с семьёй, способствует снижению тревожности, повышению уверенности детей в себе и созданию тёплой атмосферы взаимодействия. Совместные занятия развивают у детей музыкальный слух, чувство ритма, внимание, память, координацию движений и способность к самовыражению.
В условиях отсутствия систематического музыкального общения с родителями данная программа:
компенсирует дефицит личностного музыкального взаимодействия;
способствует развитию речи, слуха, координации;
формирует положительное отношение к музыке;
помогает детям чувствовать себя уверенно и раскрепощённо.
Программа отвечает запросам родителей на эмоциональное благополучие и развитие творческих способностей малышей.
4. Отличительные особенности программы
Ориентация на совместную деятельность ребёнка и взрослого (мамы, папы, бабушки и др.).
Интеграция музыкальных и игровых форм деятельности.
Использование разнообразных музыкальных инструментов (шумовых и мелодических), пособий, наглядных материалов.
Постепенное введение элементов сольфеджио с помощью игровых методов.
Адаптация к возрасту детей (3–5 лет): короткие по времени занятия, динамичная структура, смена видов деятельности.
Тематическая подача материала по месяцам, связанная с природой, праздниками, жизненными ситуациями.
5. Педагогическая целесообразность программы
Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Совместные музыкальные занятия способствуют не только развитию музыкальных способностей, но и формированию доверительных отношений, развитию речи, внимания, памяти, воображения. Родители становятся активными участниками процесса, что усиливает мотивацию детей и повышает эффективность обучения.
6. Цель программы
Формирование у детей устойчивого интереса к музыке, развитие музыкальных способностей и эмоциональной отзывчивости через совместную музыкальную деятельность с родителями.
7. Задачи программы
Образовательные:
Познакомить детей с основными элементами музыки: ритмом, мелодией, тембром, динамикой.
Научить различать звуки по высоте, тембру и длительности.
Формировать первичные навыки игры на музыкальных инструментах.
Познакомить с нотами (до, ре, ми, фа, соль) с помощью игровых методов.
Развивающие:
Развивать музыкальный слух, чувство ритма, память, внимание.
Развивать мелкую моторику с помощью работы с инструментами и пальчиковых игр.
Развивать творческое воображение, способность к импровизации.
Развивать координацию движений в танцах и играх на подражание.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие музыки.
Формировать умение взаимодействовать с родителями и сверстниками в процессе совместной деятельности.
Воспитывать уважение к музыке, музыкальным инструментам и окружающим.
Способствовать укреплению эмоциональной связи между ребёнком и родителем.
8. Возраст детей
Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 5 лет.
9. Сроки реализации
Программа реализуется в течение 10 месяцев (с октября по июль).
10. Формы и режим занятий
Форма проведения: совместные музыкальные занятия с участием ребёнка и взрослого.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность — 30 минут.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Формы работы: игровая, подвижная, творческая, инсценировка, пение, ритмика, работа с музыкальными инструментами.
Форма проведения | Групповые занятия (6–8 детей), подгрупповые игры |
Частота занятий | 1 раз в неделю |
Продолжительность одного занятия | 15–20 минут |
Время проведения | Вторая половина дня |
Место проведения | Общая комната или музыкальный уголок |
Дополнительные формы работы:
Музыкальные пятиминутки в течение дня;
Пение на прогулке;
Танцы во время утренней гимнастики;
Участие в групповых праздниках.
11. Содержание программы
Основные разделы:
Пение
Исполнение коротких песен, потешек, приговорок.
Пение с движениями и жестами.
Повторение за педагогом.
Слушание музыки
Восприятие коротких фрагментов детской и классической музыки.
Определение настроения: «весело» / «грустно», «быстро» / «медленно».
Музыкально-ритмические движения
Ходьба, бег, прыжки под музыку.
Танцевальные движения: кружение, покачивание, хлопки.
Игры: «Поиграем в лягушат», «Птички летают», «Мы топаем, как медведи».
Игра на музыкальных инструментах
Знакомство с бубном, маракасами, колокольчиками.
Простое сопровождение песен.
Ритмичные хлопки и постукивания.
Пальчиковые игры и музыкальные сказки
Пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Паучок».
Инсценировка с игрушками: «Козлёнок, который умел считать до десяти».
Музыкальные приветствия и прощания.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты:
Ребёнок проявляет интерес к музыке, активно участвует в музыкальных играх и пении.
Развито чувство ритма, способность двигаться в такт музыке.
Ребёнок различает высокие и низкие звуки, умеет подражать звукам природы и животных.
Сформированы первичные навыки игры на шумовых и мелодических инструментах.
Ребёнок и взрослый умеют взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
У детей развивается музыкальный слух, память, внимание, мелкая моторика.
Способы проверки:
Наблюдение за активностью и эмоциональным состоянием детей.
Анализ выполнения заданий (ритм, пение, движения).
Участие в выставках, музыкальных утренниках, открытых занятиях.
Обратная связь от родителей.
Создание фото- и видеоматериалов для занятий.
12. Форма подведения итогов
Открытые занятия для родителей.
Участие в музыкальных праздниках и развлечениях в детском саду.
Выставка детских работ (рисунков, поделок, связанных с музыкальной тематикой).
Создание мини-спектаклей и инсценировок по пройденным темам.
Презентация «Музыкальный дневник группы» (фотоотчёт, видеоролик).
Анкетирование родителей по окончании курса.
13. Способы оценки результатов
Наблюдение за эмоциональным состоянием и вовлеченностью в занятия.
Анализ двигательных и голосовых реакций.
Фото- и видеофиксация динамики развития.
Анкетирование родителей о поведении детей дома (поют, танцуют, реагируют на музыку).
Участие в музыкальных развлечениях группы.
14. Материально-техническое обеспечение
Музыкальный центр, колонки.
Детские музыкальные инструменты: бубны, маракасы, колокольчики, треугольники.
Куклы, игрушки для сказок.
Коврики, ленты, флажки для движений.
Сборник детских песен и музыкальных фрагментов.
Фотоаппарат, видеокамера.
15. Литература и источники
Е. А. Новикова «Музыкальное воспитание в детском саду».
Л. Г. Новикова «Развитие музыкальных способностей у детей 2–4 лет».
О. П. Земскова «Музыкальные игры для самых маленьких».
ФГОС ДО (раздел «Художественно-эстетическое развитие»).
Материалы по методике «Музыка с мамой» (Е. В. Калинина).
16. Приложения
Календарно-тематическое планирование (40 занятий).
Подбор песен и музыкальных произведений.
Анкета для родителей.
Сценарий итогового музыкального развлечения.
Фотоотчёт
Учебно-тематический план
(на 2025–2026 учебный год)
1 | Мой дом | Октябрь | 4 |
2 | Кошки-мышки | Ноябрь | 4 |
3 | Путешественники | Декабрь | 4 |
4 | Зима.Новый год | Январь | 4 |
5 | Музыканты | Февраль | 4 |
6 | Музыкальный зоопарк | Март | 4 |
7 | Петушок | Апрель | 4 |
8 | Прогулка | Май | 4 |
9 | На море | Июнь | 4 |
10 | Лето | Июль | 4 |
Итого: | 10 месяцев | 40 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ | Месяц/тема | Тема занятия | Задачи | |
1 | ОКТЯБРЬ | Мой дом | Познакомить с музыкальными инструментами, развить чувство ритма и внимание. | Звон колокольчика. про нотки. Песня-эхо «Здравствуйте». «Мы не просто так сидим». |
2 | Мой дом | Закрепить навыки игры на инструментах, развить слуховое восприятие. | Повторение песен.Игра с мешочками.Нотная дорожка. Слушание и пение. | |
3 | Мой дом | Развивать творческую активность, воображение. | Импровизация на музыкальных инструментах. Рисование под музыку.Сказка «Домик в лесу». | |
4 | Мой дом | Подведение итогов темы. | Открытое занятие для родителей .Исполнение песен, игры. | |
5 | НОЯБРЬ | Кошки-мышки | Развивать подражательные движения, музыкальный слух. | 1. Приветствие. |
6 | Кошки-мышки | Закрепление песен и движений. | Повторение.Игра на музыкальных инструментах .Подвижные игры. | |
7 | Кошки-мышки | Развитие речи и памяти. | Слушание сказки.Повторение слов .Пениес движениями. | |
8 | Кошки-мышки | Подведение итогов. | Выступление перед родителями. | |
9 | ДЕКАБРЬ | Путешественники | Развивать воображение, чувство ритма. | 1. Приветствие. |
10 | Путешественники | Закрепление мелодий. | Игра на музыкальных инструментах. Движения под музыку. | |
11 | Путешественники | Развитие координации. | Танцы, игры с обручами. | |
12 | Путешественники | Подведение итогов. | Мини-спектакль «Паровозик». | |
13 | ЯНВАРЬ | Зима.Новый год | Формировать представления о временах года, праздниках. | 1. Приветствие. |
14 | Зима. Новый год | Развитие эмоциональности. | Пение, танцы, игры с огоньками. | |
15 | Зима. Новый год | Закрепление. | Повторение песен.Инсценировка. | |
16 | Зима. Новый год | Подведение итогов. | Новогодний утренник (участие). | |
17 | ФЕВРАЛЬ | Музыканты | Развивать интерес к музыкальным инструментам. | 1. Приветствие. |
18 | Музыканты | Закрепление. | Игры с инструментами.Ритмика. | |
19 | Музыканты | Развитие творческих способностей. | Импровизация.Концерт «Маленькие музыканты». | |
20 | Музыканты | Подведение итогов. | Открытое занятие. | |
21 | МАРТ | Музыкальный зоопарк | Расширять представления о животных, развивать звукоподражание. | 1. Приветствие. |
22 | Музыкальный зоопарк | Закрепление. | Повторение.Игры. | |
23 | Музыкальный зоопарк | Развитие памяти. | Инсценировка. | |
24 | Музыкальный зоопарк | Подведение итогов. | Выступление. | |
25 | АПРЕЛЬ | Петушок | Развивать речь, подражание, воображение. | 1. Приветствие. |
26 | Петушок | Закрепление. | Повторение.Движения. | |
27 | Петушок | Развитие ролевой игры. | Инсценировка с распределением ролей. | |
28 | Петушок | Подведение итогов. | Открытое занятие. | |
29 | МАЙ | Прогулка | Расширять кругозор, развивать наблюдательность. | 1. Приветствие. |
30 | Прогулка | Закрепление. | Повторение. | |
31 | Прогулка | Развитие творческих способностей. | Импровизация. | |
32 | Прогулка | Подведение итогов. | Концерт. | |
33 | ИЮНЬ | На море | Развивать воображение, музыкальность. | 1. Приветствие. |
34–36 | На море | Закрепление, творчество, подведение итогов. | По аналогии: повторение, творческие задания, итоговое занятие. | |
37 | ИЮЛЬ | Лето | Закрепить пройденный материал, развить творческие способности. | 1. Приветствие. |
38–40 | Лето | Закрепление, творческий отчёт, итоговое занятие |
Взаимосвязь с другими образовательными областями
Речевое развитие: расширение словарного запаса, развитие связной речи, диалогической формы общения, проговаривание текстов песен.
Познавательное развитие: формирование представлений о природе, животных, временах года, музыкальных инструментах.
Социально-коммуникативное развитие: развитие навыков взаимодействия, сотрудничества, подчинения правилам игры.
Физическое развитие: развитие координации, мелкой моторики, общей двигательной активности.
Художественно-эстетическое развитие: восприятие музыки, развитие чувства прекрасного, участие в оформлении праздников.
Литература:
Программа «Музыка с мамой» / Авторская методика.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
Методические пособия по музыкальному воспитанию дошкольников.
Нотные альбомы, аудиоматериалы, наглядные пособия.
Подпись педагога: __________ /Тарасова А. В./
Дата: 01.10.2025