Урок литературы на тему «Н.А. Некрасов "Железная дорога". Роль пейзажа»
Составила: учитель русского языка и литературы
МАОУ «ООШ №2» г. Верхотурье,
Надельнюк Алиса Александровна
Урок литературы в 6-м классе на тему: Н.А. Некрасов. «Железная дорога»
Роль пейзажа.
«Я лиру посвятил народу своему»
(Н.А.Некрасов)
Цели урока.
Обучающие:
Продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова.
Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста.
Сформировать мнение о Н.А.Некрасове как о поэте и человеке.
Научить оперировать понятиями: риторический вопрос, антитеза, ирония, патетика, сравнение, эпитет, олицетворение.
Развивающие;
Развивать в детях наблюдательность, творческое воображение.
Развивать умение чётко излагать и объяснять свои мысли, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитать гражданственность, патриотизм.
Воспитать активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.
Воспитать уважение к людям труда.
Планируемые результаты:
Предметные: умение анализировать стихотворный текст, умение определять тему и проблему текста, композиционное своеобразие, находить тропы и определять их роль в тексте; умение выявлять авторскую позицию.
Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
личностные: воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции на примере жизни и творчества поэта, воспитание уважения к людям труда.
Оборудование и материалы: репродукция И. Левитана « Полотно железной дороги», аудиозапись отрывка из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз красный нос», аудиозапись стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»
1.Вступительное слово учителя.
Постановка темы. Проблемный вопрос.
Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам послушать отрывок известного вам произведения. (Прослушивание отрывка из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз красный нос»).
Кто автор этого произведения? (ответы детей: Н. А. Некрасов) Творчество какого русского поэта 19 века мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
Перед вами на доске картина известного русского художника И. Левитана. Что на ней изображено? (Ответы детей: железная дорога).
Появление железной дороги в России стало знаменательным событием, которое нашло свое отражение в произведениях литературы и живописи.
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога».
Николай Алексеевич Некрасов. Что вы помните об этом поэте? Давайте обратим внимание на эпиграф урока. (Напомним, что эпиграф – это краткое изречение, которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль).
Н.А.Некрасов – достойный сын своего народа, достойный гражданин своего отечества. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу народа и остался верен этой теме навсегда. Он открыл для русской поэзии нового героя – простого человека, русского мужика, труженика. Этот герой стал центральной фигурой его поэзии.
Стихотворение было написано Некрасовым в 1962г., а опубликовал он его спустя 3 года. В этом стихотворении речь идёт о постройке в 1846-1851гг. Николаевской, ныне Октябрьской железной дороги, соединявшей тогда столице Петербург с Москвой.
2.Сообщение о строительстве железной дороги между Москвой и Санкт Петербургом, об истории создания стихотворения. (Слово заранее подготовленному учащемуся).
Ученик 1:
Строительством Николаевской железной дороги руководил известный своей жестокостью граф Клейнмихель. Стремясь как можно скорее закончить строительство и тем самым угодить царю Николаю 1, он был беспощаден к рабочим. Вот что рассказывал близкий знакомы Некрасова инженер В.Панаев, который сам работал на этой стройке:
«Землекопы преимущественно нанимались в Витебской и Виленской губерниях из литовцев. Это был самый несчастный народ по всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно сказать, вознаграждения».
Факты, приведённые в рассказе инженера Панаевым и отражённые в «Железной дороге», не были единичными. Вот, например, что писал в 1860 году Н.Добролюбов в статье «Опыт отучения людей от пищи» об условиях, в которых велось строительство Волго-Донской железной дороги:
«Рабочие живут в выкопанных в земле ямах: в этих ямах устроены по обеим сторонам нары, и на них нет соломы, ни рогожек: под боком доска, в голове – кулак. Шалаши сделаны с такой небрежностью, низки, тесны и без отверстий для воздуха. Шалашей сделано мало: по 20 человек лежат в каждом из них, а когда число заболевших возрастает и привозят новых людей, им приходится лежать на земле и ждать, пока не состроят новые помещения… Распорядители нашли нужным расставить военных казаков по всем пунктам пребывания рабочих, и даже около лазарета стоят два казака с саблями и нагайками…Больных возят на одной телеге четверых по пыльной, знойной степи, за 25 вёрст. Лазарет – просто собачьи конуры».
Слово учителя:
В 1861 году была принята реформа об отмене крепостного права. Крестьяне наконец-то стали свободными. Но современники, в том числе и Некрасов были вынуждены признать, что в жизни бедных людей мало что изменилось, свобода не принесла народу облегчения. Но поэта не оставляла надежда на то, что новые поколения, избавившись от рабства, станут свободными и сумеют самостоятельно определить свой жизненный путь:
Хочешь – останешься век мужиком,
Сможешь – под небо взовьёшься орлом.
(«Свобода»)
Конечно же, Некрасов понимал, что сделать это очень не просто. Ведь в ходе проведённой реформы крестьяне не получили достаточных наделов земли, которые могли бы их прокормить, и вынуждены были искать любую возможность заработать. Одни шли на заводы и фабрики, другие на строительство дорог и т.п.
В 1864 году он написал стихотворение «Железная дорога». В его основу поэт положил реальные факты, связанные со строительством Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург. Почему же Некрасов обратился к уже прошедшим временам? Вероятнее всего, он хотел подчеркнуть, что и после освобождения народа мало что изменилось: тот же нечеловеческий труд, те же невыносимые условия, в которых приходилось работать, тот же произвол всякого рода подрядчиков, десятников и проч. Но самое главное – поэт решил воспеть героический труд народа и показать, кто же является истинным созидателем материальных ценностей, в том числе и железных дорог.
Анализ стихотворения.
Слово учителя:
Теперь обратимся к тексту. Внимательно вчитаемся в строки произведения.
В парах учащиеся составляют план стихотворения и записывают его в тетрадь.
Возможный вариант плана:
1. «Славная осень!»
2. «Вы мне позвольте при лунном сиянии правду ему показать!»:
а) «голод согнал сюда массы народные»;
б) нечеловеческий труд строителей железной дороги;
в) «научись мужика уважать»;
г) вера поэта в будущее России.
4. Презрение генерала к простому народу.
5. Эпилог.
Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части? (Это пейзаж, изображение осенней природы)
Каким настроением он проникнут? (Настроением бодрости, ясности, покоя. Дважды повторяется восклицание «Славная осень!» Настроение умиротворения подтверждается строкой из последней строфы 1 части: «Всё хорошо под сиянием лунным».)
Обратите внимание на лексику в 1 части.
Словарная работа (заранее подготовленные учащиеся объясняют значение слов):
Ядрёный – свежий, здоровый.
Кочи – кочки.
Обаяние – незнание правды, неведение.
Колтун – волосы, сбившиеся в плотный ком.
Заступ – лопата.
Десятник – старший над группой рабочих.
Лабаз – помещение для хранения муки и зерна.
Лабазник – торговец, владелец лабаза.
Подрядчик – лицо, нанявшее рабочих.
Присадистый – приземистый, плотный.
Недоимка – долги, то, что рабочие по подсчётам остались должны.
Ватикан – дворец Папы Римского.
Колизей – цирк в Риме, построенный в античные времена.
Святой Стефан – собор в столице Австрии Вене.
Аполлон Бельведерский – скульптура, изображающая античного бога Аполлона.
Термы – бани в древнем Риме, являвшиеся также спортивными, общественно-культурными заведениями.
Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт? (Эпитеты: «славная осень», «здоровый, ядрёный воздух», «лёд неокрепший», «речка студёная», «морозные ночи». Сравнения: «лёд словно тающий сахар», «листья лежат, как ковёр», «около леса, как в мягкой постели, выспаться можно». Радостное, бодрое настроение. Ощущение даже вкуса свежего морозного воздуха).
Какое слово выбивается из этого ряда? («Безобразие»). Безобразия нет в природе, значит где-то оно есть, и на фоне прекрасного, мирного осеннего пейзажа, что-то должно произойти. Об этом мы узнаем из второй части произведения на следующем уроке.
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель предлагает составить хайку (хокку):
1 строка: «Я узнал или увидел что-то»
2 строка: « Какого..»
3 строка: «Как»
Учащиеся заполняют карточки самооценки.
Домашнее задание
1) Прочитать вторую часть стихотворения.
2) Выразительное чтение наизусть первой главы.