Технологическая карта урока. Н.А. Некрасов «Железная дорога» (Литература, 6 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: литература
Класс: 6
Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2013.
Тема урока: « Стихотворение Н.А.Некрасова « Железная дорога».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока.
Содержательные: 1) познакомить учащихся с важными этапами детства и юности поэта; познакомить со стихотворением «Железная дорога».
Деятельностные: 1) формирование у учащихся умений проводить комплексный анализ поэтического текста.; 2) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Мотивация к деятельности |
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Вовремя прозвенел звонок. Все готовы на урок? Посмотрите, все ли в порядке: учебники, тетрадки? Хорошо! Садитесь. Начинаем наш урок. Откройте учебник и посмотрите на портрет Н.А. Некрасова. (работа по портрету) (Значение эпиграфа) Обратите внимание на эпиграф к статье о Некрасове: « Воля и труд человека Дивные дивы творят…». Как вы понимаете эти слова? Я желаю вам, чтобы ваш труд на уроке принёс успешный результат. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте друг другу удачи.
|
(Отвечают на вопросы, рассуждают) Записывают эпиграф. Отвечают на вопрос , высказывают своё мнение. |
Л- смыслообразование, П-общеучебные универсальные действия, К-уметь формулировать собственное мнение и позицию, Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
2. Актуализация знаний |
Знакомство с биографией поэта. Презентация о жизни и творчестве Н.А. Некрасова. Прослушивание стихотворения « Железная дорога» по фонохрестоматии. |
Читают вслух статью в учебнике о Н.А. Некрасове, (делают короткие записи в тетради). После презентации добавляют, что еще узнали о Некрасове (отвечают устно, коротко формулируют мысль и записывают в тетрадь). Слушают стихотворение. |
П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения высказывать свое мнение, доказывать правильность своего мнения; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия; |
3. Первичное закрепление материала |
Анализ художественного текста. Работа по группам. |
Высказывают собственное мнение. Все: Каким настроением проникнуто стихотворение? (Отвечают) 1 группа: Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части? Выпишите слова, которые помогают это сделать. 2 группа: Выпишите лексику, создающую настроение в 1 части. Работают самостоятельно, затем проверяем все вместе. |
П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
4. Самостоятельная работа с проверкой |
Работа с тестом. (Раздаю тесты) 1.Н. А. Некрасов использует звукопись в строках «...Быстро лечу я по рельсам чугунным,/Думаю думу свою...» для передачи а) скорости движения поезда в) звука свиста ветра б) звучания перестука колес г) внутреннего состояния героя 2. Какое слово в монологе заменяет определение «железная дорога», «рельсы чугунные»? а) насыпи узкие в) коробушка б) дороженька г) дебри бесплодные 3. С какой целью Н. А. Некрасов вводит в стихотворение «Песню мертвецов»? а) напугать читателя б) показать широкую панораму России в) изобразить реалистичную картину строительства железной дороги г) вызвать сострадание к тяжелому положению народа 4. Сопоставьте строки. Что в них выражено? 1) ...любо нам видеть свой труд... 2) Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной. Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой... а) авторское противоречие б) жалоба труженика в) осознание значения понесенных жертв 5. Как показан автором генерал? а) сочувственно б) иронически в) сатирически 6. В чем суть спора и разногласий генерала и попутчика? а) в том, кто является строителем дороги б) во взглядах на роль народа в истории развития общества в) в понимании значения культуры для народа 7. С какой целью автор вводит в стихотворение четвертую часть? Ведь основная тема стихотворения (вера автора в торжество народа) исчерпана уже во второй части. а) показать долготерпение, забитость народа б) выразить авторское негодование по поводу слепого подчинения народа эксплуататорам в) показать «светлую сторону» отношений рабочего и хозяина 8. Почему стихотворение начинается с вопроса сына отцу? а) связь с будущим России б) попытка пробудить молодое поколение к действию в) тема детства является одной из излюбленных для писателя. (Проверяем, если были ошибки, обсуждаем и исправляем) |
Работают самостоятельно, ищут ответы в тексте стихотворения. |
П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, К- уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; |
5. Закрепление |
Словесное рисование. Работа с деталями. -В чём созидательная сила труда? -Почему лирический герой обращается к Ване? -Каково авторское отношение к изображаемому? Пишут мини – сочинение по предложенному началу: « В стихотворении « Железная дорога» Н.А. Некрасов пишет о ….» |
Фронтальная работа. Учащиеся рассказывают, какие картины они представляют при чтении текста. Отвечают на вопросы. Пишут мини - сочинение |
П- использование символических средств для решения задач; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию, словесно рисовать представляемую картину |
6. Рефлексия |
1.Продолжить предложение: «Я узнал сегодня на уроке… » 2. Заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы), затем- общая оценка за урок. -Какие были трудности, где вы поставили себе самый низкий балл, где-самый высокий? Поправки и комментарий товарищей и учителя, выставление оценок за урок. 3. Домашнее задание ( первое задание у всех одинаковое- прочитать выразительно текст, а второе- на выбор, каждый выбирает себе одно задание из трех): 1) Прочитать выразительно текст, ответить на вопросы (устно). 2)Прочитать выразительно текст, выучить отрывок наизусть. 3)Прочитать выразительно текст, ответить на вопрос (письменно): «Как автор относится к тому, о чем пишет в своем стихотворении?» |
Составляют предложения по данному началу, выставляют себе оценки за урок, заполняя карточки по каждому виду работы; выставляют себе общую оценку за урок. выбирают домашнее задание. |
Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания», П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы; Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя. |
Валентина
Рябухина З.А.
Нилова Ольга Александровна