Технологическая карта урока. Н.А. Некрасов «Железная дорога» (Литература, 6 класс)

18
3
Материал опубликован 12 July 2017


                                     ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный  предмет:  литература

 Класс: 6

Автор  УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.:  Просвещение, 2013.

Тема урока: « Стихотворение Н.А.Некрасова « Железная дорога».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока.

Содержательные: 1) познакомить учащихся с важными этапами детства и юности поэта; познакомить со стихотворением «Железная дорога».

 Деятельностные: 1) формирование у учащихся умений проводить комплексный анализ поэтического текста.; 2) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию.

 Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Вовремя прозвенел звонок. Все готовы на урок? Посмотрите, все ли в порядке: учебники, тетрадки? Хорошо! Садитесь. Начинаем наш урок.

Откройте учебник и посмотрите на портрет Н.А. Некрасова. (работа по портрету)

(Значение эпиграфа)

Обратите внимание на эпиграф к статье о Некрасове: « Воля и труд человека

Дивные дивы творят…». Как вы понимаете эти слова?

Я желаю вам, чтобы ваш труд на уроке принёс успешный результат.  Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте друг другу удачи.

 

(Отвечают на вопросы, рассуждают)

Записывают эпиграф.

Отвечают на вопрос , высказывают своё мнение.

Л- смыслообразование,

П-общеучебные универсальные действия,

К-уметь формулировать собственное мнение и позицию,

Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

2. Актуализация знаний

Знакомство с биографией поэта. Презентация о жизни и творчестве Н.А. Некрасова.

Прослушивание стихотворения « Железная дорога» по фонохрестоматии.

Читают вслух статью в учебнике о Н.А. Некрасове, (делают короткие записи в тетради). После презентации добавляют, что еще узнали о Некрасове (отвечают устно, коротко формулируют мысль и записывают в тетрадь). Слушают стихотворение.

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения высказывать свое мнение, доказывать правильность своего мнения; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия;

3. Первичное закрепление материала

Анализ художественного текста.

Работа по группам.

 

Высказывают собственное мнение.

Все:

Каким настроением проникнуто стихотворение? (Отвечают)

1 группа:

Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части? Выпишите слова, которые помогают это сделать.

2 группа: Выпишите лексику, создающую настроение в 1 части.

Работают самостоятельно, затем проверяем все вместе.

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок.

4.

Самостоятельная работа с проверкой

Работа с тестом. (Раздаю тесты)

1.Н. А. Некрасов использует звукопись в строках «...Быстро лечу я по рельсам чугунным,/Думаю думу свою...» для передачи

а) скорости движения поезда        

в) звука свиста ветра

б) звучания перестука колес        г) внутреннего состояния героя

2. Какое слово в монологе заменяет определение «железная дорога», «рельсы чугунные»?

а) насыпи узкие        

в) коробушка

б) дороженька        г) дебри бесплодные

3. С какой целью Н. А. Некрасов вводит в стихотворение «Песню мертвецов»?

а) напугать читателя

б) показать широкую панораму России

в) изобразить реалистичную картину строительства железной дороги

г) вызвать сострадание к тяжелому положению народа

4. Сопоставьте строки. Что в них выражено?

1) ...любо нам видеть свой труд...

2) Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной. Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой...

а) авторское противоречие

б) жалоба труженика

в) осознание значения понесенных жертв

5. Как показан автором генерал?

а) сочувственно

б) иронически

в) сатирически

6. В чем суть спора и разногласий генерала и попутчика?

а) в том, кто является строителем дороги

б) во взглядах на роль народа в истории развития общества

в) в понимании значения культуры для народа

7. С какой целью автор вводит в стихотворение четвертую часть? Ведь основная тема стихотворения (вера автора в торжество народа) исчерпана уже во второй части.

а) показать долготерпение, забитость народа

б) выразить авторское негодование по поводу слепого подчинения народа эксплуататорам

в) показать «светлую сторону» отношений рабочего и хозяина

8. Почему стихотворение начинается с вопроса сына отцу?

а) связь с будущим России

б) попытка пробудить молодое поколение к действию

в) тема детства является одной из излюбленных для писателя.

(Проверяем, если были ошибки, обсуждаем и исправляем)

Работают самостоятельно, ищут ответы в тексте стихотворения.

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий,

К- уметь использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

5. Закрепление

Словесное рисование. Работа с деталями.

-В чём созидательная сила труда?

-Почему лирический герой обращается к Ване?

-Каково авторское отношение к изображаемому?

Пишут мини – сочинение по предложенному началу: « В стихотворении « Железная дорога»  Н.А. Некрасов  пишет о ….»

Фронтальная работа. Учащиеся рассказывают, какие картины они представляют при чтении текста.

Отвечают на вопросы.

Пишут  мини - сочинение

П- использование символических средств для решения задач;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию, словесно рисовать представляемую картину

6. Рефлексия

1.Продолжить предложение:

«Я узнал сегодня на уроке… »

2. Заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы), затем- общая оценка за урок.

-Какие были трудности, где вы поставили себе самый низкий балл, где-самый высокий? Поправки и комментарий товарищей и учителя, выставление оценок за урок.

3. Домашнее задание ( первое задание у всех одинаковое- прочитать выразительно текст, а второе- на выбор, каждый выбирает себе одно задание из трех):

1) Прочитать выразительно текст, ответить на вопросы (устно).

2)Прочитать выразительно текст, выучить отрывок наизусть.

3)Прочитать выразительно текст, ответить на вопрос (письменно): «Как автор относится к тому, о чем пишет в своем стихотворении?»

Составляют предложения по данному началу,  выставляют себе оценки за урок, заполняя карточки по каждому виду работы; выставляют себе общую оценку за урок. выбирают домашнее задание.

Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания»,

П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы;

Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за разработку!

11 August 2017

Спасибо за отзыв. Буду рада, если Вам пригодится в работе.

13 August 2017

Спасибо,материал очень понравился.

8 September 2017