"Мятежный гений вдохновения» (210 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова)

1
0
Материал опубликован 11 October в группе

Библиотечный урок «Литературный юбилей»

Тема: «Мятежный гений вдохновения» (210 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова)

Цель урока:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова, подчеркнуть его вклад в русскую литературу.

Задачи урока:

  • Рассказать о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова;
  • Продемонстрировать основные темы и мотивы его произведений;
  • Познакомить с ключевыми произведениями поэта;
  • Обсудить влияние творчества Лермонтова на русскую культуру.

План урока:

  1. Вступление:
    • Приветствие учеников и объявление темы урока.
    • Краткая биография М.Ю. Лермонтова: детство, юность, образование, творчество.
    • Детство и юность поэта.
    • Образование и начало творческого пути.
    • Творчество Лермонтова и его влияние на современников.
  2. Основная часть:
    • Анализ ключевых произведений М.Ю. Лермонтова.
      • Обзор основных тем и мотивов произведений.
      • Подробный анализ 1-2 стихотворений поэта: выявление особенностей стиля и языка.
  3. Заключение:
    • Подведение итогов урока и ответы на вопросы учеников.
    • Домашнее задание: подготовить сообщение о любом произведении М.Ю. Лермонтова по выбору.
  4. Рефлексия:
    • Обсуждение впечатлений от урока.
    • Оценка собственной работы на уроке.
    • Определение того, что было наиболее интересным и полезным.

Основные тезисы урока:

  • М.Ю. Лермонтов — один из самых ярких представителей русской литературы XIX века.
  • Его произведения отличаются глубиной мысли, философским содержанием и яркой образностью.
  • Творчество Лермонтова оказало большое влияние на развитие русской поэзии и прозы.

Лекционный материал:

Биография М.Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урождённой Арсеньевой, единственной наследницы значительного состояния своей матери Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Брак был заключён против воли Елизаветы Алексеевны, поэтому она настояла на том, чтобы внук рос в её имении Тарханы Пензенской губернии. Бабушка делала всё для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернёров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).

Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка предпринимала утомительные путешествия на Кавказ (1818, 1820, 1825) для лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок остались у Михаила на всю жизнь.

В 1827 году семья переезжает в Москву, и 1 сентября 1828 года Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия — его призвание. К этому времени относятся первые ученические поэмы Лермонтова, написанные по мотивам произведений Байрона, которого он в то время увлечённо переводил («Черкесы», «Кавказский пленник»).

Осенью 1830 года поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворённость Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами студента, едва начавшего курс, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832 году.

Лермонтов едет в Санкт-Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете. Однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще.

Он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведённые в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, «страшными». Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать стихи.

После окончания школы в 1834 году Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка. До 1837 года жил в Петербурге светской жизнью. Поэт наблюдает быт и нравы петербургского общества и пишет свои самые известные произведения: драму «Маскарад», поэму «Боярин Орша», начинает работать над романом Штосс.

Однако уже весной 1837 года после появления стихотворения «Смерть поэта» его высылают в Нижегородский драгунский полк, который стоял тогда на Кавказе. Ссылка продлилась до октября 1837 года. Несмотря на кратковременность службы на Кавказе, Лермонтов сильно меняется в нравственном плане. Он много размышляет, сопоставляя увиденную им жизнь с судьбами разных людей. Итогом этого периода становится поэма «Штосс», начатая в ссылке и законченная уже в Санкт-Петербурге.

Благодаря хлопотам бабушки, Лермонтова возвращают в столицу. С 1838 по 1840 год Михаил Юрьевич служит в гусарском полку, стоящем в Царском Селе. В это время он входит в литературные круги Петербурга, печатает в журналах лирические стихи: «Дума», «Поэт», «Родина».

Дуэль с сыном французского посла Эрнестом де Барантом в феврале 1840 года привела к новой ссылке на Кавказ. Это была уже вторая ссылка поэта. На этот раз он попадает уже не в мирную обстановку, а на театр боевых действий. За участие в военных действиях Лермонтов представляется к наградам, но император Николай I отклоняет представление. Ему было запрещено представляться к орденам, было высочайше повелено выдержать его на Кавказе ещё некоторый срок.

Во время отпуска в Петербурге Лермонтов написал стихотворение «Шёлковый шнурок», посвящённое очередной дуэли. После чего, окончательно осознавая всю серьёзность положения, Лермонтов больше не позволял себе неосторожного поведения.

Зимой 1841 года, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург, надеясь получить отставку и остаться в столице. Когда ему отказала очередная «петербургская дама сердца», поэт в сердцах произнёс оскорбительное замечание о ней своему приятелю. Тот, горячий офицер, вызвал поэта на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. Поэт был убит выстрелом в грудь навылет.

Творчество М.Ю. Лермонтова

Творчество Лермонтова можно условно разделить на два периода: ранний (1828–1836) и зрелый (1837–1841).

Ранний период — время поиска себя, своего голоса. В эти годы Лермонтов пробует себя в различных жанрах: элегии, романсы, баллады, посвящения, послания.

Зрелый период связан с переосмыслением жизненных ценностей, разочарованием в окружающей действительности. Это время создания знаменитых стихотворений «Дума», «Выхожу один я на дорогу», «Прощай, немытая Россия», романа «Герой нашего времени», поэмы «Демон».

Основные темы творчества Лермонтова: одиночество, свобода, борьба, судьба, любовь. Эти темы проходят через все его произведения.

Мотивы творчества Лермонтова разнообразны: мотив одиночества и отверженности, мотив странничества, изгнанничества, свободы и борьбы, любви и смерти. Они отражают внутренний мир поэта, его переживания и размышления о жизни.

Стиль Лермонтова отличается эмоциональностью, выразительностью, глубиной мысли. Язык его произведений богат метафорами, эпитетами, сравнениями, которые помогают создать яркие образы и передать настроение.

Творчество М. Ю. Лермонтова оказало огромное влияние на русскую литературу и культуру. Оно стало основой для развития новых направлений и жанров, таких как психологический роман и философская лирика.

Например, стихотворение «Парус» написано в 1932 году в возрасте 18 лет. В стихотворении описывается одинокий парус, плывущий по морю. Автор сравнивает его с собой, находя общие черты: оба они одиноки, ищут свой путь, пытаются обрести свободу. Стихотворение передаёт чувство одиночества, стремление к свободе и непонимание того, как её достичь.

Стихотворение состоит из трёх четверостиший. В первом четверостишии автор описывает картину моря и одинокого паруса. Во втором четверостишии он задаёт вопрос: «Что ищет он в стране далёкой?». В третьем четверостишии даётся ответ: «Увы! Он счастия не ищет, И не от счастия бежит!».

Это стихотворение является ярким примером раннего периода творчества Лермонтова. Оно отражает поиск себя, своего места в мире, желание свободы и независимости.

Ещё одним ярким произведением Лермонтова является стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», написанное в 1837 году. Это стихотворение состоит из четырёх четверостиший и описывает красоту природы, которая успокаивает душу человека и позволяет ему забыть о своих проблемах и тревогах.

Первые три строфы описывают различные проявления природы: «Когда волнуется желтеющая нива / И свежий лес шумит при звуке ветерка, / И прячется в саду малиновая слива / Под тенью сладостной зелёного листка». Четвёртая строфа подводит итог: «Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе, — / И счастье я могу постигнуть на земле, / И в небесах я вижу бога».

Это произведение является примером зрелого периода творчества Лермонтова, когда поэт обращается к теме природы как к источнику гармонии и умиротворения.

Рефлексия

Вопросы для обсуждения:

  • Что нового вы узнали сегодня?
  • Можете ли вы назвать Лермонтова М.Ю. «своим» поэтом?
Комментарии
Комментариев пока нет.