Презентация к уроку литературы в 6 классе «Власть и народ в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога"»
«Вот они – нашей дороги строители!» Власть и народ в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»
Путешествие по Николаевской железной дороге
Приобретите билет, ответив на вопросы проверочной работы
Занимайте свои места!
В дорогу…
Под стук колес приятно думается…
Ваня (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька! Разговор в вагоне
Граф Петр Андреевич Клейнмихель Российский государственный деятель, Курировал строительство Николаевской железной дороги.
«Славная осень…»
Эпитеты Славная, здоровый, ядреный, усталые, студеной, мягкой, желты, свежи, морозные, ясные, тихие, лунным
Сравнения как тающий сахар, как в мягкой постели, как ковер
«НЕТ безобразья в природе!»
В России в середине 19 века строятся заводы, фабрики, железные дороги. Дымящие трубы заводов словно разбудили крестьянскую Русь.
С 1843 по 1851 гг. идет строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Работы шли одновременно с двух сторон – от Петербурга и от Москвы. Протяженность дороги составила 604 версты, это 645 км. В честь императора Николая I эта дорога названа Николаевской железной дорогой.
Во главе строительства этой железной дороги стоял граф Петр Андреевич Клейнмихель. Он был казнокрад и деспот, считал, что честь и слава строительства железной дороги принадлежит только ему.
Граф П.А.Клейнмихель заставлял работать не жалея сил, несмотря ни на какие погодные условия. Он не щадил никого! Люди работали по колено в воде, голыми руками.
Граф П.А.Клейнмихель, не задумываясь, губил человеческие жизни, чтобы быстрее закончить строительство железной дороги. Такое отношение к простому народу было свойственно огромному количеству дельцов-промышленников и царских чиновников.
На строительстве железной дороги работало около 63 тысяч человек ежегодно! Основные орудия труда – кирка, лопата и тачка.
Первая публикация стихотворения состоялась в журнале «Современник» в 1865 году с подзаголовком «Посвящается детям» и фиктивной датой - «1855», что было сделано во избежание цензурных проблем.
В эпиграфе мы видим две реплики из беседы в вагоне отца и сына, которые четко определяют проблематику всего произведения: Ваня (в кучерском армячке). Папаша! Кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреич Клейнмихель, душенька!
«В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему»
«Он-то согнал сюда массы народные…»
«…Многие – в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе»
Сон заставляет забыться…
«…Тень набежала на стекла морозные… Что там? Толпа мертвецов!»
«…Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Высокорослый больной белорус…»
«Благослови же работу народную И научись мужика уважать»
Н.А.Некрасов считал народ творцом всех материальных и духовных ценностей. Труд народа, построившего железную дорогу в невыносимых условиях – это свидетельство неиссякаемых духовных сил. Поэт говорит, обращаясь ко всему молодому поколению:
В эту минуту свисток оглушительный Взвизгнул – исчезла толпа мертвецов!
«Русских племен и пород представители Вдруг появились – и он мне сказал: «Вот они – нашей дороги строители!..»
Как вы понимаете заключительные строки стихотворения? Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?
ЗаХоХоТаЛ генерал!
Правда генерала: народ - это Варвары! Дикое скопище пьяниц!..
«Светлая сторона» «Каждый подрядчику должен остался…» «...Бочку рабочим вина выставляю И – недоимку дарю!..» «Выпряг народ лошадей – и купчину С криком «ура!» по дороге помчал…»
Какое из этих слов более всего подходит для определения интонации? Презрение Негодование Насмешка Ирония Гнев
Ирония автора Ирония – тонкая, затаенная насмешка, употребление слова в обратном, противоположном его значении
Авторская мысль: народу надо помочь, если он не в силах сделать это сам
Н.А. Некрасов везде видел людские страдания и слезы, несправедливость и жестокость по отношению к народу
Николаевский железнодорожный вокзал вчера и сегодня