Конспект занятия «Музыкальное приключение»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 3 «Мозаика»
/data/files/q1513161029.pptx («Музыкальное приключение»)
(МДОУ «Детский сад № 3)
музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №3»
г. Петрозаводск
Голуб Светлана Владимировна
2017г.
Конспект занятия «Музыкальное приключение»
Цель – развитие у дошкольников музыкальных и творческих способностей посредством использования различных видов музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- развивать музыкально-двигательные способности детей (ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве);
- учить видеть красоту осенней природы через слушание музыки, исполнение музыкальных произведений и просмотр картин с изображением осени;
- продолжать учить петь естественным голосом песню «Осень»;
- развивать в детях эмоциональную отзывчивость к музыке;
Воспитательные:
- формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к самому себе;
- формировать коммуникативные навыки;
Оздоровительные:
-создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;
-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
Оборудование: фортепиано, аудиоаппаратура, компьютер, проектор, детские музыкальные инструменты, нотки для наград детям, светящийся шар.
Репертуар: «Марш» Ф. Надененко, «Всадники» Витлин, «Летчики, на аэродром» М. Раухвергер, «Веселый поезд» З. Компанеец, «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П. Чайковский, «Осень»А. Арутюнов, народная мелодия «Русский наигрыш», «Плетень» «Полька» Ю. Чичков, «Марш» Н. Леви, «Прелюдия» отрывок Бах.
Ход занятия:
Дети входят в зал под марш, на вторую часть музыки находят себе дружочка и встают врассыпную.
Муз. рук-ль. Что такое «здравствуй»? – лучшее из слов
Потому что «здравствуй» – значит будь здоров
Муз. рук-ль поет по трезвучию вверх: «Здравствуйте, дети»
Дети отвечают по трезвучию вниз «Здравствуйте»
Муз. рук-ль: Чтобы у нас на весь день сохранилось хорошее настроение, мы сейчас споем веселую трямди- песенку
Валеологическая «Трямди –песенка».
Дети стоят парами лицом друг к другу
Маленькие пальчики: трям-трям-трям! «здороваются» кончиками пальцев
Барабанят пальчики: трям-трям-трям!
А теперь ладошки: трям-трям-трям! То же ладошками
Кулачками постучим: трям-трям-трям! То же кулачками
По трям-трямски говорим:
Засопели носики: трям-трям-трям! Касаются друг друга носиками
Носики –насосики: трям-трям-трям!
А теперь мы улыбнулись, «Пружинка» улыбаются
Прыгнули и повернулись. Выполняют на месте по тексту
Мы в Трям-трямдии живем, Хлопают в ладоши
Трямди песенки поем: трям-трям-трям!
Дети садятся на стульчики.
Муз. рук-ль: утором, идя в детский сад, под дверью я нашла вот такое письмо (показывает) «Здравствуйте, ребята, как у вас дела? Знаю, что послушны вы и верные друзья. Пригласить хочу вас в гости, буду рада я видеть всех в стране прекрасной, где правит музыка одна!»
Муз. рук-ль: Вы согласны отправиться в мир музыки? (ответы детей). А средство передвижения мы выберем вместе, но, чтобы лучше видеть и слышать, сделаем зарядку для глаз и ушей.
Гимнастика для глаз
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Самомассаж ушей
Потрите ладошки друг об друга, чтобы они стали горячими. Правую ладошку положите на правое ушко, левую ладошку на левое ушко. Потрите ушки. Делаем это бережно. Возьмите за мочки уха и аккуратно потяните их вниз 3 раза- раз, два, три. Возьмите середину ушной раковины и потяните ушки в стороны- раз, два, три. Возьмите верхний край, потяните вверх 3 раза- раз, два, три. Пощипайте ушки снизу-вверх, с верху вниз. Молодцы! Массаж закончен – садитесь. Теперь наши ушки готовы слушать, а глазки посмотреть.
(Показ слайдов и слушание музыкальных фрагментов «Всадники» Витлина, «Летчики, на аэродром» М. Раухвергера, «Веселый поезд» З. Компанейца). (Дети решают, на чем поедут в путешествие, двигаются в соответствии с музыкой)
Муз. рук-ль: И куда же мы попали? (слайд с вопросительным знаком)
И вот, что вам сказать хочу.
Сегодня, здесь, сейчас
Я музыкальной феей
Быть хочу для вас!
(музыкальный руководитель надевает «волшебную мантию с нотками»)
Муз. рук-ль:
Я – фея музыки, друзья,
Меня, конечно, вы узнали.
Ведь каждый час я
День за днем
Вновь появляюсь в этом зале.
Живу в волшебной я стране
Где музыка лишь правит.
Дружите с музыкой всегда
Она лишь радость дарит.
Вы попали в музыкальную страну. В этой стране есть 5 музыкальных городов. В каждом городе вас ждут сюрпризы и задания, выполнив которые, вы получите буквы, из которых сложите слово и узнаете кто является королем всех инструментов
(Музыкальный руководитель взмахивает «волшебной» палочкой – загорается светящийся шар)
Раз два три- волшебный шар нам город покажи
(слайд «Город Ритма», выключить шар)
Мы попали в город ритма, этот город очень важен, ведь без ритма не может быть музыки. И сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Ритмическое эхо». Я прохлопаю ритм, свой для каждого, вы внимательно слушаете и повторяете: дети воспроизводят за педагогом короткие ритмические рисунки в медленном темпе (на данном этапе – правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая общего движения).
В моем музыкальном королевстве тоже наступила осень (слайд), одно из моих любимых времен года. Красоту русской природы воспели в своих произведениях русские композиторы классики. Наблюдая за осенней природой, мы замечаем, что осень не только унылая, но и красивая пора. Что происходит с природой осенью?
Ответы детей
Итог: Осень – полыхание красок в лесу и в полях, отлёт птиц. Лес одевается в осенний разноцветный убор. Появляются золотые листья на березе, желтые и багряные на осине. С каждым днем сильнее листопад. Земля покрывается разноцветными красками. Давайте все вместе расскажем стихотворение про осень.
Речевая игра с движениями «Листопад»
Осень! Осень! Листопад! Ритмичные хлопки
Лес осенний конопат. Щелчки пальцами
Листья рыжие шуршат Трут ладошкой о ладошку
И летят, летят, летят! Качают руками
Вы правильно выполнили все заданиям и получаете первую букву(Р)
Муз. рук-ль: Отправляемся дальше
(Музыкальный руководитель взмахивает «волшебной» палочкой – загорается светящийся шар)
Раз два три- волшебный шар нам город покажи
(слайд «Музыкальный город», выключить шар)
Муз. рук-ль: В музыкальном городе живут люди, которые пишут музыку. Как их называют? (ответы детей) Правильно, композиторы. Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание великого русского композитора П.И. Чайковского (слайд с фотографией), который в 1876г написал музыкальный альбом «Времена года». Одно из произведений этого сборника – «Осенняя песнь». Эта пьеса- русский пейзаж, напоенный грустью. Эпиграфом к этому произведению были выбраны слова А. Толстого:
«Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят…»
Презентация «Осенняя песнь» П.И.Чайковский
После прослушивания и просмотра обсудить увиденное, поговорить о музыке, какая она?
Муз. рук-ль: Сейчас все вместе расскажем еще одно стихотворение про осень
«Дождь» (игровой самомассаж с пением)
Дождь! Дождь! Надо нам «Бегают пальчиками по лицу» |
Муз. рук-ль: Вы очень интересно рассказали об услышанной музыке, поэтому получаете еще одну букву подсказку (А)
Муз. рук-ль: Ну что, ребята, нам пора отправляться в следующий город.
(Музыкальный руководитель взмахивает «волшебной» палочкой – загорается светящийся шар)
Раз два три- волшебный шар нам город покажи
(слайд «Город танцев», выключить шар)
Муз. рук-ль: Волшебный шар перенес нас в город танцев. Все жители этого города очень любят играть и танцевать. И их любимая игра называется «Музыкальные стульчики»
Ход игры: стулья расставлены по кругу спинкой в центр. Дети рассчитываются на 1-2-3, за каждым номером закреплена своя мелодия. Водящий стоит недалеко от круга. Педагог включает вальс для группы детей под № 1. Выполняют за водящим вальсовый шаг по кругу.
Группа детей под № 2 за водящим выполняют шаг польки.
Группа детей под № 3 за водящим идут хороводным шагом под русскую народную музыку. Если звучит марш, то все дети встают и маршируют за ведущим. Как только музыка заканчивается, дети быстро садятся на свободные стульчики. Кому не хватило, становится ведущим.
Муз. рук-ль: Хватит, дети, нам играть
Начинаем танцевать.
На таблички вы смотрите,
И движенья повторите
«Парный танец» хорватская народная мелодия с использованием мнемотаблиц (см. приложение)
Муз. рук-ль: Очень весело мы провели время в городе танцев, и вы узнаете еще одну букву вашего задания (О).
Но нам пора отправляться дальше. Сели на стульчики
(Музыкальный руководитель взмахивает «волшебной» палочкой – загорается светящийся шар)
- Раз два три- волшебный шар нам город покажи
(слайд «Город вокала», выключить шар)
Муз. рук-ль: Мы с вами в городе вокала. Слово «вокал» произошло от латинского слова «voce», голос, поэтому здесь живут певцы и певицы. У вас тоже у всех звонкие и красивые голоса, поэтому, чтобы получить еще одну букву, я предлагаю нам спеть песню «Осень» (исполняют песню).
Муз. рук-ль: И в этом городе вы справились с заданием, и получаете еще одну букву (Г). Чтобы узнать, как зовут короля инструментов, нам осталось побывать в последнем городе, садитесь на стульчики, отправляемся.
(Музыкальный руководитель взмахивает «волшебной» палочкой – загорается светящийся шар)
- Раз два три- волшебный шар нам город покажи
(слайд «Город оркестр», выключить шар)
Муз. рук-ль: Это последний город моей музыкальной страны, город оркестр. Что обозначает слово оркестр? (ответы детей: большое количество людей, играющих на разных инструментах)(слайд)
Муз.рук-ль: Первое задание: сейчас будет звучать русская народная музыка, вам нужно угадать, какой инструмент звучит. «Русский наигрыш» (во время прослушивания дети угадывают инструменты и их изображения появляются на слайде)
Муз.-рук-ль: Вы справились с этим заданием. Ребята, а хотите сами помузицировать?
Осенняя сказка
(речевая игра с музыкальными инструментами)
Тихо бродит по дорожке Тихо бьют ладошками по барабану
Осень в золотой одёжке.
Где листочком зашуршит, Маракасы
Где дождинкой зазвенит. Колокольчик
Раздается громкий стук: Деревянные палочки, кубики
Это дятел- тук да тук!
Дятел делает дупло- Ксилофоны
Будет белке там тепло. «Шуршалки»
Ветерок вдруг налетел,
По деревьям пошумел,
Громче завывает, Тремоло бубнов
Тучки собирает.
Дождик- динь, дождик- дон! Колокольчики, металлофоны
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет- Все инструменты
Осень яркая идет!
Муз. рук-ль: Получайте последнюю букву (Н). Если сложить вместе все буквы, то получится имя короля всех инструментов, недаром мы находимся в городе оркестр. (Складывают буквы на мольберте) Получилось слово «орган» (слайд «орган») Орган- самый большой, самый величественный музыкальный инструмент. Очень древний и, пожалуй, самый сложный из всех существующих в мире инструментов. Название этого инструмента происходит от древнегреческого слова organon – то есть, орудие или инструмент. Звучит орган при помощи труб (слайд) с различным тембром, в эти трубы при помощи мехов нагнетается воздух. Трубы в органе разные: (слайд) деревянные, металлические, с язычками и без них, тонкие и потолще. Поэтому и звуки получаются совершенно разные.
Овладеть игрой на органе не очень просто. Для извлечения звуков из этого инструмента нужно использовать сразу несколько клавиатур (слайды) – мануалов (это клавиатуры для рук), и педальную клавиатуру (для ног).
Среди всех музыкальных инструментов именно орган занимает первое место по своему звуковому богатству и выразительности. И вовсе не зря в музыкальном мире орган именуется Королем инструментов.
- Давайте послушаем, как звучит орган «Прелюдия» Бах, отрывок
Муз. рук-ль: Вот и подошло к концу наше путешествие. Но прежде, чем мы вернемся обратно в детский сад, вы расскажете, что запомнилось больше всего на занятии. (Дети выражают свое отношение к занятию – рефлексия). А на прощание хочу поблагодарить вас и подарить вам весёлые нотки, но, как вы видите, они все белого цвета. Я хочу, чтобы, вернувшись в группу, вы раскрасили свои нотки в тот цвет, который больше всего подойдет к вашему настроению. Возвращаемся домой?
(Музыкальный руководитель взмахивает «волшебной» палочкой – загорается светящийся шар)
- Раз два три- волшебный шар нас в детский сад верни (слайд «Детский сад», выключить шар).
Ну вот, мы с вами и в детском саду. (Снимает плащ). И я уже не Фея музыки, а музыкальный руководитель. Давайте прощаться.
Муз. рук-ль: поет вверх по гамме «До свидания»
Дети: поют вниз по гамме «До свидания»
Под «Марш» Леви уходят в группу
Список литературы:
Арсеневская О.Н Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду ФГОС Издательство «Учитель» 2015.
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения. М., «Музыка» 2000.
Парфенов И. домик в Клину. Курган, 1990.
Под большим шатром голубых небес. Стихи русских поэтов. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1982.
Чайковский П. Времена года. М., Музыка 1974.
Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982. -271.
Интернет-источник: http://womanadvice.ru/zagadki-pro-osen-dlya-doshkolnikov
Приложение
Пояснительная записка
к тематическому музыкальному занятию «В стране музыки»
Музыкальный руководитель Голуб С.В.
Участники: воспитанники подготовительной группы.
Длительность занятия 30 мин, 2 раза в неделю
Место проведения: музыкальный зал
Занятие художественно - эстетической направленности, составлено в соответствии с требованиями комплексной программы «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Б.Зацепиной под редакцией М.А.Васильевой, Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, с использованием ИКТ, а также здоровьесберегающих технологий.
В процессе занятия происходила интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий музыкального руководителя и детей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип психологической комфортности.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: наглядный метод (мнемотаблицы, презентации инструментов, портрет композитора), практический метод (игра «Музыкальный стульчик», самомассаж, оркестр), словесный метод (беседа о композиторе, о музыкальных инструментах), прием эмоциональной заинтересованности (получить все буквы). Использование ИКТ позволило усилить познавательный интерес к занятию, разнообразили процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделали встречу с музыкой более яркой, интересной. Применение здоровьесберегающих технологий помогло сохранить положительный эмоциональный настрой у каждого ребенка, повысить адаптивные возможности детского организма (активизация защитных свойств, устойчивости к заболеваниям).
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей: предложение отправиться в музыкальную страну. Дети выбирают, на чем бы они хотели отправиться в путешествие.
Для усиления интереса к занятию вводится интригующая проблемная ситуация (только выполнив все задания можно узнать имя короля инструментов). Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы, играют на музыкальных инструментах, рассказывают о музыке. В процессе занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). В процессе образовательной деятельности стараюсь создать условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно выполнять задания, чтобы узнать имя короля инструментов. Проявляю умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
На определённых этапах музыкального занятия решались все поставленные задачи.
Во вступительной части занятия валеологическая песенка настроила воспитанников на позитивный лад, игровой момент с письмом вызвал у детей интерес, создал сказочную, таинственную атмосферу. Перевоплощение меня в фею музыки послужило сюрпризным моментом и способствовало организации внимания.
Беседы о музыке были направлены на обогащение словарного запаса, сопровождались показом презентаций, что усиливало эмоциональный отклик. Игра на шумовых инструментах способствовала развитию ритмического слуха, внимания.
Эмоциональный отклик у детей вызвало исполнение заранее выученных песен «Осень» А. Арутюнова и «Полька» Ю. Чичкова, где дети могли проявить свои способности соотносить двигательные ощущения с музыкой при исполнении элементов танца.
Подвижная музыкальная игра «Музыкальные стульчики» дала возможность не только подвигаться детям, но и способствовали развитию ориентировки и свободы движений в пространстве зала, коммуникативным навыкам.
За счёт использования мной на музыкальном занятии разнообразных методов, приёмов, сюрпризных моментов, яркого иллюстративного материала, знакомство с музыкальной культурой происходит в процессе увлекательных для ребёнка видов деятельности – музыкальной, танцевальной, игровой, что обеспечивает высокую эффективность усвоения материала.
Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.
Занятие послужило средством приобретения и закрепления у детей знаний о видах музыкального искусства, обогащения детской игровой деятельности, вызвало радостные переживания.
Ястребова Элла Ревнеровна
Крюкля Оксана Владимировна
Сидорова Татьяна