«Железная дорога» Н.А. Некрасова
Урок литературы в 6 классе
«Железная дорога» Н.А. Некрасова
Урок литературы в 6 классе
Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении, которое мы сегодня будем читать?
Николай Алексеевич Некрасов
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
До появления железных дорог из города в город ездили на дилижансе или, если это возможно, путешествовали по воде. Дорога от Петербурга до Москвы на дилижансе занимала пять – шесть дней настоящего кошмара, ведь невозможно было ни вдремнуть, ни прилечь, ни даже удобно сесть, а трясло на знаменитых российских дорогах немилосердно.
До появления железных дорог из города в город ездили на дилижансе или, если это возможно, путешествовали по воде. Дорога от Петербурга до Москвы на дилижансе занимала пять – шесть дней настоящего кошмара, ведь невозможно было ни вдремнуть, ни прилечь, ни даже удобно сесть, а трясло на знаменитых российских дорогах немилосердно.
Путь от Петербурга до Москвы на поезде по новой дороге занимал немногим меньше суток – и это, безусловно, был прорыв. Хотя билет стоил недешево: до 19 рублей (для сравнения: курица стоила 70 копеек).
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
В природе «безобразья» нет. Но не то среди людей! Строительство железной дороги потребовало огромных жертв.
В природе «безобразья» нет. Но не то среди людей! Строительство железной дороги потребовало огромных жертв.
На каждую версту приходилось примерно двое погибших.
Почти все строители были крепостными. Их согласия никто не спрашивал.
…Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты
Впрочем, большинство сами хотели на стройку и даже давали взятку за право поработать на железной дороге, а потом еще проходили «экзамен»: надо было пронести тяжелый рельс взад и вперед.
Впрочем, большинство сами хотели на стройку и даже давали взятку за право поработать на железной дороге, а потом еще проходили «экзамен»: надо было пронести тяжелый рельс взад и вперед.
Если шел сильный дождь и работать было нельзя, этот день рабочим не оплачивался.
Если шел сильный дождь и работать было нельзя, этот день рабочим не оплачивался.
Жили они в землянках, пища была бесплатная (и очень некачественная), работа шла весь световой день. Нормы завышались, а при замерах десятники мошенничали.
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!
Откуда недоимки?
В день землекоп получал около 19 копеек. Но если он болел, то с него вычитали за пропущенный рабочий день и за лазарет, в сумме – 20 копеек.
На некоторых участках представитель подрядчика так завышал норму, что выполнить ее было в принципе невозможно. За невыполнение нормы тоже удерживали деньги.
За прогул брали штраф. Причем существовала круговая порука: штраф за одного удерживали со всей артели.
Мошенничество процветало везде: например, подрядчику платили по полтора рубля за шпалы, а он покупал их у субподрядчика по 70 коп., тот же, в свою очередь, покупал шпалы по 27 копеек!
Мошенничество процветало везде: например, подрядчику платили по полтора рубля за шпалы, а он покупал их у субподрядчика по 70 коп., тот же, в свою очередь, покупал шпалы по 27 копеек!
Ответьте на вопросы:
1. Где автор использует антитезу?
2. Что возмущает автора?
3. Чем восхищается автор?
4. Что такое ирония? Где автор ее использует?
5. Строительство железной дороги – это было правильное решение или нет?
6. Можно ли было избежать жертв?
7. Какое впечатление оставило у тебя это стихотворение?